Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 29.Рабочие категории дизайна.




Их сущность, определения, взаимосвязь

План лекции

1.Категории дизайна.

2.Особенности сущности  определения и взаимосвязь рабочих категорий дизайна.

Содержание лекции.

 

Методическое рассмотрение дизайн-деятельности задаёт основные категории проектной деятельности дизайнера, отражающие её структуру во взаимосвязи базисных форм этой деятельности и художественной идеологии. Категориями являются «образ», «функция», «морфология», «технологическая форма» и «эстетическая ценность». Категория «образ» отражает целостный подход, связывающий разные аспекты объекта разработки с позиций целостного образа человека (группы людей), для которого и создаётся данный объект. Человек потребляет вещи в той мере, в какой он создаёт в своём воображении собственный образ идеального бытия. Восприятие вещи включено в процесс жизнедеятельности, неразрывно с ним связано.

Непосредственно в действии с вещью потребитель познает истинность или ложность дизайнерской концепции, соотнося её с собственным представлением об идеальной вещи (наборе, комплекте, ансамбле вещей) данного вида и типа. Понимание этого факта требует от дизайнера воссоздания в своей художественной модели бытия образа вещи, соответствующего определённой потребительской культуре, воплощающего её прогрессивные тенденции.

Таким образом, в проектном образе вещи моделируется не только сознание потребителя, но и значительно более широкое культурное содержание бытия человека в предметном мире, компонентом которого является разрабатываемая вещь. Поэтому проблема образа в дизайне методически разделяется на два основных аспекта:

− образность как метод проектирования (проектный образ) и

− образность как социально-культурное свойство вещи.

Второй аспект образа связан с семиотическими функциями вещи в культуре [2].

«Проектный образ – идеальное представление об объекте, художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности. (Одновременно, уже на стадии замысла, это целостная и завершённая форма). Он определяет аспекты подхода к проектированию: художественное моделирование социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование целостных объектов и смыслообразование, которое реализуется в пространственной структуре объекта» [3, с. 30]. Последнее тесно связано с композиционно-стилевыми характеристиками объекта.

Категория «функция» является многозначной, и означает, прежде всего, работу, которую должно выполнять изделие (или набор, комплект, ансамбль, система изделий). В этом смысле вещь рассматривается как инструмент, орудие деятельности, средство удовлетворения каких-либо утилитарных потребностей, а функция определяется как инструментальная.

Помимо этого, вещи или предметная среда способны облегчать процесс адаптации человека, создавая условия для оптимального протекания деятельности, обеспечивая соответствующий уровень комфорта. Такая функция вещи (среды) определяется как адаптационная.

Функция, приобретаемая вещью в процессе знакового закрепления в общественном сознании её роли и смысла для деятельности человека, определяется как результативная.

Функция вещи в системе культуры, проявляющаяся в историческом, социальном или средством контексте, объединяющая качества культуры в целом: смыслы, традиции, ценности, выражаемые в форме и материале вещи, как отражение соответствующего образа жизни людей, определяется как интегративная [3].

Таким образом, в категории «функция» отражается предназначение объекта выполнять те или иные роли в человеческой жизнедеятельности в зависимости от типа деятельности, в которую включён объект, и от того аспекта функционирования, который рассматривается в определённом контексте.

Категория «морфология» означает строение, структуру формы изделия, организованную в соответствии с его функциями, материалами и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера и выявляемыми в процессе анализа формы вещи. В морфологической структурности формы выделяются два плана: пространственный и функционально-технический.

Функционально-морфологические свойства объекта дизайна – это структурные особенности, обеспечивающие выполнение изделием определённой работы, обусловленные функциональным назначением изделия, строением материала (материалов) и способом изготовления.

Функционально-пространственная структура объекта – это взаиморасположение и организация основных объёмов и функциональных зон, узлов и деталей в изделии.

Первое и второе понятия тесно взаимосвязаны [3].

Категория «технологическая форма» означает морфологию, воплощённую в способе промышленного производства вещи – объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления особенностей конкретной технологии.

Технологическая форма определяет объект как продукт технологического преобразования материала.

Морфология в дизайне представляется опредмеченным технологическим процессом, а технология – как морфология, воплощённая в способе производства вещи. При этом сам принцип художественного осмысления технологии коренным образом отличается от тактики простого учёта технологических требований в дизайн-проектировании [2].

Категория «эстетическая ценность» в дизайне выражает особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта эстетического отношения.

Эстетическая ценность характеризует объект в его отношении к субъекту, а эстетическая оценка определяет социально-психологический и социально-культурный аспекты отношения субъекта к объекту. Эта оценка зависит как от объективно существующих и чувственно воспринимаемых субъектом особенностей морфологии (структуры и формы) вещи, как носителя эстетической ценности, так и от комплекса ценностных установок субъекта, которые под воздействием различных сложно взаимосвязанных факторов могут изменяться.

Эстетическая ценность вещи может рассматриваться и как проявление особой эстетической функции объекта дизайна, соответствующей эстетическим потребностям человека в красоте окружающей его в разных сферах жизнедеятельности предметно-пространственной среды и вещей как её компонентов.

Художественная ценность произведения дизайна возникает в результате художественного осмысления и эстетических, и внеэстетических ценностных смыслов разрабатываемого объекта. Выявление в форме художественно-образными средствами всех составляющих, характеризующих для потребителей утилитарно-техническую ценность вещи, представляет собой осмысление внутренних связей, присущих самой вещи как объекту ценностного отношения. Выявление же в форме вещи её социально-культурного смысла для субъекта означает художественное осмысление совокупности духовно-ценностных свойств, отражающих внешние связи вещи в системе культуры [1].

Вопросы для закрепления материала:

1.Что же это такое — «технологическая форма»?

2.В чем заключаются художественная ценность произведений дизайна?

3. Какова роль морфологии в дизайне?

 

Литература

 

1.Медведев, В. Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учёб. пособие / В. Ю. Медведев. – 3-е изд., искр. и доп. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 75 с.

2.Методика художественного конструирования / Ю. Б. Соловьев и др.; под ред. Ю. Б. Соловьева, В. Ф. Сидоренко, А. Л. Дижура, Л. А. Кузьмичева, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166 с.

3.Основные термины дизайна: краткий справочник - словарь / отв. ред. Л. А. Кузьмичев. – М.: ВНИИТЭ, 1988. – 88 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...