Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 5. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЧУВСТВЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТА ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ИДЕАЛУ.




Тема30 « Художественный образ» его свойства, признаки.

План лекции

1.Образ художественный и проектный.

2.Особенности образного восприятия.

3.Роль образа в культурной коммуникации.

Содержание лекции.

Переосмысление животворного источника, питающего положительный вариант будущего, переоценка былых упований на поступательное развитие цивилизации в какой-то мере переориентировали сознание современных исследователей, а затем и дизайнеров, а также большинства людей. Что же это такое — «образное мышление»? Когда мы погружены в созерцание чего-либо природного явления — будь то сумерки над озером, лес, пронизанный лучами солнца, или кружение снежинок под фонарём — и нас оно захватывает, сообщает нам особое эмоциональное состояние, тогда в нас рождается образ наблюдаемого. Этот образ каждый раз неповторим и у каждого свой, он оказывается больше, сильнее реально существующего, шире его по охвату представлений и ассоциаций. Наша склонность к образному восприятию и образному мышлению позволяет нам глубоко пережить его, отметить для себя его эмоциональную окраску и запечатлеть в памяти. Но если кто-то имеет склонность такие свои переживания фиксировать, то станет отыскивать слова, краски или звуки, чтобы выразить особенности этого образа, воплотить его в любом материале. Нам хорошо знакомо понятие «художественный образ» — его мы находим в литературе, живописи, театре[4].

 Создание художественного образа — специфический для искусства способ осмысления и переработки действительности, эстетического овладения ею. Конкретное дерево, знакомый человек — сами по себе не образы, а реальные объекты. Более того, картина на стене или книга на полке - тоже не художественный образ, а лишь материальный объект, заключивший в себе энергию этого образа, возможность его высвобождения. Реализуется образ, когда мы на эту картину смотрим, проникаясь состоянием изображённого на ней, когда погружаемся в чтение этой книги, забыв о том, что у нас выкипает кофе. Вот тогда-то, на пересечении заключённой в них художественной информации и нашего восприятия,и происходит рождение образа, в данном случае — художественного. Итак, значит, образ рождается на пересечении двух лучей: исходящего от потенциально содержащего его объекта и луча сознания, способного этот импульс воспринять и обогатить собственным содержанием. Человек уже назавтра может прийти к тому же художественному объекту в ином расположении духа. И что же, разве образ, возникший при их первой встрече, не изменится? Полагаю, что он претерпит изменения: что-то в нем покажется менее существенным или же в нем проявятся какие-то новые грани. Образ — это объект психической реальности,фантом. «Образ — особый феномен и продукт нашей психики, Божий дар одномоментного постижения явления через целостное представление». И дальше: «Образ имеет эмоциональную окраску и является выражением и результатом нашего отношения к явлению». И все же, при всей нестабильности, изменчивости образа как: явления психики. Можно определить константные (постоянные) характеристики художественного образа, заложенного в конкретном произведении искусства — возникает ли он в сознании одного и того же человека, но в разное время или даже у совсем разных людей. Различия, конечно, останутся, и они будут выявляться в интерпретацияхэтого образа, фиксироваться в критической, искусствоведческой, исследовательской литературе — но всякий, кто знаком с данным произведением, будет понимать под этим образом в каких-то пределах нечто общее. Только для этого необходимо еще одно условие: «Образ продуцируется в определённой культурной среде, и адекватная интерпретация образа требует погружения воспринимающего субъекта в соответствующий культурный контекст, понимания заложенных в образе культурных кодов» Продолжим цитировать «родовые качества» образа, сформулированные названным автором. Образ — это наиболее ёмкое, надёжное средство передачи информации об объекте, а также долговременного хранения ею в кладовой нашей эмоциональной памяти, поскольку образу свойственны целостность и внутренняя нерасчленённость.Посредством образного восприятия мы способны получить всю информацию об объекте сразу, мгновенно, так как принципиальной особенностью образа является одномоментностьего воспроизведения, в сознании минуя логические рассуждения, по его поводу. Образное восприятие — это особый «способ обретения и хранения существенных черт объекта без необходимости задействования рассудочно-логической, интеллектуальной компоненты оценки и суммирования полученных данных. Более того, логически мы как раз никогда и не смогли бы достичь такого эффекта проникновения в суть объекта, именно в этом и состоит для дизайнера ценность образного мышления. С его помощью дизайнер может исполнять свою роль, корректируя проект — прогнозом, расчёт — интуицией, а дизайн способен сохранять свою позицию пограничного явления.

 Образ художественный глубоко укоренился в культуре. Поэтому его формирование и восприятие возможно лишь внутри определённой эстетической системы:

-художественный образ рождается в акте коммуникации на пересечении воплощённого художником замысла и восприятия этого замысла зрителем (читателем, слушателем), оценка образа зависит от подготовки и ориентации воспринимающего сознания;

-художественный образ целостен, он одномоментновоспроизводится в воспринимающем сознании; художественный образ всегда имеет эмоциональнуюокраску. Очевидно, что образ в дизайне не полностью идентичен образу в искусстве, хотя родовые свойства художественного образа сохраняются и здесь. Но если достоинства художественного образа поверяются лишь талантом и убеждённостью его автора и относительно независимы от признания его широкой аудиторией, то проектный — просто обязан соотноситься с культурой потребления,и не реализуется вне её пространства. Вполне утилитарная вещь этнически чужой или отдалённой во времени потребительской культуры сегодня может стать лишь сувениром или музейным раритетом. Различие между художественным и проектным образом в том, что потребитель воплощённого проектного образавходит с ним в практическое взаимодействие, он им попросту пользуется (а не только воплотившей его вещью) в своей обыденной жизни. Однако то, что проектный образ более приземлён, что он «обслуживает» реальность повседневного существования, не так уж значительно меняет его суть. И повседневная жизнь нисколько не менее нуждается в гармонии, красоте и порядке, в реализации своих ценностей в предметной форме. Но мерило качествапроектного образа — иной природы, нежели художественного, и это существенно, прежде всего, для его оценки. Мерило его — потребитель и готовность его пользоваться воплотившей этот образ вещью или системой вещей.

Основные характеристики проектного образа, сохраняющего также и «родовые свойства» художественного:

идеальность(способность к существованию в идее);

целостность;

Осмысленность.

На основании этого сложились и три аспекта методики так называемого «образного подхода» в дизайн-проектировании [3]:

художественное моделирование— воспроизведение идеальной жизни вещи в художественном воображении;

композиционное формообразование— построение вещи как композиционной формы, обладающей внутренней завершенностью, гармоничностью, соразмерностью, целостностью и т. п.;

смыслообразование-постижение смысла вещи, раскрывающего содержание её социокультурного бытия

Поскольку проектный образ принципиально конформен, он наглядно моделирует (в нем заложено):

реальное состояние культуры, социальных процессов, социально-психологических особенностей, экономических и прочих

факторов, которое на данный момент характеризует действительность (объективный фактор);

отношение к сформированному проектному образу со стороны потенциальных адресатов (субъективный фактор)[4].

Вопросы для закрепления материала:

1.Что же это такое — «образное мышление»?

2.В чем заключаются особенности образного восприятия?

3. Какова роль образа в культурной коммуникации?

4. В чем сходство и различие художественного, и проектного образа в дизайн-проектирование?

5.Что же это такое — композиционное формообразование?

 

Литература

Учебники и учебные пособия

1.Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2.Лавреньтев А. Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне//

Визуальная культура и визуальное мышлении в дизайне. - М.,1990.

3.Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

4.Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...