Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная. Подстили и жанры: 1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон; 2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия; 3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие. Стилеобразующие черты: 1) образное отражение действительности; 2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов); 3) эмоциональность; 4) экспрессивность, оценочность; 5) индивидуальный стиль, почерк автора; 6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты). Общие языковые особенности литературно-художественного стиля: 1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей; 2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли; 3) выполнение языковыми средствами эстетической функции. Языковые средства художественного стиля: 1. Лексические средства: 1) неприятие шаблонных слов и выражений; 2) широкое использование слов в переносном значении; 3) намеренное столкновение разностильной лексики; 4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской; 5) наличие эмоционально-окрашенных слов. 2. Фразеологические средства — разговорного и книжного характера. 3. Словообразовательные средства: 1) использование разнообразных средств и моделей словообразования; 2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь. 4. Морфологические средства: 1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности; 2) частотность глаголов; 3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица; 4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода; 5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных; 6) широкое употребление прилагательных и наречий. 5. Синтаксические средства: 1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; 2) широкое использование стилистических фигур.
Задания для практической работы Задание 1.Охарактеризуйте текст, определив языковые средства, используемые в нем: 1) лексические, 2) фразеологические, 3) словообразовательные, 4) морфологические, 5) синтаксические. Приведите примеры из текста. Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», — подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. — «Эх, штука-то важная», — сказал мужик (Л. Н. Толстой. Три смерти).
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |