Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Покупка –продажа иностранной валюты




При ведении операций с нерезидентами у предприятий возникает необходимость приобретения и/или продажи иностранной валюты.

Для покупки или обмена иностранной валюты с целью расчетов с нерезидентами по торговым операциям предприятия должны предоставить  банку такие документы:

– заявление о покупке иностранной валюты;

– договор с нерезидентом, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Украины;

– грузовую таможенную декларацию на товары, ввезенные на территорию Украины;

– акт принятия-передачи или другой документ, который подтверждает факт предоставления услуг, выполнения работ, импорт прав интеллектуальной собственности;

– документы, предусмотренные для документарной формы расчетов (аккредитив, инкассо), вексельной формы расчетов, если такие формы расчетов обусловлены в договоре;

– акт или соглашения, выданные Национальным банком при переводе средств в национальной и иностранной валюте в интересах нерезидентов по отдельным операциям.

В случае покупки валюты за гривны в бухгалтерском учете первоначальная стоимость иностранной валюты, приобретенной для расчетов за товары (работы, услуги), определяется с применением валютного курса, установленного НБУ на дату осуществления операции, то есть на момент признания валюты активом. Таким образом, первоначальная стоимость иностранной валюты отображается в бухгалтерском учете по валютному курсу НБУ на дату осуществления покупки независимо от суммы средств, оплаченных за нее.

Например, при покупке валюты на межбанковском валютном рынке Украины (дальше - МВРУ), курс ее покупки может не отвечать валютному курсу НБУ. Как правило, он более высок последнего. Разницы, которые возникают в результате покупки иностранной валюты по курсу МВРУ, что отличаются от валютного курса НБУ, рекомендуется отображать в составе других операционных доходов (расходов) предприятия на субсчетах 949 «Прочие расходы от операционной деятельности» или 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Эти субсчета используются потому, что отмеченные суммы не отвечают определению термина «курсовая разница», приведенного в пункте 4 П(С)БУ 21, которые возникают в результате изменения валютного курса НБУ.

Рассмотрим операции по приобретению валюты на примере.

 

15 ноября 2010 года предприятие купило 10000 дол. США для осуществления расчетов за полученные от иностранного поставщика товары.

За покупку валюты, согласно договора о расчетно-кассовом обслуживании, банк удержал с предприятия комиссионные в сумме (условно) – 690,00 грн.

Расчет с иностранным поставщиком был проведен также 5 ноября.

Порядок отображения указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия приведен в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Бухгалтерский учет операций по покупке валюты

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция

счетов

Сумма

грн.

Дебет Кредит
1 Списаны с текущего счета денежные средства, перечисленые на МВРУ для приобретения 10000 дол. США, в т.ч. сумма на комиссионное вознаграждение 333 311 81000.00

2

Зачислены на текущий валютный счет доллары США (валютный курс НБУ – 7.9297 грн. за 1 дол. США, курс МВРУ – 7,951 грн. за 1 дол. США)

312

333

10000.00 USD
79297.00 UAH

3*

Начислены и уплачены отчисления в Пенсионный фонд при покупке валюты (79297 х 0,5 %)*

92 651 396,49
651 333 396,49

4

Начислено и оплачено комиссионное вознаграждение банку за приобретении валюты

92 685 690.00
685 333 690.00
5 Отнесена к расходам разница между курсом НБУ и МВРУ ((7,951-7,9297) х 10000) 949 333 213.00
5 Зачислены на текущий счет денежные средства, которые не были использованы при приобретении валюты (81000 – 79297 – 396,49 – 690 – 213) 311 333 403,51

7

Перечислена валюта иностранному поставщику в качестве погашения обязательств за товар (валютный курс НБУ – 7.9297 грн. за 1 дол. США)

632

312

10000.00 USD
79297.00 UAH

Примечания:

* В настоящий момент удержания 0,5% в Пенсионный фонд временно приостановлено. Проводка № 3 приведена для ознакомления с возможной ситуацией в дальнейшем.

 

Кроме покупки валюты у предприятий возникает необходимость продажи иностранной валюты.

Учет операций по продаже иностранной валюты во многом зависит от того, откуда у предприятия валюта появилась. А она может быть получена как:

1) взнос в уставный фонд;

2) получены кредитные средства;

3) получены средства от реализации товаров (услуг) в случае, когда покупатель является нерезидентом.

Операции продажи валюты уполномоченными банками возможны лишь по поручению клиента банка, за исключением, если банк обязан продать валюту без поручения клиента-резидента. Исключение составляют такие случаи:

1) клиент-резидент купил (обменял) валюту, но вовремя, то есть в течение более чем 10 рабочих дней после ее зачисления на его текущий счет, не использовал купленную (обменянную) валюту на нужды, отмеченные в заявлении о покупке иностранной валюты;

2) в связи с тем, что взаимные обязательства частично или полностью не были выполнены, по адресу резидента возвращены средства в иностранной валюте, которые предварительно были куплены и перечислены в интересах нерезидента.

Продажа иностранной валюты по поручению предприятия-клиента банка осуществляется на основании заявления о продаже иностранной валюты.

После осуществления операции продажи инвалюты банк сообщает клиенту (в письменной или электронной форме) о:

1) сумме проданной иностранной валюты;

2) курсе, по которому инвалюта была продана на межбанковском валютном рынке Украины;

3) сумме всех расходов, которую оплатил клиент за проведение этой операции, и тому подобное.

Один из экземпляров заявления о продаже инвалюты после выполнения операции возвращается клиенту, другой — сохраняется в банке.

Поскольку за свои услуги по продаже валюты банк имеет право получить комиссионное вознаграждение, предприятие-клиент банка в заявлении о продаже инвалюты может предоставить право банка, которому поручено продать валюту, удержать комиссионное вознаграждение из тех средств, которые будут получены от продажи инвалюты. Уплата комиссионного вознаграждения будет считаться расходами того отчетного периода, в котором они понесены.

Для отображения операций продажи инвалюты в бухгалтерском учете используется субсчет 334 «Денежные средства в пути в иностранной валюте». В день фактической продажи, валюту нужно списать с текущего валютного счета (субсчета 312 «Текущие счета в иностранной валюте» и 314 «Прочие счета в банке в иностранной валюте») в дебет субсчета 334.

Доход от реализации инвалюты отображается на субсчете 711 «Доход от реализации иностранной валюты» в полной сумме продажи, без исключения каких-либо сумм, в том числе и на уплату комиссионных банка. Одновременно на субсчете 942 «Себестоимость реализованной иностранной валюты» отображается балансовая стоимость реализованной иностранной валюты на дату ее реализации, которая определяется путем пересчета иностранной валюты в денежную единицу Украины по курсу НБУ на дату продажи иностранной валюты. Начисленное (оплаченное) банку комиссионное вознаграждение за осуществление операции продажи валюты будет учитываться на субсчете 942 как расходы, связанные с продажей иностранной валюты.

Рассмотрим операции по продаже иностранной валюты на примере.

 

 На начало ноября в 2010 г. предприятие имело на субсчете 312 «Текущие счета в иностранной валюте» остаток в размере 15000.00 евро, что по курсу НБУ 10.9623 грн. за 1 евро составляет 164434.50 грн.

5 ноября предприятие приняло решение продать часть валюты в сумме 10000.00 евро. Была оформлена соответствующая заявка и в тот же день состоялась продажа валюты по курсу МВРУ 11.2075 грн. за 1 евро. Курс НБУ на дату продажи составлял 11.2811 грн. за 1 евро.

Сумма комиссионных банку (условно) – 250,00 грн.

Порядок отображения указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия приведен в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Бухгалтерский учет операций по продаже иностранной валюты

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция

счетов

Сумма

грн.

Дебет Кредит
1 В связи с изменением курса на дату продажи, рассчитана и отображена курсовая разница по остатку денежных средств на валютном счете на дату продажи валюты  ((11.2811-10.9623) х 15000 EUR) 312 714 4782,00

2

Перечислена валюта на МВРУ для добровольной продажи, курс НБУ - 11,2811 грн. за 1 евро

334

312

10000.00 EUR
112811.00 UAH
3 Зачислены на текущий счет денежные средства, полученные от продажи валюты, увеличение дохода от продажи валюты (продажа по курсу МВРУ: 11,2075 х 10000.00) 311 711 112075.00
4 Списана себестоимость реализованной валюты 942 334 112811.00

5

Начислено и оплачено с текущего счета комиссионное вознаграждение банку за продажу валюты.

942 685 250.00
685 311 250.00

 

 

2.4 Учет денежных средств на других счетах в банках

Предприятия могут иметь в банках кроме текущих счетов в национальной и иностранной валюте еще и другие счета (аккредитивы, чековые книжки, банковские карточки и тому подобное).

Для отображения таких операций предусмотрены два субсчета к счету 31:

313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»;

314 «Прочие счета в банках в иностранной валюте».

Учет операций по таким счетами ведется на основании выписок банка и первичных расчетно-платежных документов.

На сегодняшний день предприятия часто применяют аккредитивную форму расчетов.

Аккредитив— денежное обязательство банка, которое выдается им по поручению клиента в интересах его контрагента в соответствии с договором.

Банк открывает аккредитив и осуществляет платежи плательщикам или предоставляет право другому банку осуществить такие же платежи при условии предъявления документов, оговоренных в аккредитиве.

В банке могут быть открыты следующие аккредитивы:

— покрытые, то есть депонируемые в банке поставщика плательщика;

— непокрытые, то есть гарантированные.

Покрытый аккредитив предназначен для осуществления платежей, при которых предварительно бронируются средства плательщика в полной сумме на отдельном счете.

Непокрытый аккредитив оплачивается в случае временного отсутствия средств на счете под гарантию банка-эмитента за счет банковского кредита.

Аккредитивы бывают:

— отзывной – может изменяться или аннулироваться без согласия поставщика;

— безотзывной – может изменяться только при согласии поставщика.

Аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком. Для открытия акредитива предприятие подает в банк заявление в 4-х экземплярах:

1-й выполняет функцию мемориального документа и подшивается в банковские документы;

2-й используется в качестве приложение к забалансовому счету;

3-й выдается заявителю как расписка банка об открытии акредитива;

4-й используется в качестве информация об условиях акредитива и направляется в банк в виде сообщения.

Срок действия акредитива согласовывается между покупателем и поставщиком и может быть продлен, если это будет обосновано изменениями поставки (отгрузки) товаров.

В бухгалтерском учете на основании заявления и выписки банка с текущего счета (счета кредитов) будет сделана проводка:

Дт 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте» (субсчет «Аккредитивы»)

Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте» (если аккредитив открыт в национальной валюте)

или

Кт 601 «Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте» (если аккредитив открыт за счет кредитов банка).

Аккредитивы могут открываться и для расчетов с поставщиками-нерезидентами в иностранной валюте.

Таким образом, поставщик имеет гарантию, что в случае выполнения условий поставки товаров (работ, услуг) он своевременно получит денежные средства. Счета поставщиков из акредитива оплачиваются банком лишь при наличии регистра счетов по аккредитиву, документов на отгрузку (задание работ, услуг) и других документов, предусмотренных условиями акредитива (накладными, актами, справками о поступлении товаров на таможенную территорию и другими). Если условиями акредитива предусмотрен акцепт (согласие) уполномоченного покупателя, то банк проверяет наличие акцептной надписи с выполнением всех формальностей (даты, образцов подписей), подтверждающих документов — паспорт и тому подобное.

По мере получения сообщения банком поставщика о списании денежных средств с акредитива в оплату счетов поставщика и выписок банка предприятие-покупатель делает бухгалтерские проводки:

Дт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кт 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте» (субсчет «Аккредитивы»).

Оприходование материальных ценностей (работ, услуг), которые поступили от поставщиков (подрядчиков) отображаются проводками:

Дт 20 «Производственные запасы», 23 «Производство», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 28 «Товары» и тому подобное.

Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Неизрасходованные (частично в полном объеме) денежные средства из выставленного акредитива в случае окончания срока действия акредитива или же неполной поставки перечисляются на текущий счет покупателя или на погашение кредита, который отображается бухгалтерскими проводками:

Дт 311, 601

Кт 313.

Аналитический учет ведется по каждому аккредитиву отдельно.

Расчетные чекииспользуют в безналичных расчетах предприятий и физических лиц с целью сокращения расчетов наличностью за полученные товары. Они применяются только для безналичных перечислений, то есть со счета на счет.

Изготовляются чековые книжки по заказу коммерческих банков Национальным банком Украины. Они имеют 10, 20 и 25 листов и является бланками строгой отчетности.

Для гарантии оплаты расчетным чеком чекодатель бронирует средства на отдельном аналитическом счете – “Расчеты чеками». Для этого вместе с заявлением на выдачу чековой книжки чекодатель предоставляет в банк платежное поручение для перечисления средств на этот счет.

Чековую книжку на имя чекодателя (физического лица) банк выдает на сумму лимита, которая не может превышать остаток средств на текущем счете на момент оформления чековой книжки. Срок действия чековой книжки составляет один год. Срок действия счетного чека, который выдается физическому лицу для одноразового расчета, три месяца от даты выдачи. Чеки, выписанные после указанного срока, не действительны.

Для получения лимитированной чековой книжки, предприятие перечисляет сумму денежные средства в размере определенного лимита  с текущего счета на лимитированный счет:

 

Дт 313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»

Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте».

 

Для расчетов с помощью расчетной чековой книжки она выдается главным бухгалтером или работником, на которого возложено ведение расчетов с помощью расчетной чековой книжки, работнику предприятия, который будет проводить расчет за предоставленные предприятию товары, работы, услуги с помощью данного чека. Одновременно этому работнику предприятие выдает доверенность (поручение) на право осуществления расчетов с использованием чековой книжки. Доверенность (поручение) подписывается директором и главным бухгалтером предприятия.

Предприятие от имени которого осуществляются расчеты чеком принято называть чекодателем.

Расчетные чеки выписываются представителем чекодателя только после получения от поставщика товаров, сырья, другим материальных и нематериальных ценностей, работ и услуг. Не допускается выписывание чека в качестве предоплаты. Выписанный чек выдаются чекодателем представителю поставщика (чекодержатель), как правило, бухгалтеру и одновременно предоставляется доверенность (поручение) на право расчетов чеком.

Реквизиты в расчетном чеке заполняются чекодателем от руки шариковой ручкой или чернилами темного цвета; возможно также заполнение чеков с использованием технических средств (компьютерная техника, пишущая машинка и т.д.). При оформлении расчетного чека необходимо помнить, что в нем не допускаются исправления и подчистки.

При оформлении расчетного чека чекодателем в нем должны быть указаны:

а) название и идентификационный код чекодержателя по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины;

б) конкретная сумма, подлежащая оплате, должна быть указана в расчетном чеке цифрами и прописью;

в) назначение платежа;

г) место, где заполнялся расчетный чек;

д) число, месяц и год составления чека (при внесении данных реквизитов необходимо помнить, что месяц должен быть указан прописью, а дата выдачи, указанная на расчетном чеке, должна соответствовать дате его реальной выдачи), место составления чека;

е) подписи представителя чекодателя и оттиск печати. Запрещается подписывать незаполненные бланки чеков и проставлять на них оттиск печати юридическими лицами, а также запрещено использовать факсимиле вместо подписи. Если чек должностным лицом чекодателя по поручению руководителя предприятия, право подписи чеков оговаривается в доверенности (поручении) на право осуществления расчетов чеком.. В этом случае в расчетном чеке перед подписью такого лица делается надпись:

"По поручению от ___________20__ г ". (дата)

Выписывая расчетный чек, чекодатель обязан на корешке чека указать: дату выписки расчетного чека, получателя денежных средств по данному чеку, указать, в оплату чего выписывается расчетный чек и согласно каким документам, а также перенести на корешок чека остаток лимита из корешка предыдущего чека, указать сумму, которая списывается в соответствии с данным чеком, и вывести остаток лимита, который будет перенесен в следующий расчетный чек; данная сумма указывается цифрами и прописью с большой буквы.

Расчетный чек, на котором отсутствует любой из вышеперечисленных реквизитов, считается недействительным.

Расчетный чек принимается представителем предприятия поставщика (чекодержателем), на имя которого выписан расчетный чек. Как правило, это главный бухгалтер или работник бухгалтерии предприятия, на которого возложена обязанность по учету расчетов чеками.

Проверив правильность заполнения полученного расчетного чека, чекодержатель должен сверить личность предъявителя чека с указанным в предъявленных документах.

Принимая расчетный чек к оплате, чекодержатель проставляет на обороте расчетного чека и его корешке оттиск своей печати и подписывает чек. После этого он должен внести данные паспорта чекодателя или другого документа, заменяющего его, в "Ведомость о принятых к оплате расчетных чеках".

После того, как расчетный чек был получен от чекодателя, он передается в кассу предприятия для хранения.

На основании чека чекодатель заполняет реестр чеков и с приложенным чеком представляет в свой банк для взыскания денежных средств с чекодателя.

Банк чекодержателя (поставщика) пересылает реестр чеков в банк чекодателя (покупателя) где и производится списание денежных средств с лимитированного счета чекодателя в пользу чекодержателя.

При оплате чеком за товары в бухгалтерии чекодателя делается запись

 

Дт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

Кт 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте».

 

При зыкрытии чековой книжки суммы, которые остались не использованными списываются с лимитированного счета на текущий счет:

 

Кт 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте»

Дт 311 «Текущие счета в национальной валюте».

Предприятия могут пользоваться и другими специальными счетами для безналичного расчета, при этом общие методологические принципы учета ими аналогичные подходам к учету по счетам аккредитивов.

Предприятие кроме денежных наличных средств в кассе, средств на счетах в банке отображает в учете и операции с другими денежными средствами, к которым принадлежат денежные документы, денежные средства в пути.

К последним принадлежат средства, внесенные предприятием в кассу банков или почтовых отделений для последующего их зачисления на текущие или другие счета предприятия.

Денежные документы — это документы, которые есть в кассе предприятия (почтовые марки, оплаченные проездные билеты, путевки на лечение и отдых и тому подобное).

Для учета таких средств используется счет 33 «Прочие денежные средства» с соответствующими субсчетами.

Общие принципы учета прочих денежных средств отвечают методологии учета денежных средств в кассе и на счетах в банке.

Аналитический учет ведется по каждому виду средств, видам денежных документов и другим признаками, которые характеризуют их вид и разновидность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...