Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Русский театр и драматургия советского периода




       Отношение столичных театров к Революции.Театры и Советская власть. Дипломатия первого наркома просвещения А.В. Луначарского. Два направления в театральном процессе Советской России: академические театры (АКИ) и движение «Театрального октября». Новые формы революционного театра: площадные театрализованные действа, создание фронтовых театров. Постановка «Мистерии_Буфф» В. Маяковского В.Э. Мейерхольдом в 1918 года.

           Создание новых театров (БДТ, МГСПС и др.), первые советские пьесы. В. Билль-Белоцерковский («Шторм»), Н. Эрдман («Мандат», «Самоубийца»), Вс. Иванов («Бронепоезд 14-69»), А. Афиногенов («Машенька»). К. Тренев («Любовь Яровая»), М. Булгаков («Дни Турбинных», «Зойкина квартира» и др). Театральный авангард. Объединение ОБУРИУ. Пьесы Д. Хармса и А. Введенского. Авангардистские постановки Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова. Создание Фабрики эксцентризма (ФЭКС). С. Эйзенштейн. Агиттеатры. Создание ГОСЕТа (Государственного еврейского театра). Творчество и жизненный путь руководителя государственного еврейского театра Соломона Михоэлса. Деятельность Пролеткульта, РАПП (1925). Первый Съезд писателей (1935). Соцреализм как единственный творческий метод. Послереволюционная драматургия Горького: «Егор Булычов и другие», « Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой.

       Вс. Мейерхольд и театр «социальной маски» Спектакли: «Зори» Э. Верхарна; Д.Е. («Даешь Европу»). Конструктивизм и биомеханика. «Великодушный рогоносец» Кроммелинка. Постановка классики: «Доходное место», «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» Грибоедова. «Клоп», «Баня» Маяковского. Успех спектакля «Дама с камелиями» Дюма-сына. Участие Мейерхольда в Первой режиссерской конференция 1939 года. Арест, расстрел (1940).

 Спектакли А.Я. Таирова в 30-е, 40-е годы. «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Политическое давление на Камерный театр. Резкая критика Камерного театра за спектакль «Богатыри» Д. Бедного. Слияние трупп Камерного и Реалистического театра. Возвращение статуса. Уход А. Таирова и А. Коонен из театра. Концертная деятельность А. Г. Коонен после смерти А. Таирова.

МХТ после революции. Разделение труппы, скитания Качаловской группы за границей. Первые советские постановки. Успех спектакля «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (постановка И. Судакова.)

       Михаил Афанасьевич Булгаков(1891–1940) – великий русский писатель, драматург. Взаимоотношения Булгакова и МХАТа. История спектакля «Дни Турбинных» (пост. И. Судакова). Сценическая история пьес «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Кабала святош» (Мольер), «Бег». Работа Булгакова в качестве либреттиста в Большом театре.

       Малый театр в послереволюционные годы. Успех советской пьесы «Любовь Яровая» К. Тренева (постановка Платона и Прозоровского).

       Творческая деятельность режиссера Андрея Михайловича Лобанова(1900–1959). Обучение в Шаляпинской студии, школе второй студии Художественного театра. Педагогическая деятельность в студии Ю. Завадского. Постановки в студии Р.Симонова – «Таланты и поклонники» А.Н. Островского», нетрадиционная постановка «Вишневого сада» А.П. Чехова. Легендарный спектакль «Таня» А. Арбузова с М. Бабановой в главной роли в театре Революции. Работа в театре им. Ермоловой. Постановка и успех пьесы Дж. Пристли «Время и семья Конвей». Работа во фронтовых театрах. Руководство театром им. Ермоловой (1946–1957). Успех «тихих» спектаклей А. Лобанова по пьесам Островского, Горького, Трифонова. Последний спектакль А.М. Лобанова – «На всякого мудреца довольно простоты» Островского – триумф театральной Москвы.

