Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ДИЗАЙНА




Дизайн– это вид проектной междисциплинарной деятельности, возникший на базе интеграции науки, техники, искусства.

Гуманистическая цель дизайна – забота о природе и человеке через создание гармоничной и экономичной предметной среды, основанной на учёте психофизиологических возможностей человека и природных ресурсов.

Педагогическая цель дизайна – формирование гармонично развитого человека.

Классическим дизайном является такой дизайн, где красота и польза находятся в состоянии уравновешенной взаимодополнительности.

Арт-дизайн – это такой дизайн, где художественно-эстетические качества преобладают над утилитарно-техническими.

Инженерный дизайн – это такой дизайн, где утилитарно-технические качества преобладают над художественно-эстетическими.

Дизайн-концепция – это сформулированная в тексте и эскизе идея проекта, основанная на учёте ценностей и потребностей человека, для которого создаётся.

Педагогический потенциал дизайна – это воспитательные и обучающие возможности, реализующие цель гармоничного развития человека.

Гармонично развитый человек – это личность, способная воспринимать и творить материальную и духовную культуру по законам красоты и гармонии.

Гармоничная предметная среда – это среда, наиболее адекватно удовлетворяющая материальные и духовные потребности человека.

Качества дизайн-продукта (принципы дизайна): креативность, эстетичность, экономичность, эргономичность, экологичность, работоспособность.

Дизайн-проектирование – это процесс, включающий дизайн-концепцию, эскиз и дизайн-продукт.

Методы дизайна: художественное проектирование, компоновка, конструирование, моделирование (макетирование), фантазия.

Личностно-профессиональные качества дизайнер - профессионала: креативность, смелость, самостоятельность, проектная рефлексия, коммуникативная компетентность, индивидуальный стиль.

Культура дизайн-мышления – это владение дизайнерским мировоззрением, знаниями, принципами, методами дизайн-деятельности, способностью создавать художественные образы.

Модель специалиста-дизайнера: личностно-профессиональные качества; специфические психические особенности; культура дизайн-мышления

 

Приложение 2

Деловые игры

 «на предприятии»

Данная игра развивает разносторонние способности, связанные с проектированием изделия при условии, что каждый из участников побывает в каждой роли хотя бы один раз. Роли:

1. Заказчик – формулирует то, что ему нужно.

2. Вдохновитель – формулирует дизайн-концепцию.

3. Художник – рекламный плакат.

4. Дизайнер – проект аналогов.

5. Инженер – конструктивно-технологическое описание модели.

6. Экономист – рассчитывает стоимость материалов и изготовления.

7. Эксперт – анализирует, критикует.

8. Менеджер – помогает продать, убедить в том, что это самое лучшее.

9. «Общение с клиентом»

Для начала в группе по желанию определяются роли «дизайнер» и «клиент». «Дизайнер» анализирует ценности, потребности клиента по одной из ниже представленных анкет, «клиент» отвечает. Затем такая схема проигрывается в процессе, когда студент ищет клиентов для своих проектов. На производственной практике студент-дизайнер может апробировать эту схему в реальности, предварительно отработав ее в учебном процессе.

 

Анкета 1. Проектирование проекта интерьера для клиента.

 

1.Степень сформулированности проблемы у клиента:

2.Необходим конкретный проект;

3.Необходимо создать определённое настроение клиенту;

4.Необходимо произвести определённое впечатление на окружающих.

5.Физическая активность клиента:

Динамичная;

Малоактивная.

6.Атмосфера применения

Деловая;

Повседневная;

Праздничная; 

Торжественная.

7.Степень соответствия изделия моде.

8.Стиль клиента.

9.Цветотип клиента.

10.Желаемый образ интерьера.

11.Необходимая степень удобства изделия общего функционального пространства

12.Настроение и система ценностей клиента.

 

Проведённый анализ является основой для выбора:

Стиля интерьера;

Конструкции;

Технологии;

Материалы, с учётом материала.

Цветовое решение.

При работе с клиентом не рекомендуется использовать данную разработку в качестве инструкции. Необходимо её просто придерживаться.

 

Анкета 2. Анализ образа клиента для проектирования формирования концепции.

 

При анализе образа клиента необходимо задать следующие вопросы:

Что любит, чего не любит?

Каково преобладающее настроение и стиль общения?

Каков жизненный темп?

В ногу со временем или в разрез?

Чем занимается?

Как отдыхает?

Каковы амбиции?

Предпочитаемая цветовая гамма.

Предпочитаемые материалы.

Любимые аксессуары.

