Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы управления предприятиями подразделяются на: организационно-распорядительные; экономические, социально – психологические, правовые.




· правовые - совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

· организационно-административные (распорядительные)

Организационно-распорядительные методы управления методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, на отношении власть-подчинение, ответственности, власти, принуждении.

Нормативные акты управления (устав предприятия, положение о структурных подразделениях, инструкции и т.д.) определяют цель, задачи, функции, права и ответственность предприятия, его подразделений и персонала, а также работников аппарата управления. Индивидуальные акты управления на предприятии (приказы, распоряжения, указания и т.п.) адресованы определенным объектам управления и определяют текущие задачи.

Организационно-административные (распорядительные) методы можно условно разделить на:

 

1. организационного воздействия. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

2.распорядительного воздействия (приказ, распоряжение, инструктаж)

1. Первая группа.Организационное влияние на объект управления осуществляется в форме регламентирования, нормирования, инструктирования и информирования. Средство влияния при этом документы продолжительного действия.

а) Организационное регламентирование основывается на использовании норм права и правил, соблюдение которых обязательно как для руководителя, так и для всех работающих на предприятии. На основе правовых норм, которые заключаются в законах, положениях, указах и постановлениях законодательства, в Уставе предприятия и других документах, на предприятиях разрабатывают положения об отделах и службах, а также должностные инструкции для всех работников.

б) Влияние на систему, которой управляют, с помощью организационного нормирования реализуется через установление нормативов, которые уточняют границы любой деятельности, параметры технических и экономических процессов. На предприятиях могут использоваться такие нормативы как:

· технические - периодичность технического обслуживания и межремонтных сроков работы оснащения, нормы межремонтных пробегов автотранспорта предприятия;

· технологические - затраты сырья, энергии и т.п.;

· организационно-экономические нормативы - правила внутреннего распорядка, положения об оплате труда, размеры амортизации, нормативы собственных оборотных средств, нормы затрат средств на техническое обслуживание, текущий ремонт оснащения и много других.

в) Организационно-методическое инструктирование - также эффективное средство информационного влияния на трудовой коллектив или на отдельного работника. На предприятиях с помощью методических указаний, разработок, инструкций разрабатываются правила, которые регулируют организационные и специальные стороны его деятельности, подразделений и работников. Определяется порядок выполнения любых работ, использования технических средств.

г) К информационному влиянию принадлежит использование на предприятии актов, протоколов, докладных записок, служебных писем, заявлений.

Преимущества и недостатки организационно-распорядительных методов организационного воздействия.

Преимущества: позволяют создать стройную структуру управления, приучить к определенному порядку весь коллектив. Методы работают долго, эффективно и с обратной связью.

Недостатки: требуются значительные как материальные, так и духовные затраты для создания системы управления.

2. Вторая группа.Методы распорядительного воздействия рассчитаны на короткий промежуток времени. В отличие от организационного влияния методы распорядительного влияния отображают динамику процесса управления и направленности на регулирование производства и устранение сбоев и препятствий, возникающих в работе. Распорядительное влияние на предприятии реализуется в форме:

· приказов;

· распоряжений;

· указаний;

· личнойпросьбы

· дисциплинарные действия.

Приказыиздают линейные руководители. Приказы могут отдаваться руководителем предприятия, как в письменной, так и в устной форме. При этом используются кадровые, производственные приказы, приказы по зарплате, по поводу перевода на другую работу, о приеме на работу и увольнении с работы, приказы о наказании и поощрении. Как правило, согласовываются с заинтересованными лицами и визируются у юридически ответственного лица. Приказ подлежит выполнению, но до выполнения обжаловать нельзя. Приказ может отменить лишь то лицо, которое подписало.

Распоряжения издают функциональные руководители. Цель распоряжений - выполнение ранее изданных приказов. Как правило, направлены на решение технических вопросов, вопросов снабжения, организации производства и т.д. Распоряжение можно обсудить до выполнения и доказывать свою точку зрения.

Указание - в устной форме. В виде документа не оформляется, но подлежит выполнению. Указания используются для выполнения приказов и распоряжений.

Личная просьба. Очень сложно отказать руководителю в личной просьбе.

Дисциплинарные действия на предприятии используются в соответствии с конкретными ситуациями. Они выражаются в замечаниях, выговоре, а также увольнении.

Преимущества и недостатки организационно-распорядительных методов распорядительного воздействия.

Преимущества: быстрое реагирование.

Недостатки: дорогой контроль и определенная нестабильность. Отсутствие обратной связи до момента выполнения распоряжения (приказа).

· экономические. Речь идет о системе материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

1) прямое материальное вознаграждение, зарплата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные выплаты;

3) штрафы

К экономическим методам относятся:

1.коммерческий и внутрифирменный расчёты;

2.планирование;

3.ценообразование;

4.финансовая политика;

5.система налогообложения;

6. экономически анализ.

1. Коммерческий расчёт.Обеспечение рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений; финансирование и кредитование; развитие технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и изменения структуры капитала, что в конечном счете выгодно всем работникам предприятия. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования, затрат производства, финансирования и кредитования. Эта политика направлена на получение стойкой прибыли, что и является конечной целью коммерческого расчета.

