Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др. Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком. При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия. Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ребенка с ринолалией. Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого нёба, недостаточной подвижности мягкого нёба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные. До операции ребенок с расщелиной твердого нёба, как правило, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное нёбо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища, становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка. Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания. У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3—4 раза) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения: дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты; делать вдох ртом, а выдох носом и, наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом; пропевать на мотив песни звук [м]. Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным дыханием ребенка, которую проводят также и родители. В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте предмет и задачи логопсихологии. 2. Дайте лингвистическую характеристику недостатков разных компонентов (сторон) речи. 3. Назовите формы и дайте клиническую характеристику "нарушений разных компонентов (сторон) речи. 4. Охарактеризуйте особенности различных видов восприятия у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. 5. Охарактеризуйте особенности речевого развития при тяжелых нарушениях развития речевой функции. 6. Каков уровень развития мыслительной деятельности детей с речевым недоразвитием? 7. Каковы особенности формированиясамосознания при речевом недоразвитии? 8. Каковы принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (отсутствие речи при нарушениях слуховой функции, аутизме, умственной отсталости)? Литература Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1997. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекци-онного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией//Дефектология. — 1993. — № 1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987. Глухое В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985. Гуровеи, Г. В., Маевская С. И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985. Жукова И. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодолениеобщегонедоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. Ковшиков В. А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. — Л., 1979. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998. Логопсихология: Программа педагогических институтов. — М., 1992. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. - М., 1997. Мастюкова Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи //Дефектология. — 1976. — № 1. Мастюкова Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. Орлова О. С., Гончарук Л. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией: Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. — М., 1983. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1998. Переслени Л. И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития //Дефектология. — 1993. — № 5. Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. — 1988. — № 1. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1994. Сергеева Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией //Дефектология. — 1973. — № 3. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессыв онтогенезе. - М., 1985. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 1996. — № 1. Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. — 1996. - № 6. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986. Усанова О. Н. Педагогическое изучение детей с нарушениями речи в медико-педагогических комиссиях // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982. Усанова О. Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. канд. дис. - М., 1995. Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 4. Фотекова Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психологич. наук. — М., 1993. Цветкова Л. С., Пирцхалайшвили Т. М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии //Дефектология. — 1975. — № 5. Щипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1993. — № 4. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |