Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическая эффективность торговли, сущность и характеристика.




 

Различают экономическую и социальную эффективность деятельности.

Общепризнанным отечественной и в зарубежной науке и практике является измерение экономической эффективности как отношение полученного в результате деятельности эффекта к примененным ресурсам или произведенными затратам.

В реальной жизни не существует эффективности затрат отдельно от эффективности примененных ресурсов.

Эффективность должна рассматриваться как обобщенная функция от эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов, поскольку повышение ее есть общий результат лучшего использования ресурсов. Мерой роста этой эффективности является экономия текущих затрат. Вместе с тем различие состоит в том, что экономия ресурсов выступает как условие расширения деятельности организации и увеличения на этой основе прибыли, а экономия текущих затрат является источником увеличения прибыли.

Экономическая эффективность является обобщающей характеристикой конечной результативности деятельности субъектов хозяйствования.

Анализ эффективности позволяет выявить взаимосвязи между факторами ее роста и достигнутыми результатами.

Оценка экономической эффективности не может ограничиваться только сопоставлением, полученного результата с примененными ресурсами и потребленными затратами. Она должна включать и показатели, которые характеризовали бы как повышение эффективности структуры управления так и конечные социальные результаты.

Социальная эффективность торговой деятельности связана с выполнением торговлей социальных функций и характеризуется степенью удовлетворения спроса населения на товары при высоком качестве торгового обслуживания и рациональном использовании товаро-производственных ресурсов.

Для измерения экономической эффективности необходимо знать показатели, характеризующие как результаты, так и затраты. Результаты торговой деятельности выражаются в конкретном эффекте, полученном в процессе этой деятельности.

При оценке эффективности деятельности торговых организаций различают два вида эффекта: экономический и социальный.

Экономический эффект определяется как абсолютная величина превышения полученных результатов над произведенными затратами. Показателями экономического эффекта торговой деятельности являются товарооборот в сопоставимых ценах, доходы и прибыль от реализации товаров, чистая продукция, показатели ускорения товарооборачиваемости и экономии материальных, топливно-энергетических ресурсов. Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеют товарооборот в сопоставимых ценах и прибыль, отражающие конечные результаты деятельности.

Показателями социального эффекта являются: уровень удовлетворения спроса населения на товары, качество торгового обслуживания, характеризуемое широтой и устойчивостью ассортимента товаров, применения прогрессивных форм продажи товаров, количеством и качеством дополнительных услуг, предоставляемых покупателям.

Показателями общеотраслевой эффективности торговли являются:

- объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах;

- время обращения товаров;

- доля торговой отрасли в валовом внутреннем продукте страны;

- сокращение потерь потребительной стоимости при транспортировке, хранении и реализации товаров;

- сокращение издержек потребления;

- сокращение расходов на реализацию товаров при высоком качестве торгового обслуживания;

- широта и качество торговых услуг, оказываемых населению.

Ресурсы, используемые в торговой деятельности, также выступают в двух формах: примененные и потребленные, или их можно еще назвать единовременными и текущими затратами.

Примененные ресурсы (единовременные затраты) включают в денежном выражении стоимость основных фондов, оборотных фондов и фондов обращения, сумму израсходованного фонда заработной платы, включая выплаты из чистой прибыли. Потребленные ресурсы это текущие затраты или расходы на реализацию товаров.

Для оценки эффективности на всех уровнях необходимо наличие критерия.

К критерию эффективности предъявляются определенные требования.

Во-первых, он должен быть согласован с общим критерием эффективности общественного производства и в то же время отражать специфику торговой деятельности и согласованность целей торговой организации и общества.

Во-вторых, критерий должен выступать как инструмент оптимального планирования и отражать единство экономических и социальных функций торговли. Использование его в качестве ориентира при планировании должно способствовать выбору такого варианта плана при котором достигается максимальный эффект на единицу примененных и потребленных ресурсов.

Критерий выражает сущность эффективности и позволяет качественно оценить ее. При этом одному критерию может соответствовать несколько показателей, поскольку эффективность может проявляться в различных формах и ее динамика зависит от многих факторов.

В условиях трансформации экономики изменяются как сама трактовка, так и иерархия критериев эффективности. Это связано с тем, что главной целью субъектов рынка и основой их функционирования в условиях рыночной экономики является прибыль. Отсюда, в качестве первичного критерия экономической эффективности деятельности организаций выступает максимизация прибыли на единицу примененных и потребленных ресурсов при высоком качестве торгового обслуживания. Вместе с тем, в условиях социально-ориентированной рыночной экономики сохраняет свое значение и общеотраслевой критерий эффективности торговли, заключающийся в более полном удовлетворении личных и общественных потребностей в товарах и услугах при высокой культуре торговли и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Получение прибыли и ее максимизация субъектами рынка возможна лишь через реализацию целей общества, то есть при удовлетворении предъявляемого населением и обществом спроса на товары и услуги. Такая иерархия критериев эффективности обусловлена и тем, что общеотраслевая эффективность торговли зависит от эффективности хозяйственной деятельности каждой отдельно взятой торговой организации. Чем выше эффективность деятельности организации, тем выше эффективность отрасли и экономики страны в целом [32, c. 140].

Определение критерия экономической эффективности имеет важное практическое значение. Он является своеобразным ориентиром как в процессе разработки бизнес-планов, так и в процессе их выполнения.

Показатели, в отличие от критерия, служат инструментом количественной оценки эффективности. С помощью системы показателей обеспечиваются количественное измерение и сравнение эффективности деятельности организации в динамике, а также сравнение эффективности деятельности субъектов торговли, основанных на разных формах собственности.

Оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности предполагает, прежде всего, сравнение фактической или расчетной эффективности с нормативным значением. Поэтому в системе показателей оценки экономической эффективности должны быть показатели, выполняющие роль норматива.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...