Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международная корпорация как основной субъект международного движения капитала: понятие, виды, этапы становления, черты




Международная корпорация – это форма организации крупной компании, осуществляющей ПЗИ в различные страны мира. По классификации ООН к ним относят те, у которых:

- годовой объем продаж составляет не менее 1млд. дол.;

- от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

- доля зарубежных активов не менее 25%;

- филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

Поскольку главным качественным признаком международной корпорации является перенесение производственного процесса в другие страны на основе ПЗИ, все мотивы этих инвестиций (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) будут мотивами создания таких корпораций.

Различают два вида международных корпораций: ТНК и МНК. Транснациональные корпорации – это такие корпорации, где головная компания принадлежит капиталу одной страны, а прямые инвестиции осуществляются во многих странах мира. Многонациональные корпорации – это такие корпорации, где головная компания принадлежит капиталу нескольких стран, а прямые инвестиции также осуществляются по всему миру. Подавляющее большинство современных корпораций имеют форму ТНК. Их характерные черты:

1. верховенство центра при принятии стратегических решений;

2. подконтрольность зарубежных подразделений материнским компаниям, даже если они юридически независимы;

3. наличие внутри ТНК особого рынка, который регулируется путем планирования и трансфертного ценообразования. В результате, значительная часть торговых, финансовых и других, формально международных операций превращаются во внутрифирменные;

4. относительная независимость движения капитала внутри ТНК и принимающей страны от процессов, протекающих внутри страны базирования головной компании.

Международные корпорации прошли ряд этапов становления и развития.

Международные корпорации первого поколения действовали в границах колониальных империй. Это колониально- сырьевые компании, организованные в форме картелей, синдикатов и первых трестов.

Международные корпорации второго поколения существовали в период между двумя мировыми войнами начала и середины ХХ в. Это военные компании трестового типа. Для международных корпораций первого и второго поколений были характерны ПИИ с нуля.

ТНК третьего поколения появились в начале 60-х гг. с развитием НТР и ростом потребительского спроса на основе резкого повышения уровня жизни. По организационной форме это были корпорации и конгломераты. В их деятельности органически соединялись элементы национального и зарубежного производства. Становление таких корпораций происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. В связи с ужесточением конкуренции ТНК всячески стремились получить конкурентные не преимущества в издержках, что обусловило широкое использование трансплантантов в качестве главной формы ПЗИ. Сборочные производства в принимающих странах помогали к тому же обойти таможенные барьеры.

ТНК четвертого поколения формируются с 80-х гг. Это глобальные корпорации, для которых характерно:

1. глобальное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;

2. дележ мировых рынков с немногими такими же ТНК;

3. координация действий своих филиалов на основе новых сетевых информационных технологий, гибкая организация каждого производственного узла, адаптивность и гибкость всей организационной структуры корпорации, единообразная организация бухучета и аудита;

4. интеграция своих филиалов и совместных предприятий в единую международную сеть управления;

5. осуществление экономического и политического влияния на принимающие государства.

В эпоху ТНК четвертого поколения задействованы такие формы ПЗИ, как стратегические альянсы, слияния и поглощения.

ТНК пятого поколения формируются с 90-х гг. и имеют несколько характеристик, не свойственных корпорациям четвертого поколения. А именно:

- масштабы их деятельности значительно расширились в результате развала МСС, ускорения, глобализации финансовых рынков, региональной интеграции, процессов приватизации, углубление взаимозависимости стран, появление новейших технологий;

- нынешние ТНК становятся по своей экономической и финансовой мощи самостоятельным игроком в международной экономике наряду с национальными государствами;

- для современных ТНК характерны: рост вложений капитала в сферу услуг, включая научные и маркетинговые исследования;

- усиливается конкуренция среди самих ТНК, главным средством которой стало обладание новыми технологиями;

- как следствие все большую роль для ТНК стали играть инновации и НИР. Современные корпорации предпочитают сосредотачивать НИР в головной компании, а производство переместить за рубеж. Они ориентируются на производство интеллектуальных продуктов вместо материальных;

- небывалый бум в развитии телекоммуникаций дал неограниченную возможность по обмену информаций для своевременного принятия решений как между головной компанией и зарубежными филиалами, так и другими. ТНК;

- усиливается тенденция к укрупнению ТНК, что связано с многочисленными слияниями и поглощениями. Их результатом, а также стратегических альянсов становятся образование новых ТНК-олигополистического типа. В каждой из развитых стран доминирующее положение сейчас стали занимать всего 2-3 супергиганта, конкурирующих между собой на рынках всех стран.

 

Портфельные инвестиции: понятие, виды

Портфельные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Они подразделяются на инвестиции в:

- акционерные ценные бумаги;

- долговые ценные бумаги.

Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:

- облигации, простого векселя, долговой расписки;

- инструментов денежного рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и пр.);

- финансовых дериватов – инструментов торговли финансовыми рисками, цены которых привязаны к другим финансовым или реальным активам (опционы, фъючеры, варранты, свопы).

Главная причина портфельных инвестиций состоит в стремлении разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. При этом ни отрасли, ни типы ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, особого значения не имеют.

На протяжении всей истории портфельных инвестиций инвесторы отдают абсолютное предпочтение покупке национальных ценных бумаг. По оценкам, не более 5-10% портфельных инвестиций реально выходит за пределы национальных границ и вкладывается в иностранные ценные бумаги.

Среди портфельных инвестиций действительно международными являются капиталовложения в иностранные облигации и еврооблигации. Иностранные облигации – те виды облигаций, которые продаются за пределами страны, где расположен их эмитент. Еврооблигации выпускаются в валюте, отличной от валюты стран, где они реализуются. Большинство еврооблигаций деноминируются в долларах США и продаются в Европе и странах ОПЕК.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...