Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование стрессоустойчивости
В связи с этим представляется необходимым кратко рассмотреть эволюцию взглядов на стресс. Термин стресс, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. Управление стрессами на работе может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое. Организационная парадигма.В данной парадигме мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, оптимизацию рабочих нагрузок, внедрение новых, более совершенных технологий работы. Медицинская парадигма.В рамках данного подхода стресс рассматривается как личная проблема, поэтому помощь адресована конкретному человеку. Для оказания помощи используется широкий спектр терапевтических и профилактических методов Психологическая парадигма.По своему содержанию данная парадигма подразделяется на два основных подхода: 1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу у работников. 2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс–синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения. Для этого используются различные формы психокоррекции и обучения. Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Профилактика стресса ориентирована прежде всего на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Проблема противодействия стрессу у западных исследователей получила отражение в понятии «копинг». В российской психологии понятие «копинг» включено в структуру стресса и переводится как психологическое преодоление или совладание, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. Понятие «копинг» включает в себя многообразные формы активности человека, оно охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с трудностями, которые необходимо разрешить, избежать, взять под контроль или смягчить. В настоящее время можно выделить три подхода в толковании понятия «копинг»: 1) как один из способов психологической защиты (трактуется в терминах динамики Эго), используемой для ослабления напряжения; 2) как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом (рассматривается в терминах черт личности); 3) как динамический процесс столкновения субъекта с внешним миром, который определяется особенностями их взаимодействия на различных стадиях развития этого процесса. Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкманом модусов психологического совладания, направленного на: 1) решение проблемы; 2) изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации. В XVII в. английский ученый Р. Гук применил этот термин для характеристики объектов, испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие стресс в современной физиологии, психологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования [Цит. по 5]. Стресс понимался как неспецифический ответ любого живого организма на воздействие вредного внешнего агента. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Г. Селье говорить об общем адаптационном синдроме [49]. Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. К началу 80-х годов XX века учение о стрессе стало рассматриваться некоторыми учеными как некая космологическая система, способная быть ведущим стимулом жизнеутверждения, созидания, развития. При этом анализ и рассмотрение понятия «стресс» было ориентировано главным образом в сторону экстремальности, а точнее воздействующих и приводящих к стрессу факторов. Практически не рассматривалось внутреннее состояние субъекта экстремального воздействия, его динамика и особенности. В.А. Бодров считает, что психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий, это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений [8]. Л.А. Китаев-Смык определяет стресс как широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающих выраженными неспецифическими изменениями биохимических и электрофизиологических показателей [20]. Ч.Д. Спилбергер под стрессом понимает степень распространения величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Другими словами термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначений условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности [Цит. по 5]. Как считают В.А. Абабков и М. Перре, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания. Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от разрушающих воздействий как физических, так и психических [1]. В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Копинг - это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами [28]. Согласно теории преодоления стресса процесс реакции на стрессовую ситуацию состоит из двух этапов: 1. Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации. Удовлетворение потребности в адаптации осуществляется по трем каналам: · первый канал освобождение эмоций; · второй выработка стратегии совладения; · социальный канал, он влияет меньше (не учитывается). 2. Вторичная когнитивная оценка считается основной, оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как: · эмоциональная стабильность; · психологическая выносливость – это наши убеждения, их стойкая система; · умение ставить цель, умение видеть смысл в том, что делаешь; · используемый тип психологической защиты; · состояние, в котором мы находимся в момент стресса; · предрасположенность к состоянию страха и гнева [28]. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результатом соотношения первичной и вторичной оценки является решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, выработка копинг-стратегий. С точки зрения М.С. Яницкого в условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки [58]. По мнению А.Б. Либина стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать, форму психологической защиты. В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации, уровень декомпенсации [30]. Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, по мнению Ф.Б. Березина понимается, как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью [7]. Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я - концепции. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов, изменениям способов поведения [58]. Более полное изучение психологической защиты связано с именем А. Фрейд, она подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности [57]. Смысл защитных механизмов - изменение (обычно грубое изменение) образа мира по принципу удовольствия (бессознательный копинг). Защитные механизмы более навязанные, ригидные, искажающие реальность. Функция копинг-поведения (совладающего поведения) противоположна - человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя (руководствуясь принципом реальности). Копинг-поведение является более целенаправленным, гибким и адекватным реальности. Р. Лазарус считает, что процесс совладания - это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы [28]. Таким образом, в жизни каждого человека встречаются такие ситуации, которые предъявляют людям требования, превышающие их обычный адаптивный потенциал. Важно отметить различие копинг-стратегий и защитных механизмов. · Механизмы психологической защитыне приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники эмоционального самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации. · Механизмы психологической защитыстремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании эмоционального самоконтроля человек, напротив, часто сам приносит себе мучения (антигедонистический характер техник самоконтроля). · Механизмы психологической защитыблизоруки, создают возможность только разового снижения напряжения. Механизмы совладания рассчитаны на перспективу. Механизмы психологической защитысрабатывают мгновенно при столкновении с проблемной ситуацией, а копинг формируется последовательно; · Механизмы психологической защитыприводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе. · Механизмы психологической защитыдействуют на бессознательном уровне, копинг – образование сознательного уровня. · Действие механизмов психологической защиты направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью; · Механизмы психологической защитыискажают объективную ситуацию, копинг – нет. Из описания копинг-механизмов видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности - пассивности (конструктивности - неконструктивности) [Цит. по 24]. Таким образом, в психологии было преодолено противоречие между неспецифичностью стресса, как реакции на любое воздействие, как считал Г. Селье и зависимостью реакции от психологической оценки угрозы по мнению Р. Лазаруса, в пользу последнего высказывания. Объем понятия стресс, благодаря работам психологов, был резко сужен в сторону экстремальности и более личностно ориентирован. Собственно с целью снятия противоречия между физиологической неспецифичностью и психологической избирательностью Р. Лазарус вводит понятие копинг, как способность к преодолению стресса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |