Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Разговорный стиль —один из функциональных стилей литературного языка. Он является составной частью более широкого понятия “разговорная речь” — речь обыденная, осуществляемая в неформальном общении, в неофициальной обстановке. Разговорная речь — явление очень сложное, неоднородное с точки зрения использования языковых средств: помимо литературных языковых единиц, ее составляют и нелитературные элементы национального русского языка: диалектизмы, просторечие, единицы социодиалектов (профессионализмы, жаргонизмы). Разговорная речь может быть: 1) нейтрально-разговорной — обиходно-бытовой, в которой используются нейтральные, стилистически не окрашенные языковые средства и стилистически окрашенные — средства разговорного стиля литературного языка: а) разговорно-бытовой и б) разговорно-деловой разновидностей, в) разговорно-фамильярный; 2) разговорно-просторечной, характеризующей малообразованных говорящих, возможно, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения (с отрицательными эмоциями), включающей, помимо нейтральных языковых единиц и единиц литературного разговорного стиля, просторечные единицы: шарахнуть; Чтоб тебе!; 3) литературно-просторечной, используемой в литературных текстах с особым стилистическим заданием — передать речевой колорит персонажа), имеющей яркую эмоционально-экспрессивную окраску, включающей, помимо литературно-разговорных единиц речи (картошка, милок, подземка), народно-разговорную речь с нелитературными элементами узкой сферы распространения, которые не связаны строгими нормами: а) просторечие (братан, мамаша, таскаться, околеть, шлепнуться, шляться); б) профессионализмы (стружок, медведка — разновидности рубанка); в) диалектизмы (лыва, ремки, зеленя, гуторить, кочет); г) жаргонизмы: бомжиха, совок, крутой, клевый, тусоваться; из молодежного сленга: пара, читалка, трояк, шпора; из арготической лексики: расколоться, корочки (ботинки), салага и др. 4) грубо-просторечной, присущей плохо воспитанным, несдержанным людям и содержащей, кроме нейтральных, стилистически не окрашенных и разговорных литературных элементов, просторечные: бранные, оскорбительные слова (с пометами “груб. прост.”, “бран.”), их сочетания и выражения: дурак, свинья, белиберда, балаболка, обалдуй, куда прешь, да пошел ты!; 5) разговорно-фамильярной, характеризующейся раскрепощенностью общения, непринужденностью выражения мыслей, чувств, отношений к собеседнику, включающей не только нейтральные и разговорно окрашенные литературные элементы, но и нелитературные, просторечные элементы речи. Подобная речь может быть: - дружески-фамильярной, которой присуща мягкость оценок, экспрессивная окраска (милый друг), полуимена (Ваня, Паня, Нюра, Груня, Капа), уменьшительно-ласкательные слова (глазки, ротик, ножки, ручки, личико) и - грубо-фамильярной, которой свойственна сниженная грубоватая и грубая экспрессивность, негативно-оценочные единицы языка: страшилище; учителишка; дубина ты стоеросовая; Разговорная речь очень индивидуальна, ее характер, качества зависят от типа речевой культуры говорящего. Разговорная речь имеет социальные разновидности: а) по возрасту, б) полу (гендерные типы), в) уровню образования, г) по социальному статусу (студенты, школьники, пенсионеры, рабочие, служащие и т. д.), д) по степени близости отношений (члены семьи, родственники, друзья, знакомые, коллеги, товарищи по учебе) и др. В системе функциональных стилей разговорный стиль(РС) противопоставлен книжным: 1) по форме существования: для разговорного стиля — устная, для книжных — письменная; 2) по основному виду коммуникации: для разговорного стиля — межличностная коммуникация (личность — личность), в для книжных — групповая и массовая коммуникация; 3) по основному типу речи: в разговорном стиле — диалог и полилог, в книжных — монолог; 4) по основной функции: для разговорного стиля — коммуникативная (функция общения), для книжных — информативная, познавательная, воздействующая. Разговорный стиль функционирует главным образом в сфере бытовых отношений, реже — в профессиональной сфере, в