Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая характеристика материально-технической базы торговли.




Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой. Материально-техническая база – это материальные элементы производительных сил, т. е. средства производства, включающие средства труда. Средства труда применяются как в сфере материального производства, так и в сфере обращения. Сфера обращения выполняет три функции в движении товаров (куплю-продажу, хранение и перевозку товаров). К сфере обращения относится и торговля. Торговля – отрасль народного хозяйства, выполняющая определенные социальные и экономические функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, т. е. в процессе своей деятельности она осуществляет круг хозяйственных операций. Для осуществления своей хозяйственной деятельности организации сферы обслуживания должны располагать определенной массой разнообразных средств труда. Средства труда – совокупность вещей, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся: здания; сооружения; машины; оборудование; передаточные устройства; транспортные средства; инструмент; различные приспособления и др. Совокупность средств труда, функционирующих в торговле, в их натурально-вещественной форме составляет ее материально-техническую базу. В торговле в процессе товарного обращения используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным фондам. Основные фонды торговли – это часть производственных средств, которая имеет вещественную форму средств труда, многократно участвует в периодически повторяющемся производственном цикле, сохраняет натурально-вещественную форму и переносит свою стоимость на вновь изготовленный продукт постепенно, по частям, и возмещается за счет амортизационных отчислений. Важнейшей чертой основных средств является то, что они многократно участвуют в процессе купли-продажи товаров. Материально-техническая база торговли представляет собой систему материальных элементов, через которую и при посредстве которой торговля осуществляет возложенные на нее задачи и функции. К ней относятся : розничная торговая сеть; складские здания и сооружения; холодильники и овощехранилища; оборудование и инвентарь; машины и механизмы для перемещения грузов; измерительные приборы и транспортные средства торговых организаций; жилой фонд; здания культурно-бытовых учреждений; учебные заведения; Все это- совокупность средств труда, технологических процессов и форм организации, управления торговли, обеспечивающих функционирование отрасли и выполнение ею своей социально-экономической роли в обществе. Материально-техническая база торговли служит, прежде всего, для реализации товаров населению. Чем выше уровень развития материально-технической базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная зависимость. По мере развития материально-технической базы торговли и более равномерного обеспечения ею населения городов и сельских населенных пунктов дифференциация в размерах иннорайонного спроса в различных населенных пунктах уменьшается. Поэтому для роста товарооборота и повышения его среднедушевого уровня в городах и селах необходимо научно обоснованное планирование материально-технической базы торговли. Особую роль материально-техническая база торговли играет в сокращении затрат времени на приобретение товаров. Сократить эти огромные затраты для общества, т. е. существенно снизить «затраты на потребление»,- важная экономическая и социальная задача торговли. Таким образом, экономическая сущность материально-технической базы торговли заключается в том, что она призвана повышать качество торгового обслуживания, создавать условия для механизации и автоматизации трудоемких торгово-технологических процессов, улучшать условия труда работников торговли и ускорять оборачиваемость товаров. Основными элементами материально-технической базы торговли являются: здания магазинов, столовых, кафе, мелкорозничных предприятий, (киоски, палатки, ларьки, передвижная торговая сеть); помещения баз, складов, холодильников и других хранилищ товаров, их оборудование; транспортные средства; инвентарь и др. Материально-техническая база характеризуется количеством торговых организаций, их мощностью, а также количеством и мощностью баз, складов, оборудования, машин, аппаратов, используемых в торговле. Фундамент материально-технической базы торговли составляют основные средства. Основные средства – это стоимостное выражение имущества, средств труда, используемых при производстве продукции, ее реализации, выполнении работ и оказании различного рода услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев. Основные средства отраслей хозяйства воздействуют на предмет труда, способствует экономии и облегчению труда, повышению его производительности, помогают созданию условий для сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения свободного времени трудящихся, являются объективными факторами формирования их отношений к труду. Основные средства торговли представляют собой совокупную стоимость материально-вещественных ценностей, функционирующих с отрасли в качестве средств труда, необходимых для рационального выполнения функций по покупке, транспортировке, хранению, реализации товаров и торговому обслуживанию населения. К основным средствам не относятся предметы труда, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, и предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил и положений по бухгалтерскому учету. Понятия «основные средства» и «материально-техническая база» не идентичны. Понятие «материально-техническая база торговли» значительно шире, чем понятие «основные средства торговли». Это связано с тем, что некоторые используемые основные средства в торговле являются арендованными у организаций других отраслей хозяйства Республики Беларусь. Кроме того, отдельные помещения и оборудования эксплуатируются торговыми организациями на безвозмездной основе, а арендованные и безвозмездно используемые основные средства не отражаются в составе основных средств торговли. К основным средствам также не относятся хозяйственный инвентарь и другие предметы, срок службы которых составляет менее 1 года и которые учитываются в составе оборотных средств. Сущность основных средств торговли проявляется в том, что они как материально-вещественные ценности используются в торгово-технологическом процессе в течение длительного времени, при этом сохраняют свою вещественно-натуральную форму и постепенно переносят свою стоимость на цену товара через расходы, в результате реализации товаров принимает денежную форму. Основные средства торговли призваны повышать качество торгового обслуживания, сохранять потребительскую стоимость и стоимость товаров, создавать условия для механизации и автоматизации торгово-технологических процессов, улучшать условия труда работников торговли. В условиях рынка товаров и услуг перед коллективами организаций ставится задача повышения эффективности использования основных средств в целом, в том числе торговли потребительской кооперации, так как это является важным условием рациональной организации торговой деятельности, повышения качества и культуры торгового обслуживания населения, улучшения условий труда торговых работников, а следовательно, повышению эффективности и производительности используемых трудовых ресурсов.

