Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Современный российский театр




       Тенденции развития современного российского театра:

прорыв театра в мировое культурное пространства (международные театральные фестивали, гастроли, участие в международных театральных проектах);   

сближение театра с массовой культурой в результате социальных и политических преобразований в стране;  

кризис актерского искусства и исполнительской школы;   

отсутствие крупных масштабных личностей;   

возникновение «новой драмы»;

коммерциализация театра.

       Политические и экономические изменения в жизни страны в середине 80 – начале 90-х годов XX века. Экономическая нестабильность, кризисные явления в театральном процессе. Разделение МХАТа, проблемы репертуара. Рост количества театров. Театр «У Никитских ворот» Марка Розовского. Театр «Около дома Станиславского» Юрия Погребничко. Театр «Модерн» Светланы. Враговой. Российские и Европейские театральные фестивали: Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова; «Золотая Маска»; «Балтийский дом»; фестиваль «NET»; Авиньонский фестиваль и др. В 90-е годы ХХ века происходит взрыв интереса к актуальному театру, современной пьесе, так называемой «новой драме». Процесс омоложения сцены – постепенное отмирание советских театральных ценностей и авторитетов. Омоложение театра не принесло ожидаемого обновления эстетики. Исчезновение из театрального обихода понимание театра как особого духовного пути, как психофизической практики и актерского тренинга. «Новая драма « сумела занять опустевшие позиции, являясь самым экспериментальным и самым социальным явлением российского театра. Происхождение термина «новая драма». Основные приметы и особенности структуры пьес. Представители «новой драмы»: И. Вырыпаев, В. Сигарев, О. Мухина. бр. Пресняковы, бр. Дурненковы, М. Курочкин, О. Богаев, П. Пряжко, К. Драгунская, А. Пулинович и др.  

       Драматургия Н. Коляды, «Коляда-театр» в Екатеринбурге.

       Феномен театра Евгения Гришковца. 

       Театр doc. и английская технология «verbatim». Основатели театра doc. –Михаил Угаров и Елена Гремина. Театр doc основан в 2002 году в Москве. Первый громкий спектакль – «Кислород» И. Вырыпаева. В Театре doc. идут документальные тексты и пьесы «нон фикшн», близкие технике verbatim. Спектакли: «Война молдаван за картонную коробку» А. Родионова; «Трусы» по П. Пряжко; «Синий слесарь» М. Угарова; «Большая жрачка» А. Вартанова и Р. Маликова и др.

       Режиссура конца XX – начала XXI века.

       Театральные авангардисты.

       Серебренников Кирилл (р.1969) современный российский режиссер. В 1992 окончил физический факультет Ростовского университета. С 1990г. поставил в Ростове 20 спектаклей по классическим произведениям, работал на телевидении.В Москве – первая постановка «Пластилин» В. Сигарева в драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Постановки: «Откровенные полароидные снимки» М. Равенхилла (театр им. Пушкина); «Терроризм» и «Изображая жертву» бр. Пресняковых, «Мещане» М. Горького, «Лес» А. Островского (МХТ им. Чехова); «Голая пионерка» К. Драгунской при участии К. Серебренникова («Современник); «Господа Головлевы» по М.Е.Салтыкову-Щедрину; «Демон» с О. Меньшиковым и др.

       Чусова Нина (р. 1972) окончила режиссерский факультет Воронежского театрального института, а в 2001 году – режиссерский факультет РАТИ, курс Леонида Хейфеца. В учебном театре РАТИ поставила «Шинель» Н.В. Гоголя, «Гедду Габлер « в «Сатириконе», «Имаго» М. Курочкина вантрепризе П. Каплевича, «Мамапапасынсобака» Б. Србляновичи «Грозу» А.Н. Островского в «Современнике», «Тартюф» Мольера в МХТ им. Чехова и др.

       Карбаускис Миндаугас(р. 1972) – театральный режиссер. Окончил Театральную Академию в Вильнюсе как актер, в 2001 году окончил режиссёрский факультет РАТИ (мастерская Петра Фоменко). За время учебы поставил «Русалку» А. С. Пушкина и «Гедду Габлер» Г. Ибсена. Работал в театре-студии п/р Олега Табакова. В этом театре поставил 8 спектаклей, в т. ч «Долгий рождественский обед» Уайлдера (2001), «Лицедей» Бернхарда (2002) «Когда я умирала» Фолкнера(2004) — «Дядя Ваня» Чехова(2004) «Рассказ о семи повешенных»Андреева (2005), «Рассказ о счастливой Москве» Платонова (2007), В В МХТ им. Чехова поставил: в 2001 — «Старосветские помещики» Гоголя, в 2003 — «Копенгаген» Фрейна. В театре «Мастерская Петра Фоменко в 2005 году поставил «Гедду Габлер» Ибсена.

