Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ




ВВЕДЕНИЕ

Переход Российской Федерации в начале 1990-х годов к рыночным отношениям и интеграция национальной экономики в мировое хозяйство привели к существенным изменениям всех параметров социально-экономического развития страны и образующих ее регионов. После резкого сокращения объемов производства, падения жизненного уровня значительной части населения, критического снижения эффективности национальной экономики в ее развитии наметились начиная с конца 1990-х годов, а затем в течение ряда лет сохранялись позитивные тенденции.

Главной «ареной» для внедрения принципов и механизмов устойчивого развития в российскую практику жизнедеятельности выступают регионы. Именно им в наибольшей мере необходимо комплексное решение экономических, социальных, демографических и иных проблем. Для осуществления этого регионы наделены соответствующим юридическим статусом, обладают определенными правомочиями, имеют органы власти и управления. Поэтому объектом настоящего пособия является сложная, динамическая, открытая социально-экономическая система управления регионом.

Цель дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для высоко-результативной работы в органах государственного и муниципального управления, в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях и организациях.

Целью освоения дисциплин «Региональное управление и территориальное планирование» является приобретение студентами базовых профессиональных знаний о методах и моделях регионального управления и территориального планирования, формирование у них представлений и знаний об уровнях, инструментах и способах территориального управления и планирования.

 

 

ТЕМА 1. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие «регион» происходит от латинского «regionis» в экономической географии и означает область или район. Данное понятие первоначально выражает определенную территорию по тем или иным признакам. Содержание региона характеризуется в современных условиях на основе географических, экономических, социальных, культурных, политических, институциональных и других подходах.

Критериями для формирования понятия «регион» являются:

1. географические (расположение, величина территории и количество населения);

2. производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

3. градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

4. социологические (нормы общения, поведения). Исходя из этого, наиболее общим определением региона является следующее.

Регион— это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Регионы в зависимости от масштабов и содержательных частей можно подразделять на следующие виды: мегарегион, макрорегион, мезорегион, микрорегион, минирегион.

Мегарегионы -регионы, определяемые на основе географических и геополитических, мирохозяйственных признаках, характеризующих территории, охватывающих целые континенты, группы стран.

Макрорегион предполагает преимущественно масштабы страны, государства.

Мезорегион - составные части страны (область, край, республика).

Микрорегион — территории городов, районы областей и республик.

К основным функциям регионаотносятся:

- воспроизводственная (воспроизводство материального, нематериального, духовного развития населения и субъектов хозяйствования в определенном территориальном пространстве);

- рыночная (отражает обеспечение производства, обмена, распределения, потребления на основе законов рынка: спроса и предложения, закона стоимости, конкуренции);

- образовательная;

- инновационная;

- социально-культурная;

- этно-национальная;

- организационная;

- управленческая.

К принципамрегионального управления относятся:

- принцип плановости развития;

- принцип межбюджетной сбалансированности;

- учет растущей потребности населения региона;

- учет объективных интересов субъектов регионального хозяйствования; 

- формирование условий устойчивого развития и оптимизации хозяйственной деятельности региона;

- стимулирование активизации и повышение эффективности инновационной деятельности региона;

- развитие конкурентной среды и выработка адаптационных структур экономики, механизмов при учете внутренних и внешних факторов;

- гармонизация интересов региона и национальной экономики.

Данные принципы предназначены решению следующих задачрегионального развития:

 - рациональное использование природных ресурсов;

 - создание условий производства товаров и услуг, соответствующих современным требованиям потребителей;

- развитие инфраструктуры и благоприятного экономического климата для устойчивого роста инвестиций в регионе;

- формирование и развитие региональных рынков;

- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей в интересах государства и региона;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

- совершенствование экономических и институциональных механизмов повышения благосостояния населения, повышение эффективности субъектов хозяйствования, сохранение экологического баланса в регионе.

Факторы регионального развития.Выделяют 3 группы факторов:

1) природные: наличие природных ресурсов, их количество, климат, экология;

2) экономические: экономико-географическое положение, положение по отношению к развитым регионам, транспортным магистралям;

3) демографические: численность и структура населения, расселение по территории, половозрастная структура, численность и структура трудоспособного населения, уровень его квалификации, динамка показателей численности населения.

 

ТЕМА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

В практике управления различают экономическое и правовое (юридическое) содержание отношений собственности.

Юридическое понимание права собственности предполагает субъектно-объектное отношение, то есть отношение субъекта права к данному благу (вещи, информации, капиталу и т.д.).

Экономическое содержание собственности раскрывается через субъектно-субъектные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов общества.

Понятие собственности в России регулируется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Региональная собственность– собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество).

Региональная собственность субъектов РФ- закреплѐнная Конституцией России, Конституциями республик, Уставами областей, краѐв, округов, включает в себя территорию, природные ресурсы, землю, многие хозяйственные и инфраструктурные объекты.

Нормативно основные понятия и категории региональной собственности закреплены Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Основными являются следующие.

«Статья 26.10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

1. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также имущественные права субъекта Российской Федерации.

2. Собственность субъекта Российской Федерации признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

«Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации.

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации».

Согласно ст. 26.11 «Собственность субъекта Российской Федерации» указанного закона, к собственности субъекта РФ относятся:

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

  - имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти;

- архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;

    - имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;

- имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания;

- имущество, необходимое для организации предоставления образования;

- имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

- музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

- имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

- имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

- служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

- пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;

- имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

- имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы);

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации;

- другое имущество, определенное законом».

Исходя из анализа структуры объектов региональной собственности видно, что в число имущества субъектов РФ входит имущество для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта федерации, а также имущество для реализации социальных функций региона.

Проблема управления собственностью региона сложна, что особенно ощущается в условиях становления и развития федерализма. В связи с этим основными принципами управления следует считать:

принцип правовой эффективности (эффективное развитие территории возможно только при условии эффективного использования возможностей регионального законотворчества с учетом гармоничного взаимодействия с органами государственной власти РФ);

принцип региональной активности (обязательно активное взаимодействие с другими субъектами РФ, а также использование потенциала межрегиональной кооперации);

принцип учета интересов (необходимо учитывать различия в социально-экономических интересах региона в целом, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов на его территории);

принцип системности (обеспечивает регулирующее воздействие на социально-экономические процессы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...