       Режиссерская деятельность Алексея Дмитриевича Попова (1892–1961). Работа в Художественном театре в качестве артиста, Первая режиссерская работа – «Незнакомка» А. Блока в Мансуровской студии (не завершена). Социальные полотна 20-х годов: «Виринея» Л. Сайфуллиной, «Разлом» Лавренева. Работа в театре Революции. Лучшая постановка этого времени: «Ромео и Джульетта». Центральный театр Красной Армии. Лучшие спектакли: «Флаг адмирала» А. Штейна, «Поднятая целина» по М. Шолохову. Работа  по развитию мастерства актера. Педагогическая деятельность А.Д. Попова.

Н.П. Акимов и Ленинградский театр комедии. Репрессии 1937–39 годов. Судьбы режиссеров Вс. Мейерхольда, Л. Курбаса, С. Ахметелли, С.Михоэлса и др.

Драматургия А. Афиногенова (Машенька», «Страх»), А. Корнейчука («Фронт», «Платон Кречет»), Вс. Вишневского («Оптимистическая трагедия»), Е. Шварца «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Дракон»), А. Арбузова («Таня», «Годы странствий»)

Драматургия: К. Симонов («Русские люди», Л. Леонов («Нашествие»). Постановки патриотических пьес из классического репертуара, создание при театрах фронтовых бригад, влияние эвакуированных театров на культурную жизнь городов Сибири и Урала, Средней Азии. Документальная пьеса.

       Политика государства в сфере театра в конце 40-х начале 50-х годов. Бесконфликтная драматургия, лакировка действительности: А. Суров («Зеленая улица»), М. Софронов («Московский характер»). Борьба властей с «безродными космополитами».

50-60-е годы.Ослабление «железного занавеса». «Оттепель». Расцвет советской драматургии, развитие сценического искусства. Драматургия А. Арбузова, Е. Шварца, С. Алешина, А. Володина, И. Дворецкого, М. Рощина, В. Розова, А. Салынского, М. Шатрова Э.Радзинского. Обращение советских режиссеров к зарубежной драматургией. Постановки по А. Миллеру, Э. де Филиппо, У. Гибсону, Б. Брехту, Ф. Дюрренматту, Ж. Ануйю. Открытие в Москве двух новых театров.

       Творческая деятельность Георгия Александровича Товстоногова (1915–1989). Творческий путь режиссера. Тбилисский период: 1933 год – первая постановка в Тбилисском русском ТЮЗе («Предложение» А.П. Чехова); с 1938 по 1946 год – работа в Тбилисском русском драматическом театре. 1946–1949 – работа в московских театрах. С 1949 года – режиссер, затем главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Этапные постановки: «Дорогой бессмертия» по Ю. Фучику, «Гибель эскадры А.Корнейчука, «Гроза» А.Н. Островского, «Оптимистическая трагедия»  Вс. Вишневского. С 1956 года – главный режиссер Большого Драматического театра (БДТ). Режиссерская манера Товстоногова – глубина и современное звучание содержания, смелость постановочных решений, умение создавать блестящий актерский ансамбль. Актеры Товстоногова – В. Стржельчик, К. Лавров, С. Юрский, Е. Копелян, З. Шарко, Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, Н. Трофимов, Е. Копелян, Л. Макарова. Постановки по М. Горькому: «Варвары», «Мещане», «Дачники». Постановка «Идиота» Ф.М. Достоевского с И.М. Смоктуновским в главной роли. Этапные спектакли БДТ: «Ревизор» Гоголя, «Ханума» Цагарелли, «Горе от ума» Грибоедова, «История лошади» по Л.Н. Толстому, «Тихий Дон» по Шолохову. Последний спектакль – «Визит старой дамы» Дюренматта. Ученики Товстоногова по классу режиссуры – Л. Додин, И. Владимиров, Г. Яновская, К. Гинкас, В. Воробьев и др.

       Андрей Александрович Гончаров (1918–2001) – российский режиссер, педагог. Учеба в ГИТИСе на режиссерском курсе Н.М. Горчакова (1977–1941), фронт, после ранения – директор и режиссер Первого фронтового театра при ВТО. Постановки: «Рузовский лес» Финна, «Жди меня» Симонова, пьесы А. Островского. 50-е годы работа в театре Сатиры в качестве режиссера, педагогическая деятельность в ГИТИСе. Работа с А.МЛобановым в театре им. Ермоловой, с 1957 по 1965 гг. – Московский драматический театр на Спартаковской. Постановки: «Вид с моста» А. Миллера, «Аргонавты» Ю. Эдлиса, «Визит дамы» Ф. Дюренматта и др. С 1967 года возглавил театр им. Вл. Маяковского.Знаменитые постановки: «Дети Ванюшина» С. Найденова, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского, «Закат» И. Бабеля и др. Знаменитые ученики А.А. Гончарова: П. Фоменко, Е. Гротовский, Э. Някрошюс, А. Борисов и др.