       ТуминасРимас (р. 1952) театральный режиссер. В 1974 году окончил Литовскую Консерваторию, в 1978 – режиссерский факультет ГИТИСа (курс И.Туманова). Первый спектакль – «Январь» Й. Радичкова (1978) в Театре драмы Литовской ССР, первая московская постановка – «Мелодия для павлина» О. Заградника (1979) в Театре им. К.С.Станиславского. Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей. Из зарубежных работ: чеховские «Дядя Ваня» (1992) и «Чайка» (1993) в Финляндии, «Дон Жуан» Мольера в Исландии (1995). В 1990 году Туминас основывает Малый театр Вильнюса. Здесь им были поставлены: «Вишневый сад» Чехова (1990), «Галилей» Б.Брехта (1991), «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановичюса (1994), «Маскарад» М. Лермонтова (1997).  Спектакли Туминаса – успешные участники международных театральных фестивалей. После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля «Маскарад» Туминас был приглашен на постановку театром «Современник», где в 2000 году выпустил спектакль «Играем...Шиллера!» по пьесе Шиллера «Мария Стюарт». В 2002 году на сцене Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас поставил спектакль по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». В 2007 году Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве Художественного руководителя.
       Актерское искусство XXI века. Актеры: Константин Райкин, Александр Абдулов, Виктор Гвоздицкий, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Оксана Мысина, Ирина Апексимова, Владимир Машков,  Максим Суханов, Александр Девотченко, Марина Зудина, Сергей Маковецкий, А. Белый, сестры Кутеповы, Олег Янковский и др.

 


Темы

Семинарских занятий по истории российского театра

1. Классицизм в России.

2. Создание первого публичного театра в Москве в 1765 г. Актеры: Я. Шушерин, П. Плавильщиков, М. Синявская.

3. Крепостные театры России. Театр. Шереметева, Воронцова, Юсупова. Актриса П. Жемчугова.

4. Сатирическая и благородная комедия. Пьесы И. Крылова, М. Загоскина, Н. Хмельницкого, А. Шаховского.

5. Актерское искусство московских театров: П.С. Мочалов, М.С. Щепкин; актерское искусство петербургских театров: В. Каратыгин, И. Сосницкий, В. Асенкова, Н. Дюр.

6. К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. Создание Художественного театра.

7. Драматургия русского символизма. А. Блок, Л. Андреев.

8. Драматургия театрального авангарда – Группа ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский). Авангардистские поиски режиссеров Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова.

9. Режиссура М. Захарова, В. В. Фокина, Р. Г. Виктюка, А. Васильева, Э. Някрошюса, П.Н. Фоменко.

10. Театры doc. М. Угарова и Е. Греминой, «Практика» Э. Боякова, Центр современной драматургии и режиссуры М. Рощина и А. Казанцева.



Контрольные вопросы

По курсу истории русского театра

1. Истоки театра, скоморошьи игры, создание придворного театра. Театр при Петре I

2. Классицизм в России. А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

3. Театры охочих комедиантов. Ф.Г. Волков

4. Школьные театры. Театральное образование в Шляхетном корпусе. Создание первого публичного театра в Петербурге в 1756 г. Первые актеры: И. Дмитревский, Т. Троепольская, А. Мусина-Пушкина.

5. Театр эпохи Екатерины Великой. Драматургия Я.Б. Княжнина. Жанр комической оперы. А. Аблесимов, М. Попов, Н. Николев.

6. Сатирическая комедия: Д. Фонвизин, В. Капнист. Драматургия А.С. Грибоедова.

7. Создание первого публичного театра в Москве в 1765г. Актеры: Я. Шушерин, П. Плавильщиков, М. Синявская.

8. Крепостные театры России Шереметева, Воронцова, Юсупова. Актриса П. Жемчугова

9. Состояние театрального дела, репертуар театров в первой четверти XIX века.

10. Драматургия В. Озерова. Особенности постановок.

11. Сатирическая и благородная комедия. Пьесы И. Крылова, М. Загоскина, Н. Хмельницкого, А. Шаховского

12. Актерское искусство: П. Плавильщиков, А. Яковлев, Е. Семенова, А. Колосова

13. Русский водевиль. Особенности эстетики и сценической культуры. Д. Ленский, Ф. Кони, П. Каратыгин

14. Характеристика эстетических течений во второй четверти  XIX века. Развитие романтического и реалистического направлений. Создание императорских драматических театров (Малый театр – 1824, Александринский театр –1830). Драматурги «консервативного романтизма»: Н. Кукольник, Н. Полевой.

15. Драматургия А.С. Пушкина.

16. Драматургия М.Ю. Лермонтова

17. Драматургия Н.В. Гоголя

18. А. Н. Островский и театр. Драматургия А.Н. Островского.

19. Актерское искусство московских театров: П.С. Мочалов, М.С. Щепкин; актерское искусство петербургских театров: В. Каратыгин, И. Сосницкий, В. Асенкова, Н. Дюр.

20. Драматургия А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

21. Драматургия И.С. Тургенева: «Нахлебник», «Месяц в деревне».

