Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие сведения. Геометрические и кинематические особенности червячных передач
Червячная передача представляет собой передачу, у которой ведущее колесо (червяк) выполнено с малым числом зубьев (Z1 = 1 – 4), а ведомое (червячное) колесо имеет большое число зубьев (Z2 > 28). Угол скрещивания осей обычно составляет 90°. Червяки бывают: · червяк, торцовым профилем которого является архимедова спираль (рис.22.1), называют архимедовым; · конволютныйчервяк: · эвольвентныйчервяк представляет собой косозубое зубчатое колесо с очень большим углом наклона и малым числом зубьев. Червяки имеют стандартный угол профиля α = 20° в осевом сечении. Достоинства червячных передач состоят в возможности получения больших передаточных отношений в одной ступени (обычно i = 10-60, реже i= 60-100), плавности и бесшумности работы, возможности самоторможения. Рис. 22.1. Передача с цилиндрическим червяком Рис. 22.2. Зацепление червячной передачи
Основной недостаток передач – низкий КПД, который ведет к большому тепловыделению и часто требует для отвода теплоты применения специальных устройств (обдув, оребрение корпуса и др.). Это, а также необходимость применения цветных металлов существенно ограничивают области использования червячных передач (мощность до 50-60 кВт, окружная скорость до 15 м/с). Диаметры колес определяются, как для цилиндрических зубчатых колес при коэффициенте высоты головки = 1 и коэффициенте радиального зазора . Диаметр делительного цилиндра червяка (см. рис. 22.2) (22.1) где – осевой модуль червяка, стандартизован ГОСТ 19642-74 (m = 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12.5 и т.д.); Р – шаг червяка; q – коэффициент диаметра червяка, принимаемый в зависимости от модуля mдля обеспечения жесткости. Делительный угол подъема винтовой линии γ(обычно 5-20°) определяется из формулы (22.2) где Z1= 1; 2; 4 - число витков (заходов) червяка. При меньшем числе заходов Z1, угол γбудет меньше, будет ниже и КПД; при больших Z1увеличиваются радиальные габариты и стоимость передачи. В передачах мощных приводов не рекомендуют использовать однозаходные червяки из-за больших потерь и сильного нагрева. При U = 10-18, 18-40 число заходов соответственно 4 и 2, а при U > 40 число заходов 1 . Диаметры окружностей вершин и впадин червяка (22.3) где = 1,0 – коэффициент высоты головки; –коэффициент высоты ножки; = 0,2 – коэффициент радиального зазора. Червячное колесо является косозубым с углом наклона линии зуба . (22.4) где Z2 – число зубьев колеса. Межосевое расстояние (22.5) Длина b1 нарезной части червяка принимается такой, чтобы обеспечить зацепление с возможно большим числом зубьев колеса. Ширина колеса b2назначается из условия получения угла обхвата червяка колесом (22.6) За один оборот червяка зуб колеса, контактирующий с его некоторым витком, переместится по окружности на расстояние подъема витка и колесо повернется на угол . Передаточное отношение червячной передачи (22.7) Обычно i = 20-60 в силовых передачах i ≤ 300 в кинематических цепях приборов и делительных механизмов. Наблюдается скольжение в червячном зацеплении. Витки червяка скользят при движении по зубьям колеса. Для уменьшения износа материалы червяка и колеса должны образовывать антифрикционную пару, имеющую минимально возможный коэффициент трения для повышения прочности и жесткости червяки обычно изготовляют из стали 40ХН, I2XH3A, ЗОХГСА и др., а колеса – из бронз БрА9ЖЗЛ, БрА10Ж4Н4Л или венцы колес – из бронзы БрО10Ф1. КПД передачи (22.8) где Т1 и – вращающий момент и угловая скорость червяка; Т2 и – то же для колеса. В предварительном расчете можно для Z1 = 1; 2; 4 соответственно принять = 0,7-0,75; 0,75-0,82; 0,87-0,92. Невысокий КПД свидетельствует о том, что в червячной передаче значительная часть энергии превращается в теплоту. Вызванное этим повышение температуры ухудшает защитные свойства масляного слоя, увеличивает опасность заедания и выхода передачи из строя.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |