Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соединения пайкой и склеиванием
При соединении пайкой в отличие от сварки место спайки нагревается лишь до температуры плавления припоя, которая намного ниже температуры плавления материала соединяемых деталей. Соединение деталей получается благодаря заполнению зазора между ними расплавленным припоем. Швы неразъемных соединений, получаемые пайкой и склеиванием, изображают условно по СТ СЭВ 138-76. Припой или клей в разрезах (рис. 26.12 а, б, г, д, е) и на видах (рис.26.12 в)изображают линией в 2 раза толще основной сплошной линии. Для обозначения пайки (рис. 26.12 а, б и в) или склеивания (рис. 26.12 г, д и е) применяют условные знаки, которые наносят на линии-выноске от сплошной основной линии. Швы, выполненные пайкой или склеиванием по периметру, обозначаются линией-выноской, заканчивающейся окружностью диаметром 3-4 мм (рис. 26.12 б и д). На изображении паяного соединения при необходимости указывают размеры шва и обозначения шероховатости поверхности. В соединениях пайкой и склеиванием место соединения элементов в разрезах и на видах показывают утолщенной (в 2 раза) контурной линией. Если же соединяемые элементы показаны в сечении зачерненными, то место соединения изображается просветом. Обозначение соединений пайкой и склеиванием производится с помощью символов и знаков, проставляемых на линии-выноске, которая заканчивается стрелкой, указывающей непосредственно шов, или точкой при указании невидимых частей соединения. Для пайки применяется символ ; для склеивания – . На полке линии-выноски ставится номер пункта технических требований, где указана марка припоя или клея.
26.4. Соединения типа "вал - ступица":шпоночные, шлицевые, штифтовые. Общая характеристика и особенности расчета
Для передачи вращения от вала к ступице зубчатого колеса, шкива, звездочки и других соосных деталей широко используют различные соединения зацеплением. В соединениях зацеплением (шпоночных, шлицевых и др.) передача нагрузки осуществляется за счет силового замыкания деталей через шпонки, зубья и другие подобные детали. Благодаря этому соединения являются разъемными, осуществляют фиксацию деталей в окружном направлении и допускают осевое взаимное смещение деталей в процессе работы. Однако трудоемкость изготовления таких соединений сравнительно высокая.
Шпоночные соединения
Соединение двух соосных цилиндрических деталей (вала и ступицы) для передачи вращения между ними осуществляется с помощью шпонки 1 – специальной детали, закладываемой в пазы соединяемых вала 2 и ступицы 3 (рис. 26.13). В машиностроении применяют ненапряженные (без нагрузки) соединения (с помощью призматических и сегментных шпонок) и напряженные соединения (с помощью клиновых шпонок). Шпонки этих типов стандартизованы, их размеры выбирают по ГОСТ 23360-78, ГОСТ 24071-80 и ГОСТ 24068-80. Основные достоинства соединений состоят в простоте конструкции и возможности жесткой фиксации насаживаемой детали в окружном направлении. Однако соединения трудоемки в изготовлении, требуют ручной пригонки или подбора. Это ограничивает использование соединений в машинах крупносерийного и массового производства. Не рекомендуется применение соединений для быстро вращающихся валов ответственного назначения из-за сложности обеспечения концентричной посадки сопрягаемых деталей. Основным для соединений призматическими шпонками является условный расчет на смятие (упругопластическое сжатие в зоне контакта). Если принять для упрощения, что напряжения в зоне контакта распределены равномерно и плечо равнодействующей этих напряжений равно 0.5d (где d – диаметр вала), то средние контактные напряжения (напряжения смятия, вызывающие смятие рабочих граней) (26.9) где T – вращающий момент; lp – рабочая длина шпонки (см. рис. 6.13); t2=0,4h– глубина врезания шпонки в ступицу; –допускаемое напряжение на смятие. На практике сечение шпонки подбирают по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала, а длину l, шпонки назначают на 5-10 мм меньше длины ступицы. Затем по формуле (26.9) оценивают прочность соединения на смятие или вычисляют предельный момент, соответствующий напряжению .
Шлицевые соединения Общие сведения. Шлицевое соединение условно можно рассматривать как многошпоночное, у которого шпонки выполнены как одно целое с валом. По сравнению со шпоночными соединениями они имеют меньшие радиальные габариты, высокую несущую способность, взаимозаменяемы и обеспечивают хорошее центрирование деталей. Эти преимущества позволяют использовать соединения в условиях массового производства конструкций и при большей частоте вращения валов. По форме поперечного сечения различают три типа соединений: прямобочные ГОСТ 1139-80; эвольвентные ГОСТ 6033-80; треугольные (изготовляются по отраслевым стандартам). Проектирование и расчет соединений. Основные размеры (наружный диаметр D и длину l) шлицевого соединения задают при конструировании вала. Длину соединения принимают не более 1.5D; при большей длине существенно возрастает неравномерность распределения нагрузки вдоль зубьев и трудоемкость изготовления. Учитывая, что соединения в машинах выходят из строя преимущественно из-за повреждения рабочих поверхностей зубьев (смятие, износ) и усталостного разрушения шлицевых валов, после проектирования выполняют проверочный расчет зубьев. Условие прочности по допускаемым напряжениям смятия имеет вид (26.10) где dm – средний диаметр соединения; Z – число зубьев; h и l– соответственно высота и длина поверхности контакта зубьев; – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между зубьями и вдоль зубьев ( = 0.5-0.7); – допускаемое напряжение смятия на боковых поверхностях.
Профильные соединения Общие сведения. Профильными называют соединения, в которых ступица (втулка) насаживается на фасонную поверхность вала и таким образом обеспечивается жесткое фиксирование деталей в окружном направлении и передача вращения. Профильные соединения рассчитывают на смятие. Условие прочности по допускаемым напряжениям для соединения: (26.11) где l – длина соединения, обычно l = (1-2)d; b – ширина прямолинейной части грани; – допускаемое напряжение смятия, для термообработанных поверхностей = 100-140 МПа.
Штифтовые соединения
Штифтовые соединения применяют при небольших нагрузках преимущественно в приборостроении. Основные типы штифтов стандартизованы. Их изготовляют из углеродистых сталей 30, 45, 50 и др. Штифтовое соединение работает на срез и смятие. Для расчета соединения используют те же зависимости. Условие прочности при срезе радиального штифта; (26.12) а условие прочности по смятию: (26.13) где Ft – срезающая сила (осевая или окружная); i – число поверхностей среза; – площадь штифта при срезе; – площадь поверхности смятия (сжатия); = 70-80 МПа – допускаемое напряжение при срезе; = 200-300 МПа – допускаемое напряжение при смятии. Срезающая сила при передаче вращающего момента Рис. 26.16. Схемы к расчету соединений радиальным (а) и осевым Осевые штифты (круглые шпонки) применяют в машиностроении для передачи вращающего момента в неразъемных соединениях. Штифты диаметром d = (0.1-0.15)dви длиной l = (3-4)dв (dв – диаметр вала) устанавливают по посадке с натягом Н7/r6 в отверстия, совместно просверленные и развернутые при оборке в валу и ступице по стыку посадочных поверхностей (рис. 26.16 б). Материалы детали и вала должны иметь примерно одинаковую твердость для исключения увода сверла в сторону менее твердого материала. Число штифтов для передачи заданного вращающего момента Многоштифтовые соединения этого типа по прочности близки к шлицевым. 26.5. Резьбовые соединения Резьбовыми называют соединения деталей с помощью резьбы. Они являются наиболее распространенным видом разъемных соединений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 709. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |