Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

После определения миссии организации следует ее конкретизировать в цели и задачах предприятия.




Развитие теорий менеджмента

1. Школа научного управления;

2. Административная или классическая школа;

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;

4. Школа науки управления или математическая школа управления.

Научные школы в менеджменте

Название школы Представители Вклад в управленческую мысль
Школа научного управления (1885–1920 гг.)   Генри Гантт, Фрэнк и Лилия Гилберт, Фредерик Тейлор Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (используя наблюдения, замеры, логику и анализ, они решили, что можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения); Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучением; Обеспечение работников ресурсами, которые необходимы для выполнения их задач; Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности
Административная или классическая школа (1920–1950 гг.)   Макс Вебер, Генри Форд, ЛиндаллУрвик, Алексей Гастев, Платон Керженцев Развитие принципов управления. В 1911 г. Эмерсон в своем труде “12 принципов производительности” рассматривает и формирует принципы управления предприятиями
Школа человеческих отношений (1930–1950) и школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время).   Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет (1930–1950) Крис Аджирис, РенсисЛайкерт, Мак Грегор, Фредерик Герцберг (1950 – по настоящее время) Школа человеческих отношений. Исследователи этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда. Школа поведенческих наук.Основной постулат этой школы в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом
Школа науки управления или математическая школа (1950 – по настоящее время)   Рассел Акофф, СтэффордБир, ДжейФоррестер - углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению математических моделей; - развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях

 


Функции управления:

  1. целеполагание;
  2. планирование;
  3. организация;
  4. мотивация;
  5. координация;
  6. контроль.

Целеполагание -одна из основных функций управления предприятиями. Целеполагание начинается с определения миссии организации. 

Миссияэто представление организацией своего предназна­чения в обществе. Она определяет положение в бизнесе организа­ции в текущий момент.

Главные составляющие миссии любой организации отражаются в ценностях, соглашениях, договорах и обязатель­ствах высшего менеджмента, не противоречащих ценностям кол­лектива и общества. Миссия должна указывать на то, как будут реализовываться в текущей деятельности стратегические установ­ки организации в части товаров и услуг, потребителей, техноло­гических и деловых возможностей.

Миссия опирается на накопленный опыт функционирования фирмы, четко указывает необходимые направления и смысл ра­боты, определяет единые принципы управленческой психологии, наиболее привлекательные сферы деятельности, приоритеты.

Миссия объединяет людей, обеспечивает гармоничное вза­имодействие фирмы с внешней средой, помогает определять по­зиции и интересы в отношении разных социальных групп.

Формулировка миссии должна обеспечивать каждому сотруд­нику ясное представление о том, чем занимается организация, какие преследует цели и какие выбирает пути для достижения поставленных целей.

Миссия позволяет людям осознавать, что их деятельность не ограничивается правильным выполнением профессиональных обя­занностей. Выполняя свою работу, они должны осознавать, что приносят пользу для потребителей, общества и для человечества в целом. Поэтому в миссии должна найти отражение духовная мотивация деятельности персонала организации.


После определения миссии организации следует ее конкретизировать в цели и задачах предприятия.

Цели— конкретизация стратегического видения и миссии орга­низации в форме, доступной для управления процессом их реа­лизации.

Цели формируются на основе стратегического видения и мис­сии; ценностей, свойственных высшему руководящему звену; ана­лиза факторов внешней среды.

Система управления любой туристической организации имеет несколько уровней, в соответствии с которыми осуществляются ее деятельность и целеполагание. В результате система целей орга­низации имеет многоуровневую структуру, образуя дерево целей.

Пример, на рисунке приведено дерево целей турорганизации.

 

 

В простейшем случае можно рассматривать эту систему состоя­щей из трех уровней: генеральная цель (стратегическое видение, миссия); стратегические цели; задачи.

Генеральная цельформулируется исходя из стратегического ви­дения, распространяющегося на временной диапазон от 3 до 10 лет, и миссии, направленной на текущую реализацию стратеги­ческого видения с временным периодом до одного - двух лет. В то же время генеральная цель любой коммерческой организации, заключающаяся в получении прибыли, не может совпадать со стра­тегическим видением и миссией.

На основе генеральной цели, стратегического видения и мис­сии формулируются стратегический замысел(определяет направ­ления действий организации в рамках конкретного вида бизне­са), а также стратегические цели.

