Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доходы торговли, их сущность




Одним из главных условий успешного хозяйствования предприятий торговли на рынке является получение ими доходов, способствующих решению следующих основных задач:

возмещение издержек обращения, что обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятий торговли;

формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных доходов за счет выплаты налоговых платежей, помогающих выполнить финансовые обязательства торговых предприятий перед государством;

формирование прибыли, направляемой на производственное и социальное развитие предприятий торговли, обеспечивающее решение задачи самофинансирования в предстоящем периоде.

К одному из основных видов доходов относится доход от реализации товаров, продукции.

Доход от реализации товаров - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Доход от реализации товаров представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция - это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли [9, с. 178].

Доход от реализации товаров исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем дохода выступает его сумма, а относительным - процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле - к объему оптового товарооборота с участием в расчетах.

Доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой и розничной торговле, являющихся особым структурным элементом цены товара и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок в цене товара.

Торговая надбавка является ценой услуг предприятий торговли по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара.

Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой:

измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара;

планово-учетная функция связана с измерительной. Определяя долю в цене товара, торговые надбавки становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки используются в анализе и планировании валового дохода;

стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования;

регулирующая функция выражается в том, что торговые надбавки представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок [9, с. 179].

В настоящее время для формирования торговых надбавок на товары, реализуемые по свободным ценам, используются два подхода - затратный и рыночный.

При затратном подходе величина торговых надбавок в процентах к товарообороту определяется путем суммирования прогнозируемых уровня издержек, показателя рентабельности (прибыли в процентах к товарообороту). Такой метод расчета торговой надбавки применяется для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции.

В последние годы все шире применяется рыночный подход к установлению торговых надбавок, сущность которого состоит в том, что цена определяется рынком на основе спроса и предложения. Зная рыночную цену товара, торговая фирма ищет возможность покупки его по наиболее низким ценам, с тем чтобы получить такой валовой доход, который был бы достаточным для возмещения издержек и образования прибыли. Данный подход при определении уровня торговой надбавки имеет место в условиях развитой конкуренции на товарных рынках.

Доход от реализации торгового предприятия - это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Определяют его как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на их приобретение за определенный период времени.

Доход от реализации товаров состоит:

из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.);

прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений иобъектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от ценных бумаг, принадлежащих фирме, и др.).

Роль и значение дохода от реализации товаров как экономического показателя заключаются в следующем:

Ш доход от реализации является источником формирования прибыли;

Ш за счет дохода от реализации возмещаются издержки производства и обращения;

Ш доход от реализации служит источником пополнения собственных оборотных средств;

Ш за счет дохода от реализации формируются различные бюджетные фонды (республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, фонд, создаваемый для финансирования расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда);

Ш за счет дохода от реализации предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Видное место в формировании доходов принадлежит прочим поступлениям.

Прочие доходы формируются за счет поступлений средств от сдачи имущества в аренду, безвозмездно полученного имущества, прибыли от участия в уставных капиталах других предприятий, положительных курсовых разниц, возмещенных штрафов, пеней, неустоек, чрезвычайных доходов (например, страховое возмещение потерь от пожара, аварии, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных активов и т.п.) По существу, в состав прочих доходов отражаются все поступления, не включенные в валовой доход предприятия.

Приведенные выше положения полностью распространяются и на торговые организации. Здесь необходимо подчеркнуть, что доходы от хозяйственной (основной) деятельности торговых организаций определяются в следующем порядке:

Ш первоначально из объема продаж товаров, продукции, работ и услуг по продажным ценам вычитают налог на добавленную стоимость, акцизы и другие аналогичные платежи и получают выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг, которая отражается в форме №2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках»;

Ш на следующем этапе принимают во внимание по строке «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» стоимость товаров, продукции, работ, услуг торговых организаций по ценам их закупки у поставщиков;

Ш на третьем этапе устанавливают разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и стоимостью товаров, продукции, работ, услуг по ценам их закупки (по себестоимости) у поставщиков. Эта разница рассматривается в промышленных и других организациях как валовая прибыль, а в торговых организациях как величина торговой надбавки, а в учете - торговой наценки.

Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции, является основным источником прибыльной работы предприятий торговли, условием устойчивого их положения на рынке.

Стремление наращивать валовой дохода вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.

В процессе управления доходами от реализации - при их анализе поиске резервов роста и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы:

зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внутренние факторы);

не зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внешние факторы).

В системе внешних факторов выделяются: политика государства в области регулирования торговых надбавок, таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке потребительских товаров; уровень оптовых цен на товары предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение спроса и предложения; жизненный цикл товара; территориальное расположение и др.

Размер валового дохода зависит от политики государства в вопросах регулирования торговых надбавок. Определяя верхнюю границу торговых надбавок на социально значимые товары, государство, с одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя формированию высоких доходов торговли, а с другой - создает заинтересованность предприятий торговли в снижении издержек и образовании прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность государства в области торговли проявляется через применение мер по регулированию уровня таможенных пошлин. Его рост увеличивает не только стоимость закупаемых импортных товаров, но и цену их реализации, формируя больший объем валового дохода предприятий торговли.

К системе внутренних факторов относятся: объем товарооборота, его структура, состав, звенность товародвижения, типизация предприятий торговли, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.

Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек.

К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок, а значит, и на величине валового дохода.

Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок.

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки, выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок, осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и на оборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

Существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объем, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли от реализации товаров.

Складывающееся на рынке соотношение спроса и предложения предоставляет возможность дифференцированно подходить к определению уровня торговой надбавки. Рост спроса на товар при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объемом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

При определении уровня торговой надбавки целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара. На этапе внедрения нового товара на рынок уровень торговой надбавки устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки возрастает, и соответственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Величина валового дохода зависит от территориального расположения предприятий торговли относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий уровень торговой надбавки устанавливается на тех предприятиях торговли, которые расположены дальше от поставщиков товаров. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок в зависимости от района деятельности предприятий торговли выражается в том, что на одни и те же товары могут устанавливаться торговые надбавки разных уровней: более высокие - в престижных районах, меньшие - в обычных.

В системе внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими показателями существует прямая зависимость - рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора цен. Так, получение валового дохода только за счет роста цен косвенным образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием торговли определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.

Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура оборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.

В розничной торговле продажа товаров населению требует больших расходов, чем при мелкооптовом отпуске, за счет средств, необходимых на оплату труда продавцов, кассиров и связанных с ней расходов на социальные нужды, а также затрат на упаковку, сортировку товаров.

Фактором, снижающим уровень торговой надбавки, является рост звенности товародвижения. Увеличение количества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить потребитель.

Уровень торговых надбавок дифференцируется в зависимости от типа предприятий торговли. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимостью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (особенно скоропортящихся товаров), быстрая оборачиваемость продовольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки, так как уменьшают размер затрат, необходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачиваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ассортимента) и дополнительные затраты по их реализации являются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки.

В универсальных магазинах средний уровень торговой надбавки зависит от складывающегося соотношения в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров. С ростом доли непродовольственных товаров средний размер торговой надбавки увеличивается, и наоборот.

Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фирменные магазины. Это объясняется тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев - предприятий - изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Более низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет установить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке.

Уровень торговых надбавок зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара, одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.

На предприятиях торговли уровень торговых надбавок дифференцируется в зависимости от качества товаров, культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли устанавливают соответствующий размер торговой надбавки на товар. Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки к цене приобретения товара.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...