21) Состав и структура розничного товарооборота.

 

Показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, является товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров в денежном выражении, он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров. Розничный товарооборот отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

21) К розничному товарообороту относятся:

22) - выручка от продажи товаров в розничной торговой сети за наличный расчет и в кредит;

23) - отпуск из предприятий общественного питания продукции собственного производства и покупных товаров;

24) - выручка от продажи одежды, обуви, головных уборов, белья из пошивочных мастерских по индивидуальным заказам потребителей;

25) - выручка от продажи печатной продукции (газет, журналов, книг, плакатов) в розничной торговой сети и по подписке населению, организациям, предприятиям;

26) - выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды;

27) - выручка от ремонта одежды, обуви, головных уборов, часов, теле-, видео-, радиоаппаратуры, мебели и других предметов, выполненных предприятиями бытового обслуживания;

28) - выручка от ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов, включая стоимость запасных частей, осуществляемых специализированными предприятиями;

29) - выручка от продажи автозаправочными станциями горюче-смазочных материалов, запасных частей, других средств ухода за автомобилями, мотоциклами;

30) - выручка от продажи сельхозпродукции, скота и птицы непосредственно сельскохозяйственными предприятиями, подсобными хозяйствами;

31) - прочая выручка (за раскрой тканей при продаже, доставку товаров на дом, от продажи торгующими организациями прокатным пунктам соответствующих товаров и др.).

32) Структура розничного товарооборота подразделяется на макроструктуру, товарно-групповую, товарно-ассортиментную, микроструктуру.

33) Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).

34) Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи-фрукты, одежда, обувь, мебель, и др.)

35) Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская; мебель: для жилья, офисов, дачи и т.п.).

36) Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; и т.п.).

37) На структуру розничного товарооборота влияют следующие факторы:

38) - социально-демографические, которые учитывают соотношение городских и сельских жителей, рабочих, служащих, колхозников, мужчин, женщин, детей, взрослого и пожилого населения и др.;

39) - экономические, определяющие соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством, специализацию производства, обеспечение квалификации работников, наличие и состояние транспортных

40) - коммуникаций, оптимальные размеры, расположение, материально-техническую базу торговой (товаропроводящей) сети, географическое положение региона;

41) - климатические условия

Анализ и планирование розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в торговом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и прибыль. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка.

Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

1. Изучается объем товарооборота, динамика, состав, структура, по методам продажи.

2. Строится индексная цепочка взаимосвязи показателей.

3. Делается факторный анализ.

4. Выявляются резервы роста.

5. Определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема реализации на будущий период.

Развитие розничного товарооборота оценивается с применением следующих видов анализа:

А) анализа по временным рядам;

Б) оперативного;

В) сравнительного;

Г) стратегического.

Анализ по временным рядам.

Динамика розничного товарооборота характеризуется временными рядами, построенными за ряд истекших периодов с учетом изменения цен.

Индекс товарооборота в фактических ценах или в ценах соответствующих лет отражает изменение в анализируемом периоде объема реализации и цен на проданные товары.

Обязательным условием достоверности построенных временных рядов является выражение товарооборота в одинаковых ценах, т.е. расчет индекса физического объема товарооборота, если предприятие ведет количественный и стоимостной учет.