       Создание театра «Современник» (1956). Эстетика театра, первые спектакли («Вечно живые» В. Розова и др.), актеры: Г. Волчек, И. Кваша, О. Табаков, Е. Евстигнеев Т. Лаврова и др.

       Олег Николаевич Ефремов(1927–1999) – выдающийся российский артист, режиссер, видный театральный деятель. Творческий путь: актерская и режиссерская работа в Центральном детском театре. 1956 год – создание театра «Современник». Постановки: «Вечно живые», «Традиционный сбор», В поисках радости» В. Розова, «Назначение» А. Володина, «Большевики» М. Шатрова. С 1970 года – художественный руководитель и актер МХАТа. Первый спектакль «Дульсинея Тобосская». Приглашение во МХАТ актеров А. Калягина, И. Смоктуновского, Т. Лавровой, О. Табакова, Е. Евстигнееав, А. Вертинской. Лучшие постановки: «Заседание парткома» А. Гельмана, «Так победим!» М. Шатрова, «Три сестры» А. Чехова и др.

Создание театра на Таганке (1964)Ю. П. Любимовым.

       Любимов Юрий Петрович (р. 1917) – российский режиссер, художественный руководитель театра на Таганке (Москва) Творческий путь. Работа актером в театре им. Вахтангова(1947–1963). Первый спектакль – «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Спектакли, определившие эстетику театра: «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида, «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву, «Гамлет» У. Шекспира». Актеры: Н. Губенко, В. Золотухин, З. Славина, И. Бортник, А. Демидова, В. Высоцкий. Публицистичность спектаклей, живой разговор с современниками о времени, обществе, о нравственной позиции. человека. История спектакля «Борис Годунов» А. Пушкина. Конфликт режиссера с властью. Лишение Ю.П. Любимова советского гражданства. Работа в драматических и оперных спектаклях за границей. Спектакли последнего пятнадцатилетия XX века и начала XXI века: «Пир во время чумы» (Маленькие трагедии») А. Пушкина, «Живой» Мозжухина, «Марат/Сад» П. Вайса, «Медея» Ж. Расина и др.

       Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос (1925–1987) – российский режиссер. В 1950 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа, курс Н.В. Петрова и М.О. Кнебель. Работал в Рязанском театре, с 1954 года – главный режиссер Центрального детского театра. Работа с актерами О. Ефремовым, Л. Дуровым, О. Табаковым. Постановки Эфроса по пьесам В. Розова – «В поисках радости»,  «Неравный бой». С 1963 года по 1967 год – главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола. Новаторство «негромкой» режиссуры Эфроса. Работа с артистами А. Збруевым, А. Ширвиндтом, Л. Дуровым, О. Яковлевой и др. Постановки в театре им. Ленинского комсомола: «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузов, «Мольер» М. Булгакова, «Чайка» Чехова С 1967 года – очередной режиссер театра на Малой Бронной. Театр стали называть театром Эфроса. Легендарные постановки по русской и зарубежной классике: «Три сестры», «Ромео и Джульетта», «Женитьба», «Отелло», «Дон Жуан», «Месяц в деревне». Современные пьесы с успехом поставленные Эфросом:  «Сказки старого Арбата» А. Арбузова, «Человек со стороны» И. Дворецкого. Постановка «Вишневого сада» в театре на Таганке. 1984 год – назначение Эфроса главным режиссером театра на Таганке после отъезда Ю. Любимова. Постановки: «На дне» Горького, «Мизантроп» Мольера. Конфликт с труппой.

