Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация микроорганизмов по Берги. Номенклатура микроорганизмов. Понятие о виде микроорганизмов.




 

Классификация Берги 1923г. систематика занимается всесторонним описанием видов микроорган, выяснен степени родственных отношений между ними и объединен их по Ур-ню родства в классификационные единицы или таксоны. Основой и самой низшей таксономической единицей является вид микроорганизмов – род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Вид – совокупность родственных микроорганизмов, имеющие единым происхождении и генотип, сходных по морфологическим и биологическим свойствам и обладающие наследственно закрепленной способностью вызывать в среде естественного обитания определенного специфического процессы. В основе систематики лежат признаки: 1) Морфологические признаки – величина, форма, характер взаиморасположения клетки. 2) Тенкториальные свойства - способность окрашивание различными красителями, особенно главным признаком является отношение к окрашиванию по Грамму. 3) Культуральные свойства – особенности роста бактерий на жидких и плотных средах. 4) Подвижность бактерий - подвижны и неподвижны. Подвижные подразделяются – ползающие, скользящие – передвигаются за счёт волнообразных  сокращении клетки; плавающие бактерии, у которых подвижность связана с наличием жгутиков. 5) Спорообразование: спорообразующие бактерии – учитывают размер спор, её расположение в клетке; споронеобразующие. 6) Физиологические свойства – по способу питания – автотрофы, гетеротрофы; по азотному питанию- аминоавтотрофы, аминогетеротрофы; тип дыхания – аэробный, анаэробный, факультат анаэробы, микроаэрофильные. 7) Биохимические свойства – способность ферментировать различные у/в; протеолитическая активность – способность разлагать белковые образован; образован индола, сероводорода, аммиака и др. 8) Чувствительность к специфическим бактериофагам. 9) Антигенные свойства – зависят от химического состава клеточной стенки и жгутиков бактерий. 10) Химическое состояние клеточной стенки – учитывают содержание и состав сахаров и аминокислот.

Ферменты микроорганизмов (свойства, классификация, обнаружение сахаролитического и протеолитического ферментов у микроорганизмов)

 

Главные свойства: специфичность и термолябильность. У микроорганизм набор ферментов генетически закреплён и передаётся по наследству. Различные ферменты: 1. экзоф-ты–выделение клетки во внешную среду и катализир разложен сложных веществ субстрата до более простых. 2. эндо ферменты – локализуются в самой клетке и участвует во внутриклеточных процессах обмена веществ.3. конститутивные – является постоянным компонентом клетки и могут быть обнаружены даже при отсутствии в среде субстрата, которые они катализируют. 4. адаптивные – вырабатываются кл только тогда, когда в среде появляется соотвествующий субстрат. Различают: оксиредуктазу, трансферазу, гидролазу, лиазу, изомеразу, лигазу и киназу. Наличие ф-тов можно обнаружить с помощью спец сред. Сахаролитические св-ва выявляют при посеве бактерий на дифференциально -диагностические среды с разными углеводами и индикатором. Чаще применяют среды Гисса (с индикатором Андредэ). Набор сред с разными углеводами (Г, Л, мальтоза, С, маннит, дульцит, арабиноза, сорбит и др.),стерильное обезжиренное молоко, молоко с лакмусом, молоко с метиленовым синим – пёстрый ряд. Посевы культур осуществляют по общепринятой методике бактериологической петлёй. После инкубирования в термостате учитывают рез-тат ферментации углеводов: изменение цвета пит ср (в красный цвет при индикаторе Андредэ) означает расщепление углевода и образование в среде кислых продуктов распада, а т/ж газообразные в-ва. Для определения сахаролитических св-в часто применяют полужидкие ср с углеводами и индикатором ВР (смесь водного голубого с розоловой к-той), а т/ж плотные среды с углеводами и индикатором (А Эндо, Левина, Плоскирева). Для выявления протеолитической способности микроорганизмов исследуемую культуру засевают в МПЖ, иногда пользуются свёрнутой кровяной сывороткой лошади, коагулированным белком куриного яйца. Посев микробов в застывшую столбиком МПЖ производят уколом, погружая иглу с культурой в глубь пит ср до дна пробирки. В тех пробирках, где под действием ферментов бактерий произойдет протеолиз желатины, среда разжижается. Микробы различных видов разжижают желатину неодинаково. Одни - в виде воронки (сибирская язва), другие - в виде чулка (стафилококки). Способность микроорганизмов гидролизовать казеин определяют на молочном А Эйкмана: Протеолиз проявляется пептонизацией казеина - вокруг колоний образуется четкая зона просветления молочного А. При посеве в молоко протеолиз выражается просветлением столбика молока, появлением осадка. Степень протеолиза и глубину расщепления белка у разных видов бактерий определяют по образованию конечных продуктов распада (индол, сероводород, аммиак и др.).