Оперативный анализ.

Значимость оперативного анализа в современных нестабильных условиях переходного периода с ориентацией целей на прибыль, обеспечение конкурентоспособность значительно возросла. Оперативный анализ позволяет сделать своевременную корректировку управленческих решений, что дает возможность достичь запланированных целей развития.

Оперативный анализ осуществляется по данным ежедневного поименного учета продаж в стоимостном выражении в целом по предприятию, его подразделениям. Количества покупок за этот же период определяется по чекам. На основании ежедневного учета производится накопительный по пятидневкам, декадам от поставки до поставки, в сравнении с планово-расчетными показателями, с нормативом, с однотипными предприятиями.

Оперативный учет и накопительный анализ ведутся в журналах в производительном виде. В ходе его необходимо отразить цели анализа и его задачи. Ежедневный учет возможно определить:

улучшается или ухудшается продажа из месяца в месяц;

какие изделия (услуги) продаются хорошо, какие плохо;

в какой части города (местожительства) те или иные изделия имеют наибольший спрос;

наблюдаются ли в продаже за последний год существенные взлеты и падения;

сколько заказов на покупку какого-то товара вы получили от покупателя за последние 12 месяцев;

известно ли общее количество продаж и заказов не только в стоимостном, но и натуральном исчислении;

какую прибыль или убыток приносит реализация конкретного ассортимента;

какие товары выходят из моды;

какое время года способствует продаже, какое - нет;

изделия каких поставщиков, с каким оформлением и каких моделей предпочитают покупатели в первую очередь;

как идут дела в подведомственных подразделениях;

как реализуются новые товары, не теряют ли рынок сбыта старые.

Подобный учет продаж позволяет не только оценить состояние продаж, но и выявить причины их уменьшения, что даст возможность принять правильные управленческие решения по устранению негативных моментов, ускорению оборачиваемости товаров и снижению издержкоемкости торгового процесса, а тем самым и повышению конкурентноспособности фирмы.

Основными причинами снижения объема продаж могут быть действия конкурентов; устаревший ассортимент; ассортимент, не соответствующий спросу покупателей; узость ассортимента (артикулы не отличаются друг от друга); неудовлетворительное обслуживание; неэффективная работа коммерческих служб, некачественное и неполное исполнение коммерческих функций; товар поступает с опозданием и не в таких объемах, как это необходимо для развития товарооборота.

В зарубежной практике накопительный анализ органичен недельным циклом. В предпринимательстве этот цикл считается наиболее удачным, и он связан со сроками выплаты заработной платы. В торговле и сфере обслуживания неделя – еще более естественный отрезок времени. Каждый день недели по объему проданных товаров имеет ярко выраженный характер, что отражает множество факторов. В понедельник накопившаяся за выходные дни усталость сопровождается снижением покупательских намерений, по пятницам – спешка и сборы, поездки за город. Походы за покупками и истощившиеся запасы продуктов в кладовой и холодильниках, полный кошелек в день получки и пустой – за день до нее (как известно, за рубежом заработная плата выплачивается еженедельно, в нашей практике установлен 15 – дневный интервал).

Качественный оперативный учет в разрезе ассортиментной структуры розничного товарооборота возможен при помощи ЭВМ и многосчетчиковых кассовых машин, агрегированных со специальными приставками.

Важным условием обеспечения управляемости процессом развития розничного товарооборота служит ритмичность реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности обусловливаются не только непрерывностью потребления и производства, но и необходимостью обеспечения поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентноспособность. Нормально работающие предприятия имеют относительно постоянную величину товарооборота по дням недели с учетом специфики продажи товаров каждого дня.

Коэффициент ритмичности выражается числами от 0 до 1. Приближение показателя к 0 свидетельствует о неритмичности реализации, а к 1 – о более ритмичной работе розничного торгового предприятия.

Сравнительный анализ розничного товарооборота проводится в целях оценки позиций предприятия на рынке и выявления резервов роста объема продаж в сравнении с другими предприятиями, нормативами, с достижениями наиболее удачливых конкурентов. Сравнивают обычно следующие показатели: общий объем розничного товарооборота, темп роста сопоставимого товарооборота, удельный вес в товарообороте основных товарных групп, средний оборот на одного продавца и на одного работающего, удельный вес мелкооптовой продажи, среднюю стоимость покупок, формы продажи, режим работы.

При проведении сравнительно анализа чаще всего используются методы группировок, ранжирование. Группировка предприятий производится в зависимости от товарного профиля магазина, степени их специализации, форм продажи, торговой площади, форм собственности.

