Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы индивидуализации проектного образа.




Оригинальность, неповторимость облика конкретных форм средового решения имеют двойную природу. С одной стороны, в их основе лежит «содержательная» самобытность, вытекающая из свежести, новизны дизайн-концепции.

Индивидуальные черты могут иметь «поверхностный» характер, который определяет «формальная» оригинальность, как бы наложенная на содержательную концепцию, даже если та не несёт существенных элементов новизны.

«Формальная» (т.е. по преимуществу связанная с формой) индивидуализация средовой ситуации генерируется рядом обстоятельств. Во-первых, здесь активную роль играют фантазия, вкусы и мастерство автора:чем больше он знаком с предметом проектирования, чем богаче его профессиональный и культурный опыт, тем больше у него возможностей уйти от стандартных приёмов формирования атмосферы среды. Во- вторых, большое значение имеют культура, требования и терпимость заказчика. Третье обстоятельство – в контексте проектирования включается, причём не столько архитектурно-пространственное, сколько социальный аспект. В зависимости от того какая жизнь породила и окружает объект, он может носить черты молодежной культуры, тяготеть к стилизации или ретро идеям, опираться на техногенные или природные мотивы и т.д.

«Работая» при этом либо в контрасте, либо в единстве со стилистическими особенностями «соседей» по средовому ансамблю. Иначе говоря, одним из основных приёмов поиска индивидуальности, остроты, яркости художественного решения среды является – составление альтернативных вариантов, привлекающих в качестве «изобразительных средств». Самые разные темы и образы отделки, ритмической или тектонической организации, нарочно взятые из взаимно исключающих друг друга сфер художественной или дизайнерской культуры. Правильность решения, принятого в процессе анализа варианта, должна пройти авторскую проверку на трёх содержательных уровнях.

Тектоническая структура – своего рода фундамент эмоционально-чувственного содержания средового объекта. Палитра вариантов тектонических структур даже только в конструктивных схемах среды бесконечна: от массивных, цельных образований до каркасных, вантовых и надувных. И каждая несёт своё эмоционально-чувственное содержание, которое варьируется в самом широком диапазоне – от абсолютно устойчивых, «вечных» впечатлений эфемерных, сиюминутных, даже мистически сюреальных.

Ассоциативный анализ – выявляющий образные источники конкретных визуальных предложений.

Любые формы восприятия средовых ансамблей и комплексов базируются на способности человека соотносить те или иные впечатления (зрительные или психологические) от комплекса или его частей с «восприятием опыта» всей его жизни, с предпочтениями, антипатиями, интересами, воспитанными в человеке семьёй, обществом, практикой личных контактов с действительностью. И этот опыт делит весь мир узнанных человеком форм и явлений на события и объекты «положительные», приятные, к которым хотелось бы вернуться, и «отрицательные», вызывающие отторжение, неприязнь. Но эти же явления могут рассматриваться и с других позиций: запомнившиеся, вызвавшие любопытство, выделившиеся из ряда сходных впечатлений, и такие, что прошли мимо, не возбудив особых эмоций.

Соответственно все зрительные впечатления в среде могут ассоциироваться в сознании потребителя с реальными эмоциональными переживаниями прошлого, выстраиваясь по принципу «интересно, скучно», «приятно-отвратительно» и т.д. Т.е. - рассматриваться как источники эмоциональной и идейно-содержательной оценки средового объекта.

Пока примерами для подражания при поиске предметно-пространственных форм в средовом проектировании служили природные и «классические» архитектурные образы, тысячелетиями проходившие апробацию на выразительность и глубину содержания. Но сейчас арсенал прототипов формотворчества вырос беспредельно и, отбор тех из них, что в максимальной степени отвечают и задачам авторского замысла и требованиям оригинальности визуальных впечатлений – осложнился чрезвычайно.

Стилистические характеристики –отражают в системе присущих (присвоенных) среде образов специфические отпечатки времени, личностных и коллективных отношений к общественному и архитектурно-градостроительному контексту.

В классическом толковании «стиль» - это общность образной системы произведения искусства, общность средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленная единством идейно-художественного содержания этого произведения.

Проблема стиля в дизайне среды рассматривает вопросы индивидуализации средового объекта с особых позиций – его связей с контекстом, архитектурным, художественным и общекультурным.

Внешне она говорит скорее о придании объекту черт сходства с некими эталонами вкуса, композиционного совершенства и содержательных ориентиров, выработанных историей искусства.

Это - как бы раздел гармонизации, использующей «вечные» визуальные признаки в качестве рецепта безошибочности эстетического результата[1].

Но в современной действительности все обстоит иначе. Сегодня стиль – это узнаваемость работы мастера, таинственная совокупность индивидуальных впечатлений, рассказывающих о личности художника. И «обладать стилем» означает – не быть, как все. Наоборот, это способ выделиться, обозначить свой путь, опираясь на поддержку единомышленников. Иными словами, в наше время стиль – еще одна форма завершения работы над произведением искусства через сравнение его характеристик с общепринятыми идеалами художественности. Классическое понимание термина «стиль» подпадает, под самые разные комплексы визуальных характеристик, от канонических, вошедших в искусствоведческие хрестоматии – ампир, ренессанс, до региональных, неустоявшихся, перетекающих друг в друга. Таковы многочисленные ответвления пост-модерна. А есть и вовсе не отмеченные теорией, «незаконные» направления, слишком индивидуальные или связанные с еще формирующимися объектами.

Поэтому возникает необходимость дополнительных определений понятия стиль, помогающих разъяснить его содержательную сущность.

Одно из таких разъяснений – констатация достаточно очевидного факта, что в архитектурно-дизайнерском проектировании стиль есть фиксация в комплексе предметно-пространственных реалий, признаков и особенностей наполняющего среду образа жизни. Оно исходит из представления, что дизайн среды вообще – это проектное отражение конкретного образа жизни – исторического, социального, обозначенного профессиональной принадлежностью и т.д.

Дело в том, что жизнь (процессы деятельности, общения, бытовые навыки и пр.), её течение, нюансы, технологии, социальные и национальные раритеты – фиксируются, оформляются, направляются к некоей цели предметно-пространственным комплексом нашего окружения. И каждому слагаемому этого комплекса свойственна своя сфера образных установок. Бытовой, промышленный дизайн – отражает образы технологии решения частных задач формирования среды, произведения графического дизайна несут информационные образы, архитектура, арт-дизайн формулируют образы отношения человека (общества) к его жизни и судьбе. Реализуются эти установки в каждом виде дизайна своими средствами, но объединяет их все – единство содержательной основы объекта проектирования, т.е. обстоятельств образа жизни.

Поэтому стиль произведения средового искусства включает впечатления обо всех слагаемых параметров и настроений среды – функциональных технологиях, технических устройствах, произведениях декоративного искусства, габаритах пространства, психологических и эстетических установках его использования. Из-за чего каждый отмеченный в истории культуры стиль представляет собой ярко очерченное и точно привязанное к времени явление, нерасторжимую систему моментально узнаваемых зрительных образов, сливающихся в памятник образу жизни данной эпохих[2].

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Какие эвристические приёмы, привлекаемые проектировщиками для создания проектного образа: ситуация выставки, ситуация музея, перевоплощение или заимствование позиций, отождествления себя с проектируемым объектом, сценарное моделирование, заимствование аналогов?

2. В чем проблемы индивидуализации проектного образа?

 

 

Литература

 

1. М. В. Адамчик Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии [Текст]: научно-популярная литература / авт.-сост. М. В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2010. - 191 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1)

2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

4. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

5 . К. К. Крючкова. Формирование знаков [Текст]: учебно-метод. пособие. Кн.

6. Комсомольск-на-Амуре: [б. и.], 2009. - 425 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 10)

7. Норман, Д. А. Дизайн промышленных товаров [Текст]: научно-популярная литература / Д. А. Норман. - М. СПб.; Киев: Вильямс, 2008. - 374 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1)

8. Устин, В. Б.Учебник дизайна [Текст]: композиция, методика, практика / В. Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 254 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 2)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...