Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ В РЕГИОНЕ




Специализация и комплексное развитие региона зависит от производительных сил. Поэтому одно из важнейших направлений региональной экономики является исследование закономерностей их размещения.

Закономерности размещения производительных сил - это наиболее общие отношения между производительными силами и территориями.

Важнейшие закономерности размещения производительных сил:

1. рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

2. комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации;

3. региональное территориальное разделение труда между регионами в пределах их территории;

4. выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Закономерности очень тесно связаны с законами экономических формаций, они объективны и не зависят от воли человека.

Принципы размещения производительных сил - это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе).

Принципы размещения производительных сил:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсами, районам потребления.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

3. Использование преимуществ и выгод территориального разделения труда в развитие экономических связей между ближним и дальним зарубежьем.

4. Оздоровление экологической обстановки, принятие мер по охране природы и рациональному природопользованию.

5. Единство экономического районирования с административным делением.

6. Учет интересов обороноспособности страны.

7. Сокращение потерь труда в процессе производства и обращения продукта.

Многие принципы трудно совместимы, так очень редко можно поместить предприятия вблизи источника сырья, энергии и потребителя.

Принципы размещения производительных сил реализуются на основе действия конкретных факторов.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: экономические факторы, природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность от­дельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих фак­торов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

 

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА

Одной из основных задач совершенствования природоохранной деятельности является создание природоохранных органов субъекта РФ и региональной системы управления окружающей средой. В ряде субъектов РФ уже действуют специально созданные природоохранные подразделения (Комитет по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов субъекта РФ). При отсутствии собственного природоохранного подразделения Администрация субъекта РФ может поручить управление окружающей средой на своей территории территориальному органу Министерства природных ресурсов.

Основными требованиями к созданию региональной системы управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов являются следующие:

1. Разработка региональной экологической политики – документа, отражающего общее направление, основополагающие принципы, цели и инструменты деятельности Администрации субъекта Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Для разработки экологической политики необходимо знать состояние окружающей среды региона и значимые факторы воздействия на окружающую среду, существующие экологические проблемы.

2. Разработка регионального плана действий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Региональный план действий должен быть направлен на реализацию экологической политики субъекта Федерации. Элементы планирования включают в себя: детальную оценку состояния окружающей среды, оценку антропогенного воздействия, выявление и анализ экологических проблем, определение целей и задач, обоснование и разработку природоохранных и институциональных мероприятий, их ранжирование, анализ затрат и выгод, оценку потенциальных рисков, разработку этапов и программы реализации плана.

3. Реализация регионального плана действий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Для реализации плана и достижения целей экологической политики нужно определить необходимые людские, физические и финансовые ресурсы, выбрать соответствующие инструменты реализации, установить источники финансирования, подобрать организации, способные квалифицированно выполнить те или иные мероприятия, разработать проектную документацию и осуществить запланированные мероприятия в соответствии с программой реализации плана.

4. Измерение, контроль и оценка являются ключевыми видами деятельности в системе управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов. Для оценки влияния выполненных природоохранных мероприятий на состояние окружающей среды и здоровье человека должна быть разработана и осуществляться комплексная система регионального экологического мониторинга, включающая наблюдения за состоянием окружающей среды и источниками антропогенного воздействия. Должны быть разработаны критерии эффективности природоохранных мероприятий и показатели устойчивого развития региона. На основании данных мониторинга, критериев эффективности и показателей устойчивости производится оценка эффективности природоохранной деятельности и проводимой экологической политики. Кроме того, должен проводиться контроль выполнения мероприятий плана с целью выявления их соответствия целям региональной экологической политики.

5. В предлагаемой системе управления окружающей средой реализуется концепция постоянного улучшения. Это достигается с помощью постоянного анализа экологической эффективности системы управления, природоохранной деятельности, экологической политики, выявления возможностей для улучшения, разработки новых целевых экологических показателей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...