22. Актерское искусство Малого театра: Г.Н. Федотова, П.М. Садовский, М.Н. Ермолова.

23. Драматургия Л.Н. Толстого: «Власть тьмы», «Живой труп», «Плоды просвещения».

24. Актерское искусство Малого театра: А.П. Ленский, А.И. Южин-Сумбатов.

25. Новаторство драматургии А.П. Чехова.

26. Актерское искусство Александринского театра: П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, К.А. Варламов.

27. Основоположники Московского художественного театра: В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский

28. Открытие художественного общедоступного театра. Программа театрального дела. Четыре линии развития МХТ до 1905 года.

29. Режиссер В.Э. Мейерхольд: этапы творчества, эстетика театра, эволюция творчества на примере спектаклей.

30. Драматургия А.М. Горького: «На дне», «Мещане», «Варвары».

31. Режиссер А.Я. Таиров и Камерный театр. Принципы таировского театра, творчество А.Г. Коонен.

32. Символизм в русском театре. Драматургия А.А. Блока. «Лирические драмы и их сценическая истории.

33. Великая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская. Основные роли и творческие проекты.

34. Драматургия Л. Андреева: «Жизнь человека», «Анатэма», «К звездам». Философская проблематика пьес.

35. МХТ в период 1905–1917 гг. Репертуар, студийное движение.

36. Творчество М.А. Чехова. Основные роли.

37. Е.Б. Вахтангов и его театральная эстетика.

38. Революция и театр. Академические театры и движение «Театральный Октябрь».

39. Рождение советского театра. Площадные действа, рождение советской драматургии.

40. Концепция советского театра в интерпретации «Пролеткульта», РАПП.

41. Репертуар и выдающиеся постановки театров Петербурга и Москвы в 1917 – 1919 гг.

42. Взаимоотношения бывших Императорских театров и революции. Первые спектакли.

43. Послереволюционное творчество Вс. Мейерхольда.

44. Деятельность Камерного театра после революции. А.Я. Таиров и А.Г. Коонен

45. Рождение советской драматургии: В. Билль-Белоцерковкий, К. Тренев, Вс. Иванов.

46. М.А. Булгаков и его пьесы. Взаимоотношения с МХАТ.

47. Эксцентрика в советском театре. ФЭКС.

48. Русский театральный авангард. Драматургия Д. Хармса, А. Введенского.

49. Классическая драматургия на сцене советских театров в 20–30 годы.

50. Политика государства в области театра в 1937 году. Закрытие театров, репрессии, высылка из Москвы и Ленинграда театральных деятелей. Равнение на МХАТ.

51. Государственный еврейский театр и Соломон Михоэлс (1890–1948).  Спектакли: «Блуждающие звезды», «Король Лир», «Уриэль Акоста», «Фрейлехс». Лучшие роли Михоэлса.

52. МХАТ в 20–40-е годы. Постановки: «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Унтиловск» Л. Леонова, «Тартюф» Мольера, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Инсценировка «Воскресения» Л. Толстого; «Три сестры» Чехова в постановке В. Немировича–Данченко.

53. Театр за «железным занавесом» (спектакли ведущих российских театров конца 40-х – конца 50-х годов)

54. Творчество режиссера и художника Н. Акимова

55. Драматургия А. Арбузова и ее сценическая история.

56. Драматургия В. Розова. Новый герой в пьесах Розова.

57. Расцвет российского театра в период 60-х – 80-х годов XX века. Режиссерская   деятельность Г. Товстоногова, Б. Любимова, А. Гончарова,  А. Эфроса, О. Ефремова, В. Плучека, М. Захарова, П. Фоменко, Л. Додина, И.  Райхельгауза, А. Васильева.

58. Возникновение драматургии «новой волны» и ее значение для советского       театра: В. Арро, Л. Петрушевская, А. Галин, А. Гельман, Л. Разумовская, С.  Злотников,  М. Варфоломеев, С. Лобозеров.

59. Режиссерская деятельность, П. Фоменко, К. Гинкаса, Э. Някрошюса, Г. Яновской, В. Фокина.

60. Режиссура С. Женовача, А. Праудина, Ю. Бутусова, В. Мирзоева, Г. Козлова, А. Шапиро.

61. Режиссерские новации Ю. Бутусова, К. Серебренникова, Н. Чусовой, О. Субботиной, М. Карбаускиса.

62. Российская драматургия конца XX – начала XXI века: Н. Садур, Н. Коляда, Н. Птушкина; М.Курочкин, К. Драгунская, Е. Ерпылева, В. Сигарев, бр. Пресняковы, бр. Дурненковы, О. Мухина, М. Угаров, И. Вырыпаев, А. Слаповский, А. Пулинович и др.

63. Театр doc. Театр «Практика»,

64. Феномен театра Е. Гришковца

65. Театр Дмитрия Крымова.

 

Список










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 625.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...