Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ внебюджетных источников финансирования




 

В последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, следовательно, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, займы. Поэтому дополнительные способы получения денежных средств связаны с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности: оказание платных услуг, предусмотренных уставом; осуществление предпринимательской деятельности; получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств и др.

Получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свои риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы казначейства). Следовательно, бюджетное учреждение составляет отдельно смету доходов и расходов внебюджетных средств,котораяявляется финансовым планом, устанавливающим объем доходов и расходов, направление и распределение средств, получаемых бюджетной организацией от осуществления приносящей доходы деятельности.

Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средств определяет следующие его задачи:

1) анализ производственных показателей по каждому конкретному виду внебюджетных средств;

2) анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;

3) изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств в части выполнения налогового законодательства и использования превышения доходной части над расходной;

4) разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности использования внебюджетных средств.

Изучение исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Это обусловлено тем, что формирование спецсредств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов. С этой целью поименованный в отчете вид внебюджетных средств и источники поступлений сверяются с их утвержденным перечнем.

Внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений разделяются на подгруппы:

- целевые средства и безвозмездные поступления;

- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

- средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Все целевые средства в бюджетных учреждениях разделяются на следующие подгруппы:

- целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

- средства родителей на содержание детских учреждений;

- средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;

- безвозмездные поступления;

- прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности и др.);

- заемные средства;

- целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников: трудового коллектива и общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

В процессе анализа устанавливается состав специальных средств учреждения и выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому их виду. Анализ образования спецсредств каждого вида имеет особенности, обусловленные характером спецсредств, производственных показателей для определения размера поступлений. При этом учитывается, что в доходную часть сметы и отчета включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду спецсредств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей также не отражаются в доходной части.

Для анализа внебюджетных источников финансирования используются абсолютные и относительные показатели. К первой группе можно отнести:

- сумму и абсолютное изменение доходов (всего и по видам деятельности);

- сумму и изменение расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- количество и абсолютное изменение получателей услуг, оказываемых на платной основе;

- фактические значения показателей государственных заданий и абсолютное отклонение от плановых показателей;

- объем расходов инвестиционного характера из внебюджетных средств и др.

Вторая группа показателей может включать:

- соотношение доходов от приносящей доход деятельности и бюджетных ассигнований;

- долю расходов, финансируемых за счет доходов от приносящей доход деятельности в общей сумме расходов;

- соотношение количества получателей государственных услуг на бюджетной основе и количества получателей на платной основе;

- показатели рентабельности и др.

Алгоритм расчета показателей рентабельности для коммерческих и бюджетных организаций в целом является аналогичным, хотя по данным некоторых бюджетных учреждений отдельные показатели рентабельности подсчитать достаточно сложно. Например, показатель рентабельности основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. В бюджетном учреждении могут быть основные средства, приобретаемые за счет внебюджетных источников финансирования, но их стоимость, как правило, невелика по сравнению с внеоборотными активами, полученными от учредителя или приобретенными за счет бюджетных ассигнований.

Например, в высшем учебном заведении аудитории, лаборатории, учебное оборудование используются как для выполнения государственного задания, так и для оказания платных услуг. В одной группе обучаются студенты-бюджетники и студенты-контрактники, в дневное время в помещениях занимаются студенты, а вечером слушатели курсов дополнительного профессионального образования. В таких условиях сложно и трудоемко определить, какая часть основных средств задействована именно в приносящей доход деятельности.

 


 

Анализ финансирования бюджетных учреждений проводится с помощью различных методов и приемов.

Наибольшие распространенным является метод сопоставления или сравнения. Он состоит в сопоставлении фактических показателей с планом, сметой, по датам года, с аналогичными показателями за ряд предыдущих лет и нормативными показателями. С помощью этого метода определяется насколько полно произошло финансирование.

В процессе анализа данных разрабатываются показатели средних сумм финансирования на единицу исчисления отдельных видов затрат, фактических сложившихся норм расходов, средних ставок заработной платы работников и т.д. Для оценки эти показатели обычно сравниваются с планируемыми, с показателями аналогичных учреждений, с показателями за предыдущие годы, со средними показателями по району, области и т.д.

Иногда для полного анализа бывает недостаточно сравнение показателей, имеющихся в отчете, без определения относительных величин. В этом случае выводятся удельные веса или проценты, которые и сопоставляются.

Сопоставление относительных величин широко применяется в практике проведения анализа.

Второй метод, который в настоящее время в практике работы по анализу финансирования – тематическое обследование учреждения на месте. Этот метод состоит в обследовании непосредственно в учреждении некоторых сторон его деятельности, в изучении статистической отчетности, актов ревизии, справок обследования и проверок, протоколов совещаний, писем и заявлений трудящихся и других материалов, характеризующих работу учреждения.

Тематические обследования необходимы для более глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Дело в том, что имеющиеся в отчете данные не всегда полностью могут раскрыть существо отдельных вопросов.

Выбор темы обследования зависит от конкретных условий работы учреждения и вопросов, которые анализирующий считает нужным более глубоко изучить исходя из практики работы по финансированию учреждения.

Анализ годового отчета, составленный с привлечением материалов обследования, данных статистической отчетности и других материалов, более объективно и широко отразит состояние дел в учреждении и поможет разработать конкретные предложения по улучшению его работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...