Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 10. Замените данные слова описательными синонимами-перифразами.




а) Англия, Канада, Куба, Голландия, Россия, Япония, Санкт-Петербург, Тюмень;

б) детство, каникулы, сессия, лев, золото, картофель, нефть, сахар, соль, хлопок.

 

Задание 11. Установите особенности употребления формы будущего времени глаголов в предложения.

1. Тетерева всегда на чистое место слетаются. Им, как бойцам, площадка нужна. А здесь, в бору, не подерёшься (Е. Чарушин). 2. Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом! (Е. Чарушин). 3. Татьяна то вздохнёт, то охнет; письмо дрожит в её руке... (А. Пушкин). 4. Как царица отпрыгнёт, да как руку замахнёт, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет! (А. Пушкин). 5. Живёт в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю... (А. Островский). 6. Казаки вламывались в квартиры, брали всё, что приглянется (В. Вересаев). 7. У него всегда найдётся в карманах целый ассортимент туалетных принадлежностей (А. Куприн). 8. Потом мы увидели лебедя на воде. Он плыл как-то странно, — вывернув ногу... Лежит в воде. Одну ногу поднимает, второй гребёт. Потом на другой бок перевалится, другую ногу высунет и подставит солнцу и ветерку (Е. Чарушин).

 

Задание 12. Прочитайте. Определите, какие средств языка (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические) создают у читателя ощущение напряжённости и тревоги.

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (М. Булгаков).

 

Задание 13. Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и другие слова. Оцените получившийся текст с точки зрения выразительности.

Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег.

 

Задание 14. Сделайте текст более выразительным, используя различные языковые средства.

Владислав Юрьевич Пирогов. Возраст двадцать пять лет. Рост 178 сантиметров, среднего телосложения. Волосы русые, слегка вьющиеся, лицо овальное, глаза светлые, брови дугообразные.

 

Задание 15. Какие средства выразительности используются в данном тексте, какова их стилистическая функция?

 

УВАЖАЕМЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ!

16 декабря 2001 года — выборы в нашу Думу — Думу Ханты-Мансийского автономного округа

прИдина ВЫБОРЫ! И …

Защитидетей и себя образованием !

Зная, что наше образование — уверенное будущее наших детей;

будущее качество жизни нашего округа;

будущее нашей России —нашей Родины.

Помня,что наше образование — ключ к решению проблем сегодняшнего и завтрашнего дня региона, страны;

магистральный путь возрождения России;

нетленное богатство,

надёжная защита каждого.

Выбери Назина Г. И.в Думу ХМАО !

Н А З И Н Г. И. — ректор СурГУ — организатор образования,

  • обладает большим жизненным опытом,
  • знаетпроблемы округа и пути их решения,
  • работает творчески, результативно!

Назин Г.И. — нужен в Думе — он защитит наше образование —

нас и наших детей !!!

проГолосуй за Назина Г. И.!

 

Задание 16. Определите, какие тропы, фигуры речи, графические средства использованы авторами, с какой целью.

1. …Деревенская улица лежали перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. […] Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу. […] …И потом мы пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг о друга, с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды (И. Бабель).

2. Можно было начинать строить Петербург как порт — нет, он начал его строить как столицу. Упрёки, несогласие, возмущение, недовольство, обвинения — он ничего этого не боялся. Он обрубал привычные связи, скрепы, понятия…

«В Европу прорубить окно» — это окно надо было не открывать, а прорубить, и прорубить изнутри. Прорубить означало не только тяжесть строительства нового града на низких топких берегах, не только деньги, усилия, муки России, закреплённые военной победой над шведами. В этом слове перекликаются, отдаются и другие толкования, идущие с тех петровских лет, когда рубился российский флот. Рубили лес для новых дорог, рубили головы стрельцов, рубились канаты якорей, державших Россию у ветхих причалов, у старых рубежей. (Д. Гранин).

 

Задание 17. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.

1. Черномырдин — глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д. Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В. Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна — миллионный митинг. Я выступаю — и передние ряды плачут (В. Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г. Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г. Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В. Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д. Аяцков). 8. Ким Чен Ир — это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А. Бовин). 9. К юбилею творца «Ромео и Джульеты». 10. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В. Устинов). 11. Из достоверных источников стало известно…. 12. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить — нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П. Латышев). 13. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).

 

Задание 18. Подумайте, о каких качествах речи и говорящего свидетельствуют следующие пословицы и поговорки?

1. Велик звон, да не красен.

2. Звону много, да толку мало.

3. Глупым словам — глухое ухо.

4. Говорит до вечера, а слушать нечего.

5. Говорит, как горох к стене лепит.

6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.

7. Говорит красиво — да слушать тоскливо.

8. Говорит, что плетень плетёт.

9. Длинный язык — короткие мысли.

10. Глупые речи — что пыль на ветру.

11. Из-за одного слова да вечная ссора.

12. Из пустого в порожнее переливает.

13. Кланяться горазд, а говорить не умеет.

14. Речи — что мёд, а дела — что полынь.

 

 

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Логичность речи — следование законам логики, то есть соответствие течения мыслей, отраженных в речи, законам логики, согласованность с законами речевого поведения; последовательность, четкость построения речи. Логичность заключается

— в соответствии сказанного действительности, реальному миру (сказанное может быть истинным или ложным), в отражении реально существующих связей и отношений (логичность предметная);

— в отражении особенностей мышления — структуры мысли и её развития — через употребляемые для этого языковые единицы (логичность понятийная).

Составляющими логичности речи являются:

1) соответствие логики высказывания логике развития мысли;

2) обоснованность, доказательность сказанного;

3) отражение течения мысли наиболее точными, соответствующими замыслу языковыми средствами: а) лексическими (в том числе синонимами), б) грамматическими, среди которых служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные компоненты, местоимения и т. д., порядок слов в высказывании, отдельных высказываний в составе текста и др.;

4) чёткая композиция развёрнутого высказывания:

а) зачин (вводная часть, вступление),

б) основная часть,

в) выводы (заключение);

5) умелые переходы от одной композиционной части к другой;

6) обоснованное деление текста на абзацы;

7) непротиворечивость высказывания в целом и отдельных его частей;

8) соблюдение единства стиля высказывания.

Чтобы логично говорить и писать, нужно,

во-первых, научиться логично мыслить, рассуждать;

во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль;

в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

    • Какие качества речи делают коммуникацию более эффективной?
    • В чем заключается логичность речи, логичность отдельной фразы и текста в целом?
    • Каковы причины логических ошибок в речи?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...