           Театр 70-х – 80 –х годов ХХ века. Драматургия: А. Арбузов, В. Розов,  А. Вампилов. Э. Радзинский, Р. Ибрагимбеков, И. Друце. Феномен драматургии А. Вампилова. Постановки: «Провинциальные анекдоты» в «Современнике», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота» в  театре им. Ермоловой; «Утиная охота» во МХАТе. Драматургия «новой волны»:А.Гельман, , А. Галин, Л. Петрушевская Л. Разумовская, С. Злотников, М. Варфоломеев, А. Дударев. Инсценировки повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие..» (театр на Таганке); «В списках не значился» (Ленком); «Эшелон» М. Рощина (МХАТ); «Крутой маршрут» Е. Гинзбург в «Современнике».

       Марк Анатольевич Захаров(р. 1933) – российский режиссер, художественный руководитель театра «Ленком». Работа в качестве актера в драматическом театре в Перми. Возвращение в Москву в 1959 году, работа в театре им. Гоголя, Эстрадном театре миниатюр В. Полякова. Постановки в студенческом театре МГУ, работа в театре Сатиры. Постановки: «Доходное место» А. Островского, «Банкет» А. Арканова и Г. Горина. В 1973 году возглавил театр им. Ленинского комсомола (ныне Московский театр «Ленком») Успех постановок «Автоград»», «Тиль» Г. Горина. Поэтическая и музыкальная направленность спектаклей: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Гастроли Ленкома в Париже. Лучшие спектакли: «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Поминальная молитва» Г. Горина по мотивам произведений Ш. Алейхема, «Варвар и еретик» по Ф. Достоевскому, «Чайка» А. Чехова, «Шут Балакирев» Г. Горина и др.

       Лев Абрамович Додин (р. 1944) –российский режиссер. Окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, класс Б.В. Зона. Режиссерский дебют Додина в 1966 году – телеспектакль «Первая любовь» по повести И.С. Тургенева. Постановки в театрах России и за рубежом. Среди них: «Недоросль» Д. Фонвизина (Ленинградский театр комедии), «Кроткая» по Ф.М. Достоевскому (БДТ и МХАТ), «Господа Головлевы» Ф.М. Достоевский (МХАТ), постановка оперных спектаклей в Амстердаме, Флоренции, Милане, Париже. Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1975 году «Разбойником» К. Чапека. С 1983 года Л. Додин – художественный руководитель Малого Драматического театра. Легендарные спектакли Додина: «Дом», «Братья и сестры» по Ф. Абрамову; чеховская тетралогия: «Вишневый сад», «Пьеса без названия», «Чайка», «Дядя Ваня»; «Бесы» по Достоевскому; «Чевенгур» по А. Платонову. В 1998 году МДТ получил статус Театра Европы, третьим после парижского театра Одеон и Пикколо театро ди Милано Джорджо Стрелера. Преподавательская деятельность в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, мастер-классы в Великобритании, Франции, Японии, США.

       Анатолий Александрович Васильев(р. 1942) – российский режиссер. Выпускник 1972 года режиссерского факультета ГИТИСа, мастерская А. Попова и М. Кнебель. 1973 год: МХАТ, легендарный спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника. В 1977 году начинает работать в Московском театре им. Станиславского. Спектакли: первый вариант «Вассы Железновой» М. Горького и «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина. Спектакль «Серсо» В. Славкина признан лучшим спектаклем сезона. В 1987 году открытие театра А. Васильева «Школа драматического искусства Премьера пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». С 1987 года путешествия театра по странам мира, участие в театральных фестивалях. Мировое признание театра А. Васильева. Постановки Васильева в Париже, Будапеште, Веймаре. Выдающиеся постановки А. Васильева в «Школе драматического искусства: «Плач Иеремии» В. Мартынова; «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи» А.С. Пушкина; «К***», А.С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Медея-материал» Х. Мюллера. В 2001году театр «Школа драматического искусства» получил статус Театра Европы. Открытие нового здания театра на Сретенке. В настоящее время живет и работает во Франции.