ситуациях неофициального общения. Разговорный стиль реализуется в первую очередь в устной форме литературного языка, однако встречается и в письменной форме (в частной переписке (письмах, записках), объяснительных записках, объявлениях частного характера, дневниковых записях и т. д.). Основной функцией разговорного стиля является функция общения (коммуникативная) с целью организации и обслуживания межличностного неофициального взаимодействия людей. Разновидности разговорного стиля: 1) разговорно-бытовой, 2) разговорно-деловой (разговорно-официальный), 3) дружески-фамильярный. Они реализуются в ряде жанров разговорного стиля: а) повседневных непринужденных беседах, б) частных письмах, в) записках, г) объявлениях частного характера, д) личных дневниках, е) интернет-форумах, ж) интернет-чатах, з) SMS-сообщениях и т. д. Их темы носят в основном бытовой, непрофессиональный, неслужебный характер. Экстралингвистические черты разговорного стиля: 1) ситуативность; 2) особые, близкие отношения участников коммуникации; 3) непринужденность, непосредственность изложения, отсутствие официальности; 4) конкретность содержания; 5) автоматизм реакции; 6) неподготовленность (речь без предварительного обдумывания); 7) многоканальность (используются разные каналы связи: слуховой, визуальный и т. д.); 8) оценочная реакция на окружающее; 9) субъективное отношение к излагаемому; 9) использование невербальных средств. Стилеобразующие лингвистические особенности разговорного стиля: 1) большая свобода речевого поведения, выражения мыслей и чувств; 2) неполнота структурной оформленности речи; 3) прерывистость; 4) непоследовательность речи. 5) эмоциональность (аффективность); 6) экспрессивность (оценочность, выражение личного отношения); 7) эллиптичность 8) наличие речевых стандартов, стереотипность речи; 9) идиоматичность (фразеологизированность) речи; 10) языковая игра, индивидуально-авторское словоупотребление; 11) использование средств звуковой изобразительности в целях формирования актуальных смыслов: А он ж-ж-ж… как даст!; 12) неполный (или полный) стиль (в зависимости от конкретной ситуации), в первую очередь, с точки зрения произношения. Языковые средства разговорного стиля: 1. Интонационно- фонетические средства (в устной речи): а) использование различных интонационных конструкций: Ваш билет; б) большая значимость логического (эмфатического — эмоционально-выразительного) и фразового ударения; в) паузирование; г) неполный стиль произношения звуков и слогов (редуцированность речи); д) усиление редукции гласных звуков; е) ассимиляция (уподобление) согласных звуков: тыщи, здрасьте, Сан Саныч; ж) убыстренный темп; замедленный возможен при выделении более актуального фрагмента речи или в связи с индивидуальными особенностями речи говорящего; з) различная степень ритмизированности речи. 2. Лексические средства: 1) преобладание лексики разговорного стиля: морковка, проштрафиться; 2) активность слов с конкретным значением, часто — бытового содержания: кладовка, раздевалка; 3) пассивность слов с отвлеченным, обобщенным значением: бессмыслица, верхоглядство; 4) отсутствие книжных слов и новых заимствований, еще не освоенных носителями языка; 5) наличие с эмоционально окрашенной лексики: молодчина, дивно, страшно, крошечка, старикашка, глазенки; 6) большое количество слов, выражающих субъективную оценку, экспрессивную окраску (с пометой «ласкат.», «шутл.», «бранное», «иронич.», «уменьшит.», «презрительное» и др.): лентяй, трудяга, невежда, бормотуха; 7) наличие более длинных синонимических рядов слов с разговорной окраской, нежели в книжных стилях: выговор — баня, выволочка, нагоняй, разнос, нахлобучка, головомойка. 