Особенностью коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям предприятия (производственным отделам, филиалам и дочерним компаниям) и преобразование их в центры прибыли (бизнес-единицы).

2. Планирование.Является одним из основных рычагов в экономических методах управления. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период, а также в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в том, чтобы раньше времени учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.

Планирование призвано обеспечитьвзаимосогласованность между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые охватывают всю технологическую цепь: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке существующих ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

3. Ценообразование.Занимает центральное место среди разнообразных рычагов экономического механизма управления. Производственная деятельность предприятия ориентирована на долгосрочные планы и программы развития, которые предусматривают потребность в относительно стойких рыночных условиях, в частности в стабилизации цен.

4. Финансовая политика.Разработка и осуществление единой финансовой политики занимает существенное место в общем механизме управления. Методы финансового управления разнообразные: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, аренда, лизинг. Составляющим элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления, кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.

Прибыль как результат предпринимательской деятельности предприятий достигается осмысленным финансовым обеспечением производственного процесса, разработкой направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала.

5. Налогообложение. Система налогообложения должна решать определенные задачи: оказывать содействие деловой активности предпринимателей, росту производства, повышению заинтересованности рабочих в результатах работы; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные затраты; обеспечивать формирование бюджета в объеме, достаточном для финансирования затрат государства, и выполнение ею своих функций.

Совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды составляет систему налогообложения.

Объектами налогообложения являются доход (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), специальное использование естественных ресурсов, имущество юридических и физических лиц.

Положительный эффект действия системы налогообложения на предприятии возможен, если соблюдается ряд условий:

· налоговое бремя на предприятие не должно быть чрезмерным, препятствующим расширению и техническому перевооружению производства;

· количество взысканных налогов должно быть оптимальным, а порядок их начисления - простым и понятным каждому плательщику;

· необходима согласованность налогов без их дублирования одного другим, а также стабильность ставки и порядка уплаты налогов на продолжительное время;

· система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и в то же время - гибкой. С помощью налоговых льгот необходимо создавать преобладающие условия для развития таких предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество.

6. Экономический анализ.Экономический анализ играет важную роль в мобилизации внутренних резервов для увеличения объема производства, улучшения качества продукции в результате перехода к интенсивным формам организации производства, широком внедрении достижений науки и передового опыта, а также в обосновании управленческих решений, в контроле за осуществлением намеченных мероприятий, дальнейшем усовершенствовании хозрасчетных рычагов управления производством и обеспечении повышения его эффективности.

В аналитической работе применяют специальные методы и приемы, а именно: методы организационного диагноза, методы анализа информационных потоков, определенные технологии изучения конкретных производственных и психологических ситуаций, методы анализа корреляции качественных признаков и др.

Эффективность экономического анализа на предприятии зависит от организации бухгалтерского учета, который выполняет функцию обратной связи в управлении. Следует ускорить учетный процесс, вводить такую систематизацию данных, которая бы обеспечивала возможность детального и глубокого анализа в реестрах текущего учета и отображала бы плановые данные для сравнения фактических данных с нормативными и проверки соблюдения принципов внутрихозяйственного расчета.

· социально-психологические применяются с целью повышения социальной активности сотрудников.

Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночной экономике, многообразия форм собствен­ности, ликвидации монополии производителей услуг в рамках одной специализированной отрасли, пере­ориентации сферы услуг на рынок потребителя. Роль социально-психологических методов постоянно растет.

Социально-психологические методы управления - совокупность конкретных приемов влияния на процессы формирования и развития трудовых коллективов, социальные процессы, которые происходят внутри них, структуру связей потребителей, интересы, стимулы, социальные задачи.

Социально-психологические методы управления представляют собой единство двух аспектов управленческого влияния на работников - социального и психологического.

Социальное влияние проявляется через совокупность конкретных способов и приемов, направленных на формирование и развитие производственного коллектива, трудовую и творческую активность его работников, формирование духовных интересов людей и их мировоззрение.

Психологическое влияние состоит в регулировании взаимоотношений между членами производственного коллектива с целью создания в нем благоприятного психологического климата. Психологическое влияние базируется на использовании разнообразных факторов, из которых можно назвать следующие: информированность о результатах работы, моральные побуждения к творчеству, инициатива, учет психологических особенностей работников, обеспечение перспективного социального и профессионального роста, справедливость материального стимулирования, подбор работников с учетом их психологических характеристик.

методы: управления:

– моральное поощрение; 

– социальное планирование; 

– убеждение;

– внушение;

– личный пример; 

– регулирование межличностных и межгрупповых отношений;

– создание и поддержание морального климата в коллективе.

Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют диаграммой (пирамидой) Маслоу.

         Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:

– возможностями выполнить работу;

– определить его рамки действий;

– четко сформулировать цели и задачи;

– создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:

– к увеличению оборота и прибыли;

– улучшению качества изделий;

– к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;

– повышенному притоку сотрудников;

– большей сплоченности и солидарности;

– уменьшению текучести кадров;

– улучшению репутации фирмы.

Желательно использовать совокупность методов, тогда они более эффективны и принесут больший результат.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...