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология/ М.В. Гусев, Л.А. Минеева - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 446 с.  

2. Теппер Е.З., Шильникова В.К., Переверзева Г.И. Практикум по микробиологии/ Е.З. Теппер, В.К. Шильникова, Г.И. Переверзева - М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

Дополнительная

3. Аникиев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии/ В.В. Аникиев, К.А. Лукомская - М.: Просвещение, 1977. - 186 с.

4. Васильева З.В., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии/ З.В. Васильева, Г.А. Кириллова, А.С. Ласкина - М.: Просвещение, 1979.- 204 с.

5. Емцев В.Т., Мишустин Е.Н. Микробиология/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин  - М.: Дрофа, 2005. - 348 с.

6. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию/ Г.А. Заварзин, Н.Н. Колотилова – М.: Изд-во ООО Кн. дом «Университет», 2001. - 189 с.

7. Определитель бактерий Берги: В 2-х тт. /Под ред. Дж. Хоулта и др. - М.: Мир, 1997. - 487с., 386 с.

8. Шлегель Г. Общая микробиология/ Г. Шлегель - М.: Мир, 1987.- 567 с.

 

Интернет-ресурсы

1. www.school.edu.ru

2. www.sbio.info

3. www.cbio.ru

4. www.window.edu.ru

5. www.humanities.edu.ru

6. www.ecosystema.ru

7. www.zipsites.ru/books/microbiol.

 

Часть II. Методические рекомендации и план освоения

Учебной дисциплины

Курс 2, семестр 3

Форма обучения: очная

Лекции: 30 час

Лабораторные работы: 30 час

Экзамен : 3 семестр

Всего: 60 часов

 

Тематический план дисциплины «Микробиология»

 

Семестр

ЛЕКЦИИ

№ п Тема Литература
1. Введение, предмет и задачи микробиологии. 1, 5, 6, 8
2. Морфология бактерий. 1, 2, 5, 6, 8
3. Рост бактерий. Особенности строения генетического аппарата бактерий. 1, 2, 5, 6, 7, 8
4. Систематика микроорганизмов по Берги. 1, 5, 6, 7, 8
5. Продолжение. Систематика. 1, 5, 6, 7, 8
6. Типы питания микроорганизмов. 1, 2, 5, 6, 8
7. Энергетические процессы в клетках микроорганизмов. 1, 2, 5, 6, 8
8. Брожение, типы брожения. 1, 2, 5, 6, 8
9. Продолжение. Типы брожения. 1, 5, 6, 8
10. Анаэробное дыхание. 1, 5, 6, 8
11. Аэробное дыхание. 1, 5, 6, 8
12. Фототрофные бактерии и бактериальный фотосинтез. 1, 5, 6, 8
13. Влияние факторов среды на микроорганизмы. 1, 2, 5, 6, 8
14. Микроорганизмы почвы, воздуха, воды. 1, 2, 5, 6, 8
15. Микроорганизмы в народном хозяйстве и медицине. 1, 5, 6, 8

                                                                                                 Итого: 30 час

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

 

№ п/п Тема Вопросы, задания Литерату- ра
1. Техника безопасности. Особенности работы с микроорганизмами 2, 3, 4
2. Грибы, простейшие и водоросли. Особенности строения 2, 3, 4
3. Приготовление мазка и микрофлора зубного налета. Техника приготовления мазков 2, 3, 4
4. Получение накопительной культуры сенной и картофельной палочки. Окраска спор по Цилю и Пешкову. Накопительная культура, чистая культура 2, 3, 4
5. Окраска бактерий по Граму. Грам- положительные и грам-отрицательные микроорганизмы 2, 3, 4
6. Особенности строения прокариот и вирусов. Отличия в строении прокариот и эукариот 2, 3, 4
7. Спиртовое и молочнокислое брожение. Типы брожений 2, 3, 4
8. Маслянокислое и уксуснокислое брожение. Типы брожений  
9. Учет микрофлоры воздуха методом оседания Коха. Микрофлора воздуха 2, 3, 4
10. Количественное определение почвенных микроорганизмов. Микрофлора почвы 2, 3, 4
11. Особенности метаболизма бактерий. Теории происхождения жизни на Земле. Основные теории происхождения жизни 2, 3, 4
12. Влияние влажности и температуры на рост бактерий. Влияние  физических факторов на прокариоты 2, 3, 4
13. Антагонизм микроорганизмов. Типы взаимодействия микроорганизмов 2, 3, 4
14. Влияние фитонцидов и антибиотиков на рост микроорганизмов. Влияние  химических факторов на прокариоты 2, 3, 4
15. Значение микроорганизмов для человека. Использование микроорганизмов в жизнедеятельности человека. 2, 3, 4

                              

                                                               Итого: 30 часов 

Самостоят

Льная работа студентов

Вопросы для самоконтроля по темам










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...