Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второе занятие нужно начать с процедуры знакомства.




Подойдя к пациенту произнести «здравствуй», « меня зовут….», « это собака, ее зовут …» приучая пациента к нормам социального поведения. Дальше занятие строится по образцу первого с усложнениями.

Следует учитывать, что чаще всего аутисты избегают новых действий и предметов довольно долго, поэтому 2,3,4 иногда и 5 занятия приходится строить по образцу первой встречи- избегать чрезмерного приближения к пациенту, избегать громких звуков и резких движений собаки, избегать любого давления на пациента.

Нужно принимать в расчет и то, что возможны внезапные смены настроения, уход в себя, испуг или отторжение, после серии занятий с вполне положительных эффектом. 

Если такой срыв произошел однократно или они происходят не систематически, причина может заключаться в событиях произошедших не на занятиях канис-терапией.

Например, приход гостей, приезд родственников, услышанная на улице музыка или увиденное событие, могут вывести аутиста из себя с некоторой задержкой.

Поэтому, в случае срыва необходимо расспросить родственника или опекуна аутиста о событиях предшествовавших занятиям и договориться о предупреждении подобных ситуаций.

Если же срывы происходят на занятиях систематически, негативная реакция на собаку нарастает, нужно проанализировать реакции пациента и упростить занятия до дистанционного общения, либо отменить их, но после 1-2 занятий с дистанционным общением, чтобы не закрепить у пациента испуг при виде собаки.

После достижения положительных или нейтральных реакций пациента на собаку нужно переходить к более активному взаимодействию, но делать это очень медленно и постепенно.

Упражнения для аутистов делятся на 6 типов сложности от простых действий без контакта с собакой и вожатым, до самостоятельного общения с собакой.

Уровень сложности продолжительности контакта постепенно увеличивается.

Упражнения следующей степени сложности вводят по 1 за одно занятие, после достижения устойчивой положительной реакции пациента на предыдущие упражнения.

Упражнения нужно чередовать, незначительно меняя их продолжительность и последовательность, чтобы избежать развития стереотипии.

Но, приветствие, первое упражнение и прощание, должны быть стереотипными, это вызывает у пациента успокоение и уверенность в «правильном порядке вещей».

Если введение нового упражнения вызывает негативную реакцию пациента, нужно вернуться к упражнениям предыдущего комплекса на 1-3 занятия и после этого, опять попытаться усложнить занятие.

С пациентами с легкой стадией аутизма можно перейти от начальной к высшей стадии сложности быстрее, но при этом нужно очень внимательно и критично оценивать результаты занятий.

При занятиях с аутистами нужно помнить, что они могут самостоятельно повторить понравившиеся им действия, в другой ситуации.

Поэтому, предлагаемые аутистам действия должны быть безопасны для них и окружающих. Например, не стоит учить аутиста дергать собаку за поводок, так как он может подойти к любой другой собаке и повторить это действие.

По этим же причинам для аутиста может быть вредной игра в лечение собаки.

Необходимый инвентарь :

шлейка, длинный и короткий поводок, разные игрушки, не издающие звуков при сжимании или падении, подстилка для собаки, мягкие обручи гимнастические, кольца для одевания на шею, подкормка, контейнер для подкормки, полотенца для вытирания собаки, одноразовые тарелки и миски, атравматичные расчески и щетки, рукавица-расческа, трубка для удлинения расчески.

Цель занятий канис-терапией с аутистами заключается в развитии и тренировке контактности, обогащении их сенсорной среды, закреплении новых навыков.

Группы упражнений по сложности.

1. Работа с собакой на расстоянии ( без контакта ) :

Прогулка на поводке. Пациент идет с собакой на длинном поводке, пристегнутом к шлейке, вожатый ведет собаку на коротком поводке с другой стороны. Следует контролировать движение таким образом, чтобы собака не сокращала дистанцию до пациента. Упражнение усложняется остановками, поворотами, командами выполняемыми собакой во время остановок.

Расчесывание расческой на длинной ручке. Пластмассовая или резиновая расческа удлиняется полой пластиковой трубкой на 10-20 см. Расчесывать собаку сначала лучше лежа. Потом посадить ее, потом поставить.

Выполнение команд на месте. Пациент держит собаку за длинный поводок, вожатый за короткий поводок. Пациент повторяет команды за вожатым.

2. Работа с собакой на короткой дистанции с кратчайшими элементами контакта с телом ( то – же, что и первой группе упражнений, но на более короткой дистанции собака-пациент):

Прогулка на коротком поводке.

Расчесывание расческой на короткой ручке, расческой-перчаткой

Выполнение команд на месте, собака рядом с пациентом

3. Сложное взаимодействие пациент-собака-предметы-люди ( внимание пациента акцентируется на совместности действий, подчеркивается «мы вместе»):

Отвести собаку к другому человеку ( сначала родители, затем другие люди). Вожатый предлагает задание – отвести собаку к папе (маме, тете и т.п.), по дороге нужно взять разные предметы, потом отдать часть предметов, потом собаку, потом принести предметы и поменять на собаку и т.п.

 Совместные действия с собакой ( командовать по очереди, вместе держать обручи, вместе принести кольца, вместе одеть их на собаку, вместе держать за поводок и т.п.)

Принести предметы к собаке ( коврик, миску, подкормку, расческу, обручи), заменить предмет на «более подходящий» цвет, размер назначение и т.п.

Бросать предмет для собаки.

Внимание! Собака подает предмет вожатому или родителям , не подходя к пациенту слишком близко.

4. Манипуляции с предметами и собакой, контакт короткий. При выполнении упражнения озвучивается необходимость действия пациента для собаки. ( положить еду в миску, миску поставить собаке; собрать шлейку для собаки, разделить сухарик ( печенье) для собаки.

5. Акцентированное взаимодействие с собакой и для собаки, контакт средней продолжительности.

 При выполнении упражнений подчеркивается, зависимость собаки от действий пациента ( ей без тебя не поесть, самой лапы не вытереть и т.п)

Действия с собакой «для пользы собаки» ( покормить, напоить, вытереть морду после еды, лапы после гуляния, пристегнуть ошейник, сделать «массаж», одеть ошейник и поводок, отвести на место и уложить спать, при дрессировке «помогать руками и подсказками» и т.п.)

6. Самостоятельные действия с собакой, контакт продолжительный.

Пациент сам надевает на собаку ошейник и поводок, «ухаживает и дрессирует» собаку под присмотром вожатого.

Используется стандартный набор команд общего курса дрессировки, элементы ухода за собакой, простая трюковая дрессировка.

При возможности, эту группу упражнений можно дополнять чтением книги про собак, ведением дневника или изготовлением поделок, рисованием и т.п.

Во время работы с собакой пациент общается с вожатым и другими людьми.

Контроль эффективности терапии необходимо проводить после каждых 10 занятий, например, по оценочной шкале раннего детского аутизма










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...