Стратегические цели, охватывающие временной период от 3 до 5 лет, конкретизируют важнейшие направления деятельности фирмы в целом и могут быть интегрированными (решать общие задачи) и функциональными (решать задачи по функциям).

Для установления конкретных за­дач организации дополнительно к анализу внешней среды целе­сообразно выявить внутренние ее возможности, а также ее конку­рентные преимущества.

Задачи организации — конкретные, привязанные к опреде­ленным срокам результаты, которых организация намерена до­биться в ходе реализации своих более широких целей.

Задачи фор­мулируются как можно конкретнее и количественно, причем упор делают на оценке результата, полученного на пути к достижению целей. Для реализации конкретных стратегических задач может быть подготовлен план-график выполнения необходимых работ, раз­работана соответствующая программа или проект.

Важно, чтобы намеченные цели и задачи организации соот­ветствовали ее реальным возможностям. Для соблюдения этого баланса проводится анализ пробелов (разрывов) и определяются пути их преодоления с использованием следующих шагов:

• устанавливается конкретная, привязанная к определенному сроку цель организации;

• определяются реальные возможности организации на пути до­стижения этой цели в настоящее время, через 3 года, через 5 лет;

• выявляются конкретные показатели, характеризующие по­этапное достижение намеченной цели организацией;

• устанавливаются расхождения между поэтапными значения­ми показателей и реальными возможностями организации по до­стижению этих показателей;

• разрабатываются способы преодоления выявленных разрывов или уменьшения конкретных показателей.

Определение миссии, целей и задач ведет далее к определению стра­тегии и общей политики организации.

Стратегия задает направле­ние реализации организацией своей миссии и целей, а политика, которая вытекает из стратегии, определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений. Обратная связь в системе страте­гического управления обеспечивается путем контроля деятельно­сти предприятия, оценки результатов и корректировки программ, бюджетов, процедур стратегического управления.

Планирование. Это залог успешного ведения бизнеса, ориентация на будущее, выбор между альтернативными действиями. Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента, как в туризме и ГХ, так и в других сферах деятельности. Результатом планирования является план.

План— это предвидимая и подготовленная на некоторый период времени программа социально-экономического развития объекта и всех его подразделений. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качествен­ных и количественных результатов.

Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

Уровни туристского планирования. Кто может перечислить?

На международном уровнепланируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании.

На национальном уровнесущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния развития туризма и формированию инвестиционной политики, туристского законодательства, общей маркетинговой стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических методов реализации туристской политики государства.

Сущность регионального туристского планированиянаходит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона. Практически во всех регионах есть своя программа развития туризма, которая призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений, создание базы для развития конкурентоспособного туристского комплекса, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия, оздоровление экологической обстановки, привлечение дополнительных инвестиций в туризм.

Местный уровеньпланирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и иных элементов инфраструктуры туризма. При этом туризм как важнейший элемент включается в структуру общего развития местности. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского курорта и туристских достопримечательностей.

Планирование на уровне участка— это очень детальное планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, используемых в туризме.

Отдельно выделяется внутрифирменное планирование на предприятиях туризма. Оно имеет огромное значение для ведения бизнеса.

Современное внутрифирменное планирование - определение будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое планируемое.

На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью внутрифирменного планирования является получение максимальной прибыли.

Процесс планирования требует гибкости и управленческого искусства.

Процесс планирования в туристской организации состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:

1.Проводятся исследования внешней и внутренней среды организации. Определяются главные компоненты организационной среды, выделяются те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляются прогнозы будущего состояния этой среды, производится оценка реального положения фирмы.

2.Устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

3.Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. Формируют различные варианты стратегии.

4.Выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5.Подготовка окончательного стратегического плана деятельности фирмы.

6.Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы.

7.На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные, оперативные планы и проекты.

8 и 9 определяются предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать: что организации удалось сделать, реализуя свои планы; каков разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением. Результатом процесса планирования является система планов.

Сложность планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кризисы и забастовки не поддаются точному планированию. Многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие не обладают высокой степенью достоверности и точности. Следовательно, любое внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики базируется, как правило, на неполных данных. Предполагается не только объективная необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

Организация.Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Понятие организации является центральным в управлении. Характеризуется, прежде всего, распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...