Стратегический анализ.

В основе современного анализа работы предприятий лежит анализ стратегий. Известно несколько подходов к проведению такого анализа: анализ стратегий по Минцбергу и анализ конкуренции по Портеру.

По Минцбергу различают три различных типа развития стратегии: плановая модель, модель предпринимательского типа, модель обучения на опыте.

По плановой модели определение стратегии – это обдуманный, осознанный и контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования и предполагает, что за определением стратегии последует ее реализации.

По модели предпринимательского типа формулировка стратегии – это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера – предпринимателя.

Модель обучения на опыте основана на следующих моментах: определение стратегии развивающихся и одновременно повторяющихся процессов требует взаимной отдачи и восприимчивости; стратегия представляет собой модель, чутко реагирующую на воздействие внешних факторов.

Осмысление вышепредложенных моделей показало, что успех фирмы зависит от умелого сочетания всех трех моделей.

Анализ конкуренции по Портеру содержит ответы на следующие вопросы:

2. Как данный конкурент скорее всего отреагирует на возможные стратегические ходы других конкурентов.

3. Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении.

4. С кем в отрасли вы хотели бы соперничать и какими средствами.

На рынке действует пять сил конкуренции: проникновение новых конкурентов; угроза появления на рынке новых товаров – субститутов, произведенных по новой технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренции между компаниями, укрепившимися на рынке.

Интенсивность конкуренции определяется следующими факторами: большое число конкурентов или примерное равенство сил; медленный рост отрасли; высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно – материальных запасов; отсутствие уникальности; количественный скачок в мощностях; различного рода конкуренты; высокая стратегическая значимость; высокие выходные барьеры.

Поставщики оказывают сильное давление на потребителей, угрожая поднять цену, снизить качество товаров, в условиях дефицита продать товар другому покупателю. Сильные поставщики могут снизить прибыльность продажи товаров в рознице, так как не всегда удается покрыть рост издержек значительным ростом цен.

Применительно к розничному товарообороту стратегический анализ означает: проверку своей стратегии на конкурентоспособность посредством оценки правильности применения различных стратегических моделей.

Планирование розничного товарооборота. Прогноз продаж

Прогноз продаж включает как субъективный так и объективный элементы. Процессы планирования – определение ключевых факторов экономической ситуации, подбор исходной информации, анализ развития товарооборота в прошлом периоде.

В практической деятельности сочетаются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

Долгосрочный и среднесрочный прогноз касается стратегических решений: выхода на новый рынок, инвестирования, планов денежных потоков и др.

Краткосрочный прогноз – тактика фирмы. Она касается плана товарооборота, финансов, объема закупки товаров.

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой – необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли.

Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и « от частному к общему». Подход « от частного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.

Методы прогнозирования могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.

Выбор метода зависит от периода, на который необходимо составить прогноз, возможности получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники, необходимых затрат.

Для планирования розничного товарооборота могут быть применены следующие методики его расчета: с учетом получения необходимых доходов, место расположения торгового предприятия, исходя из предполагаемых ресурсов, включая товарные, изменения в зоне обслуживания, нормативов, на основе платежеспособного спроса.

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Данная методика построена на идее достижения такого объема розничного товарооборота, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.

Метод технико–экономических расчетов (нормативный метод).При практическом применении нормативного метода необходимо учитывать особенности работы торгового предприятия, специфику торгово – технологического процесса и обслуживаемого контингента населения, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колебания, свойственные району деятельности данного магазина.

Коэффициент на среднюю стоимость покупки рассчитывается как отношение фактической средней стоимости покупки по магазину данной специализации к средней стоимости покупки, принятой при расчете норматива:

Ксп = Сф :Сн.

Планирование структуры товарооборота осуществляется с учетом проектов планов торговых предприятий, сложившейся структуры товаров за предшествующие годы, состояние товарных запасов, возможностей закупить товары у поставщиков, изменение численности покупателей, динамики покупательных фондов обслуживаемого населения, среднедушевого потребления по товарным группам.

По товарам, по которым полностью удовлетворяется спрос, объем продаж определяется как произведение достигнутого уровня реализации в расчете на душу населения, на численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в ней.

Если жересурсы товаров ограничены, тогда для планирования объема продаж используется метод, учитывающий ресурсную обеспеченность, состояние товарных запасов, возможностей закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления, объем неудовлетворенного спроса, возможность переключения спроса на другие взаимозаменяемые товары.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...