3. Фразеологические средства: 1) употребление готовых речевых формул (клише): больничный лист, сберегательная книжка и их усеченных вариантов: больничный, сберкнижка; 2) активное использование разговорных эмоционально окрашенных фразеологических единиц, придающих речи непринужденность, простоту, иногда и фамильярность: море по колено, уши вянут, валять дурака, ломать голову, ума не приложу, нет проблем, тертый калач; 3) употребление профессионально окрашенных ФЕ: крутить баранку, на пушку брать; 4) использование своеобразных описательных заменителей слов (синонимов): Есть чем писать? (ручка); 5) трансформации ФЕ: крыша у меня побежала, согласен на мировую; 6) расширение синонимических рядов ФЕ разговорной окраски: счету нет — тьма тьмущая, сколько угодно, хоть пруд пруди, хоть отбавляй, до черта и т. д. 7) контаминированность ФЕ: играть значение. 4. Словообразовательные средства: 1) активизация суффиксов –ник-, -щик- со значением лица по роду деятельности: рыночник, компьютерщик, кооперативщик; 2) употребление суффиксов –ан-, -ун- для образования существительных со значением лица и одновременно его отрицательной характеристики: болтун, летун, голован; 3) образование отглагольных существительных с помощью суффиксов –ень- (баловень), -овк- (парковка) и др.; 4) образование существительных от имен прилагательных с помощью суффиксов -ей- (грамотей), -яш- (кругляш) и др.; 5) использование суффиксов –щин-, -н- для образования существительных женского рода с отвлеченным значением и одновременно оценкой: военщина, мазня, возня; 6) употребление суффиксов –ик-, -к-, утративших значение уменьшительности: окошко, ножик; 7) активное употребление суффиксов субъективной оценки имен существительных для выражения отношения к лицу: –ишк- (врунишка, мужичишка), -ак- (слабак), -ул- (капризуля), -аг-, -яг- (работяга), -ун- (лгун, несун), -ух-, -ушк- (простуха, простушка); 8) употребление разговорных суффиксов со значением лица женского рода по профессии: -их-, -ш-, -ис- (врачиха, контролерша, директриса); 9) использование словообразовательных суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательными значениями: -ик-, -чик- (супчик), -ок-, -ёк- (лучок), -ец- (супец), -к- (молочко), -ц- (деревце); 10) широкое употребление имен прилагательных с оценочными словообразовательными суффиксами: -ущ-, -ющ- (здоровущий, худющий), -еньк-, -оньк- (беленький), -енн- (здоровенный), -аст- (глазастый), -ошенек-, -ёшенек- (седешенек), -охоньк-, -ёхоньк- (здоровехонький); 11) употребление суффикса –овск- для образования притяжательных прилагательных, распространенных в разговорном стиле: отцовский, омоновский; 12) использование приставки под- для выражения вежливости при образовании глаголов: Я к вам подъеду с утра; Он к обеду подойдет; 13) активизация приставок об-, от- для образования глаголов совершенного вида: обналичить, отксерить, откатать; 14) широкое употребление сложных слов, образованных путем повторения: честно-пречестно, еду-еду, вкусный-превкусный; 15) усечение основ при словообразовании: нал, безнал, спецназ, загран; 16) семантическое стяжение, компрессия двусловных наименований: визитка (визитная карточка), наличка, оборонка, заочка, ночнушка, мультяшка, декрет, маршрутка; 17) окказиональное словообразование: набутербродился, междусобойчик, кинотусовка, вип-тусовщик. 5. Морфологические средства: 1) употребление существительных общего рода с отрицательно оценочным значением: егоза, забияка, ябеда; 2) распространенность форм Им. п. мн. ч.существительных мужского рода с окончанием –а (-я): джемпера, редактора, года, слесаря; 3) разговорный вариант существительных мужского рода Род. п. с окончанием –у: анальгину, кефиру, супу; 4) употребление разговорных форм сравнительной степени прилагательных с приставкой по- (получше, поменьше) и с суффиксом –ей (быстрей, теплей); 5) распространенность сложных форм сравнительной степени (более красивый, более умный), неупотребимость простых форм (красивейший, умнейший); 6) более частотное употребление сложных форм превосходной степени прилагательных (самый интересный, самый короткий) и малоупотребительность простых форм (интереснейший, кратчайший); 7) унификация падежных форм числительных (утрата их склоняемости), особенно сложных и составных: нет пятьсот шестидесяти рублей; 8) активное использование личных, притяжательных, указательных местоимений, в том числе в переносном, субстантивном значении: — Твой-то дома? — Мой (он) на работе; А тот молчит; 9) преобладание глагола над существительным (глагольный тип речи); 10) распространенность глаголов с суффиксами –ыва-, -ива-, -ва- со значением многократного действия в прошлом: хаживал, бывал, сиживал, говаривал; 11) пассивность отглагольных существительных; 12) активное употребление междометных глаголов: прыг, скок, хвать, бух; 13) употребление временных форм глагола в переносном значении — в значении какого-либо другого времени как экспрессивного средства: Иду как-то и вижу…; Через месяц еду на юг; Да плевал я на все; 14) употребление временных форм глагола во вневременном значении: Идешь по полю и видишь красоту родного края; 15) употребление форм наклонения в непрямом, переносном значении: Промолчи ты, все бы обошлось; Шел бы ты домой; 16) низкая продуктивность употребления форм причастий и деепричастий, замена этих форм личными формами: осмотрел и сказал…; 17) активное употребление междометий, выражающих различные чувства, эмоции: Ах! Ох! Увы!; 18) распространенность частиц: ну, вот, ведь, что ли, что же, ну и. 6. Синтаксические средства: 1) преимущественное использование формы диалога; 2) преобладание коротких простых предложений (7+-2 слова), что обусловлено особенностями темпа и неподготовленностью разговорной речи; 3) более свободный порядок слов в предложениях, частотность инверсии: Сумок хороших нет; Я и так мел не знаю где взять; Он, нельзя сказать, что толстый; 4) употребление разнообразных функциональных типов предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных; 5) использование восклицательных предложений, помимо эмоционально нейтральных предложений; 6) грамматическая неоформленность конструкций, ослабленность синтаксических связей: Отложим все на после ужина; 7) конструкции с Им. п. существительного: Твоя шуба / норка или бобер?; 8) активное употребление осложненных форм простого глагольного сказуемого: сказал так сказал; смотрит не насмотрится; спать не спит и другим не дает; схожу возьму; идите посмотрите; взял да и сказал; возьму и уеду; только и делает что спит; знай себе идет; 9) речевая избыточность: Куда он денется, твой друг?; Пойди займи у них; 10) конструкции с союзом как + Им. п. существительного на месте Тв. п.: Она зарегистрирована как итальянская фирма; 11) наличие разнообразных по структуре реплик, корректирующих актуальные смыслы в процессе спонтанного диалога; 12) эллиптичность конструкций: Ты куда?; Там как?; Дверь на замке; Вот тебе еще рубль; 13) активность неполных предложений: Идет!; Я надену синее, а ты — красное; 14) конструкции с Им. п. в функции несогласованного определения: Живу в доме 23; 15) активное использование нечленимых предложений (слов-предложений): Да.; Нет.; Разумеется.; Спасибо; Доброе утро (приветствие); 16) частотность эмоциональных междометных высказываний: Господи!; Вот тебе и на!; Ну и ну!; Да ты что!; Надо же! Да ладно!; Фу!; Э-эх!; Ура; 17) экспрессивные синтаксические конструкции с частицами: Ой ли!; Вот как?; Ну и сила!; Вот так сказал; 18) устойчивые экспрессивные конструкции: Тоже мне!; То-то и оно, что…; Что правда, то правда; Что верно, то верно; 19) использование вводных слов и словосочетаний, выражающих уверенность, утверждение, сомнение, предположение: может быть, кажется, конечно; Мы, если хочешь знать, уезжаем в деревню насовсем; 20) разрывы вставками, употребление вставных конструкций: Как-то (весна была в тот год ранняя) он и появился; 21) присоединительные конструкции с добавочным значением, оформленные с помощью слов да и, а тут, разве что, мало того, кстати; 22) повторы: Да, да, да; Конечно-конечно; Пришли Ивановы, Петровы пришли, и Гришины пришли…; 23) незаконченность высказывания, умолчание: Приду домой, а там…; 24) использование риторических вопросов в качестве эмоционального утверждения или подведение итога: Что тут скажешь?; Кто не видел снега здесь?; 25) преобладание сочинительной связи в сложных предложениях; 26) ослабление синтаксической связи между частями сложного предложения, часто отсутствие подчинительных союзов, союзных и соотносительных слов или их подмена в СПП: Положи, где лежало; Там говорится о мальчике Саше, как он не слушал маму; 27) активное использование бессоюзных сложных предложений; 28) экспрессивные конструкции с именительным темы: Улица Декабристов. Как мне найти?; А мальчишки. Они всегда так; 29) парцеллированные высказывания: Она закрыла лицо руками. От стыда; 30) контаминированность (наложение) структур при перестраивании фразы на ходу: Подай соль, возьми, шкафчик там слева.