 

 

Приложение 3

СТИЛИ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ

 

Классика - любое к идеалам и формам античности, эпохи возрождения, ампира, словом, к чертам «обрамлённым» влиянием ордера, как в трактовке принципов тектонической организации и пропорционально-ритмического строя, так и в прорисовке деталей, декоративных и орнаментальных мотивов. Это направление, символизирующее стабильность и ясность идеалов, полноту и радость жизни, умение получать удовольствие от спокойного созерцания, от ежедневной разумной работы, активно воспроизводится в произведениях современного искусства.

Готика - романтически острое, почти на грани мистики, переплетение неизвестных классическим постройкам конструктивных идей, на пределе использовавших возможности камня, в орнаментах и в скульптурном убранстве. Стиль, ставший некогда торжеством ремесленного «до фабричного» мастерства и проводником безусловного первенства идеологии над «земной» материально-технической базой, а сегодня воплощающий те же идеалы в почти дематериализованном кружеве современных конструкций, в алогичных комбинациях объёмов и пространств, призрачных композициях из света, стекла, причудливых ландшафтных  мотивов. Его одухотворённость, стремление к преодолению материального всегда будут находить последователей, поскольку предельно отражают мечту человека избавиться от груза бытовых, приземлённых переживаний.

Техницизм, сменивший в ХХ веке наивный прикладной «дизайн» предыдущих поколений. В первой половине столетия он прошел под знаком конструктивизма и функционализма, отринувших любые ордерные реминисценции, заменив их «машинной» эстетикой. Во второй половине он преобразовался в хай-тек, на новом витке развития культуры продолжающей дело революционеров 20-х. Вооружившись новейшими технологиями, он нарочно ориентируется на изысканно техногенные формы, воспевает эстетику «идеальных» конструкций и инженерных устройств. Сегодня господство хай-тека стремительно ширится. Это направление воплощает инженерно-техническую, рациональную и суховатую идеологию более или менее искренних представителей «проектной» части человечества. Но качество его продукции и убедительность его теоретических позиций делает хай-тек чрезвычайно привлекательным и для других «модернистов», выступающих проповедниками современного образа жизни.

Эклектика- самый сложный по источникам слой художественных построений, спокойно заимствующий у любых эпох их наиболее приглянувшиеся автору элементы и формы. Эклектика мало заботится о чистоте своих решений, полагая, что с помощью чисто формальных приёмов – искажения пропорций, уточнения масштаба, наложения единого цвета и т.п. – можно «соединить несоединимое», что в результате может обернуться новой формой, необычным мотивом, оригинальным художественным образом.

Анализируя историю дизайна, выделим стили дизайна, проявившиеся в развитии интерьеров и бытовых приборов.

Функционализм (конструктивизм) - создание рациональных вещей, вы­полняющих утилитарную функцию (внимание эстетическому оформлению не уделяется, декор отсутствует).

Футуризм - космические идеи и идеи будущего; импульсом для развития этих идей в интерьере является оформление салонов космических кораблей, скафандры космонавтов.

Поп-арт - популярный дизайн - оформление разовой посуды, использова­ние консервных банок, бутылок, частей машин, телевизоров в интерьере.

Хай-тек - стиль высоких технологий, использование в интерьере стекла, металла с блестящими поверхностями, серебристого, белого, черного, фиолето­вого цветов. Освещение - белое, фиолетовое, голубое. Используется эстетика устройств и приборов с прозрачным корпусом, арматура, вынесенная за преде­лы стены.

Минимализм- аскетический лаконичный интерьер; используется только минимально необходимое, никаких лишних предметов и деталей.

Экодизайн - проектирование изделий из экологически чистых (природных) материалов.

Эргодизайн - проектирование предметов наиболее приспособленных к телу и функциям человека.

Биодизайн- биоформы, биорисунки, биофактуры.

Этностиль - дизайн интерьера и одежды с использованием различных элементов предметной среды экзотических стран.

Арт-деко - использование большого количества декоративных изделий, украшений, лепнины, рисунков.

Кинетизм - оформление праздников вращающимися и движущимися фейерверками, вертушками, фигурками; лазерные и светомузыкальные шоу.

Оп-арт - искусство, использующее оптические иллюзии (оформление стен и плоских поверхностей рисунками, создающими впечатление выпуклости, вогнутости, изгибов; проектирование невидимых приспособлений, сливающихся с фоном, - встроенные шкафы, сейфы, мебель).

Кич - дурной вкус, сознательное использование «некрасивых», вызывающих вещей или идей: искусственное состаривание мебели, картинных рам; обо­рудование спальной










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...