       Роман Григорьевич Виктюк (р. 1936) – российский режиссер. В 1956 окончил актерский факультет ГИТИСа. Работал в театрах Советского Союза, поставил «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Валентин и Валентина» М. Рощина. В 80-е годы ставит в Москве: «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ, «Царскую охоту» Л. Зорина в театре им. Моссовета, «Татуированную розу» Т. Уильямса во МХАТе. В 1991 году спектаклем «М. Батерфляй» по пьесе Д.Г. Хуана открылся Театр Романа Виктюка. Особенности режиссерского почерка Виктюка того времени – эстетизм, сопряженный с философией духа, поиск гармонии. Легендарный спектакль «Служанки» Ж. Жене в театре «Сатирикон». Постановки в Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле. Неоднозначность оценки творчества Р. Виктюка. 

       Кама Миронович Гинкас(р.1941) – российский режиссер, педагог. Начал обучение в 1959 году в Вильнюсской консерватории, с 1962г. – на режиссерском факультете ЛГИТМи Ка класс Г.А. Товстоногова. Режиссерский дебют – спектакль «Традиционный сбор» В. Розова в Рижском театре русской драмы. В 1970–72 гг. возглавлял Красноярский ТЮЗ. Постановки: «451 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «Гамлет» Шекспира, и др. После Красноярска работал в Ленинграде. Наиболее известные спектакли этого периода – «Монолог о браке» Э. Радзинского, «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, «Царствие земное» Т. Уильямся, «Пушкин и Натали». С 1981 года. – московский период творчества К. Гинкаса – «Пять углов» С. Коковкина, «Вагончик» Н. Павловой. С 1988 года Гинкас работает в Московском ТЮЗе. Постановки: «Играем преступление», «К.И. из «Преступления и наказания», «Записки подпольного человека» по Достоевскому, «Казнь декабристов», «Пушкин. Дуэль. Смерть», «Счастливый принц» О. Уайльда. В 1985 года начал преподавательскую деятельность в ГИТИСе, затем в Школе-студии МХАТ, на Высших режиссерских курсах.

       Петр Наумович Фоменко(р. 1932) – российский режиссер, руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко. Творческий путь. Работа в Ленинградском театре комедии. Постановки в театрах России и за рубежом – «Этот милый старый дом» А. Арбузова во Вроцлаве, «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета, «Великолепный рогоносец» Кроммелинка в театре «Сатирикон, «Без вины виноватые» А. Островского, «Пиковая дама» А. Пушкина в театре им. Вахтангова. Преподавательская работа в ГИТИСе. С 1992 года художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» . Режиссерский стиль Фоменко – апология театральной игры, полноты жизни. Спектакли: «Волки и овцы» А. Островского, «Война и мир. Начало романа» Л. Толстого, « Лес» А. Островского, «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, «Бесприданница» А. Островского и др. Постановка пьесы А. Островского «Лес» в театре Комеди Франсез.

       Мирзоев Владимир Владимирович(р. 1957) – режиссер. В 1981 году окончил факультет режиссуры цирка ГИТИСа, мастерская М. Местечкина, работал театральным журналистом. В 1989 году эмигрировал в Канаду, в 1990 году основал в Торонто театральную компанию «Горизонтальная восьмерка». Поставил за 4 года 12 спектаклей по пьесам А.П. Чехова, О. Уайльда, А. Стриндберга, А. Камю и др. В 1993 году вернулся в Москву. Первый спектакль после возвращения – «Женитьба» Н.В. Гоголя в Московском драматическом театре им. К. Станиславского. Спектакли по пьесам Э. Ростана, Мольера, Г. Пинтера, Б. Шоу, У. Шекспира, О. Богаева, Л. Улицкой, Л. Петрушевской. Неоднозначность оценок творчества В. Мирзоева.

       Актерское искусство: А. Калягин, О. Табаков, О. Ефремов И. Смоктуновский, Т. Доронина, О. Даль, В. Гафт, М. Неелова, С. Любшин, А. Демидова, О. Борисов, К. Лавров, С. Юрский, А. Абдулов, Н. Караченцов, И. Чурикова, О. Янковский, О. Яковлева, Л. Полищук, А. Миронов, А. Папанов, А. Джигарханян, А. Вертинская, С. Юрский, К. Лавров, В. Стржельчик. О. Басилашвили, А. Фрейндлих, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Абдулов, Н. Гундарева, И. Мирошниченко, Э. Зиганшина, О. Мысина.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 722.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...