Задание для практической работы. Охарактеризуйте текст диалога, определив языковые средства, которые используются в нем: 1) лексические, 2) фразеологические, 3) словообразовательные, 4) морфологические, 5) синтаксические. Приведите примеры из текста. А. — О, / Саша, / привет! // Б. — Привет! // А. — Вот где бы мы ещё встретились? / Сто лет не видела. // Ты где пропадаешь-то? / Б. — Да дел по горло, / некогда даже отдохнуть по-человечески: / то работа, / то институт, / то ещё какая-нибудь ерунда.// А. — А ты разве работаешь? // Б. — Да-а. // А. — А где, / если не секрет? Б. — Да чё тут секретного?/ В лагере воспитателем.// А. — Вау,/ классно! // И как тебе, / нравится? // Б. — Очень! / С ними вообще так интересно, / никогда не знаешь, / что от них ожидать./ А. — Да-а уж, / щас такие дети пошли,… / акселераты. // Б. — Да нет, / на самом деле они нормальные, / просто некоторые любят повыпендриваться, / но это только вначале, / когда хотят произвести впечатление. // Я просто / на это внимания не обращаю, да и всё. // А ты-то как? // А. — Да как? / Как всегда, / всё то же самое. // Сейчас [щас] на рынок ходила, / хотела себе босоножки какие-нибудь купить, / так хачики такие цены загнули, / что я так подумала / и решила, что приду, / когда потеплеет, // они тогда дешевле будут. // Б. — Да, когда не сезон, с ними и поторговаться нельзя. // А. — Вот именно. // Думаю, / куда спешить?/ Все равно еще холодно./ Б. — Я слышала, / обещают, что первая половина июня / будет холодной, / так что босоножки твои подождут.// А. — Ну.// Б. — А как в универе?/ Все нормально?// А. — Да, / щас зачетная неделя, / а со следующей / уже экзамены. // Б. — Вы сколько сдаете? // А. — Пять, / но, я думаю, / у меня один автоматом будет. // А у вас сколько? / Б. — Тоже пять. / Но я уже один сдала. / Надо ещё как-то четыре пережить, / и / свобода. // Погуляем. // Чё, / никого не видела их наших? // А. — Да нет… // А-а, / Янку видела. / Прикинь, / она замуж вышла, / уже ребенок есть./ Она так поправилась, / ужас. // Б. — Да? / А где она щас живет? // А. — Да там же, / на Маяковского. У нее родители уехали в Питер, а квартиру им оставили. Б. — Классно. // Так а как она с учебой-то? // А. — Да как? / Академ взяла на год, и всё. // Б. — А-а, / понятно. // А мне Гульназка как-то звонила. // А. — Какая? // Б. — Хайруллина. // Чё, / не помнишь? // Маленькая такая, / с длинными волосами. // А. — А-а, / вспомнила! // Ну, чё, / как она? // Б. — Она ж в универе вашем учится. // Ты чё, её никогда не видела? // А. — Нет. / А на каком факультете? // Б. — На медицинском. // А. — А, / медики у нас учатся / в первую смену, / а мы — / во вторую. // Б. — У-у. / Понятно. // Чё-то не нравится ей у вас учиться, / собирается в Тюмень переводиться. А. — Да, / там вообще классно! // У меня ж там сестра учится, // так, как приедет, / начнет рассказывать / про свою общаговскую жизнь, / а я сижу / и думаю: / «Чё я здесь вообще делаю?» // Б. — Так а чё тоже / туда не переводишься? // А. — Да предки не пускают. // Ты чё?! / Я ж там с голоду помру, / меня там сразу ж / ограбят, / обманут. // И вообще, / куда такого дикаря, как я, / одного выпускать? / Б. — Ну, / все они такие. / У меня / такая ж фигня была, / когда я хотела в Воронеж / поступать. // Кстати, / Ольга ж тоже в Тюмени / учится, / с Ленкой в одной группе. // А. — Да-а? // Так они сюда вообще приезжают? // Б. — Раньше приезжали / через каждые два месяца, // мы даже иногда переписывались, // а последние два года / ни слуху ни духу. // Не знаю, чё такое. // Чё, / ты щас куда / идешь?// А. — Домой.// Б. — Через Аврору?// А. — Да. Мне надо за сотовый заплатить. // Б. — О, / классно! // Тогда пошли вместе.// |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |