Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Учет движения наличности и сумм расчетов




Содержание

ТЕМА 1 - ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

1.1 Цель и сущность бухгалтерского (финансового) учета

1.2 Регулирование и организация бухгалтерского (финансового) учета на предприятии

1.3 Формирование учетной политики предприятия

ТЕМА 2 - УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Учет кассовых операций

2.2 Учет средств на счетах в банках

2.3 Особенности учета операций со средствами в иностранной валюте

2.4 Учет денежных средств на других счетах в банках

ТЕМА 3 - УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

3.1. Экономическая сущность и классификация финансовых инвестиций

3.2 Оценка финансовых инвестиций

3.3 Учет текущих финансовых инвестиций

3.4 Учет долгосрочных инвестиций

3.4.1 Учет инвестиций по методу участия в капитале

3.4.2 Учет финансовых инвестиций по себестоимости с учетом уменьшения их полезности

3.4.3 Учет финансовых инвестиций по амортизированной себестоимости

3.5 Раскрытие информации о финансовых инвестициях в финансовой отчетности

ТЕМА 4 - УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

4.1 Определение и виды дебиторской задолженности

4.2 Учет дебиторской задолженности покупателей за продукцию, товары, работы, услуги

4.3 Учет векселей полученных

4.4 Расчеты с другими дебиторами

4.5 Учет расчетов с подотчетными лицами

ТЕМА 5 - УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕОБОРОТНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

5.1. Понятие и классификация основных средств

5.2 Признание и оценка основных средств

5.3 Учет амортизации основных средств

5.4 Учет переоценки и уменьшение полезности основных средств

5.5 Учет расходов на улучшение, ремонт и содержание основных средств

5.6 Учет выбытия основных средств и их перемещения на предприятии

5.7 Учет арендных операций с основными средствами

5.8 Учет других необоротных материальных активов

5.9 Инвентаризация основных средств

5.10 Раскрытие информации об основных средствах в примечаниях к финансовой отчетности

ТЕМА 6 - УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

6.1 Понятие нематериальных активов и их классификация

6.2 Признание и оценка нематериальных активов

6.3 Переоценка и изменение полезности нематериальных активов

6.4 Амортизация нематериальных активов

6.5 Другие операции и раскрытие информации о нематериальных активах в примечаниях к финансовой отчетности

ТЕМА 7 - УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

7.1 Определение, признание классификация и первоначальная оценка производственных запасов

7.2 Оценка запасов на дату баланса

7.3 Документальное оформление движения производственных запасов

7.4 Аналитический и синтетический учет наличия и движения производственных запасов

7.5 Особенности учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

7.6 Инвентаризация производственных запасов

ТЕМА 8 - УЧЕТ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

8.1 Определение, признание и классификация расходов производства

8.2 Учет прямых производственных расходов

8.3 Учет общепроизводственных расходов и других расходов производства

8.4 Сводный учет расходов и определение себестоимости готовой продукции

8.5 Учет готовой продукции



ТЕМА 2

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Нормативные документы:

Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР ( в редакции Закона Украины от 1.06.2000г. №1776), с изменениями и дополнениями;

Закон Украины «Об обращении векселей в Украине» от 05.04.2001г. № 2374;

Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. 05.04.2001г. № 185/94-ВР, с изменениями и дополнениями;

Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования движения наличности» от 12.07.1995г. №436/95, с изменениями и дополнениями;

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное приказом Министерства финансов Украины №87 от 31.03.1999г;

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине. Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. №637, с изменениями и дополнениями;

Инструкция «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте», утвержденная Постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 г. № 22, с изменениями и дополнениями;

Инструкция «О порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах». Утвержденная Постановлением Правления Национального банка Украины от 12.11.2003 г. № 492, с изменениями и дополнениями.

 

2.1 Учет кассовых операций

Согласно П(С)БУ № 4 под денежными средствами понимают наличность, средства на текущих, депозитных и других счетах в банках.

В свою очередь согласно Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного Постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. №637 (дальше Положение № 637), под наличностью (наличными средствами) понимают денежные знаки национальной валюты Украины - банкноты и монеты, в том числе оборотные, памятные и юбилейные монеты, которые являются действительными платежными средствами.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия осуществляют с наличностью операции, которые обычно называют кассовые операции - операции предприятий между собой и физическими лицами, которые связаны с принятием и выдачей наличности во время проведения расчетов через кассу с отображением этих операций в соответствующих книгах учета (Положение № 637).

Для осуществления кассовых операций и сохранения наличных средств предприятия всех форм собственности создают на предприятии кассу.

Касса предприятия— это специально оборудованное помещение или место, предназначенное для принятия, выдачи и хранения наличных средств, других ценностей и кассовых документов.

В кассе предприятия могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги, денежные документы, которые являются бланками строгой отчетности.

Порядок принятия, хранения, выдачи и учета денежных средств в кассе предприятий установлен Положением № 637.

Для выполнения операций с наличностью на предприятии назначается материально ответственное должностное лицо — кассир. После издания приказа о назначении ответственного работника на должность кассира его обязательно под расписку знакомят с порядком ведение кассовых операций, после чего с ним заключается договор о полной материальной ответственности.

На предприятиях, где по штатному расписанию не предусмотрена должность кассира, обязанности последнего может выполнять бухгалтер или другой работник в соответствии с письменным распоряжением руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Обязанности кассира определены Положением № 637 и сводятся к полной материальной ответственности за хранение наличности и проведение всех операций с ней.

Предприятия имеют право рассчитываться между собой и с физическими лицами наличностью в течение одного дня не более как на 10000 грн. (согласно Постановлению Правления НБУ от 09.02.2005 г. № 32 "Об установлении предельной суммы наличного расчета").

Платежи сверх отмеченной предельной суммы проводятся исключительно в безналичной форме. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничивается.

Отмеченные ограничения касаются также расчетов наличностью между предприятиями в оплату за товары, которые приобретены на производственные (хозяйственные) нужды за счет средств, полученных по корпоративным карточкам.

Отмеченные ограничения не распространяются на:

а) расчеты предприятий с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;

б) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

в) расчеты предприятий за употребленную ими электроэнергию;

г) использование средств, выданных на командировку;

г) расчеты предприятий (предпринимателей) между собой во время закупки сельскохозяйственной продукции. Перечень товаров, которые принадлежат к этой продукции, определен Законом Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" от 24.06.04 г. № 1877-IV.

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы, средства в размере превышения установленной суммы расчетный добавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности единоразово в день осуществления этой операции, с последующим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы и в случае его превышения на предприятие налагаются штрафные санкции в соответствии с Указом Президента Украины “О применении штрафных санкций за нарушение наличности” от 12 июня 1995 года № 436/95 (дальше Указ 436/95).

При необходимости предприятия получают наличность с собственных счетов в банке, в пределах имеющихся на них средств, на цели, которые определяет владелец счета во время представления банку чека, без дополнительных обосновательных документов.

Наличные средства, полученные предприятием из банка, используются для расчетов со своим персоналом по заработной плате, помощи, компенсаций, командировочных расходов и из других выплат физическим лицам. Они могут быть использованы и для оплаты юридическими лицами (предприятиями, предпринимателями) полученных товаров, работ, услуг.

Рассчитываться наличностью предприятие может не только с помощью средств, полученных из кассы банка, но и за счет наличной выручки, которая поступила в кассу предприятия от операций по реализации продукции (товаров, работ, услуг), других запасов, необоротных активов, а также от внереализационных поступлений (взносы в уставный фонд и тому подобное). Полученные из кассы банка наличные средства должны использоваться предприятием по целевому назначению.

Положением № 637 регламентирует кассовое обращение денежных средств, в том числе остаток их в кассе предприятия на конец рабочего дня. Эти ограничения изменяются в зависимости от состояния денежного обращения в государстве и образуют лимит остатка наличности.

Лимит остатка наличности— предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе в не рабочее время.

Согласно Положению № 637 лимит остатка наличности в кассе каждое предприятие определяет самостоятельно на основании «Расчета установления лимита остатка наличности в кассе» с учетом режима и специфики его работы, отдаленности от банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетами, установленных сроков сдачи наличности, длительности операционного времени банка, наличия договоренности предприятия с банком на инкассацию и тому подобное:

- для предприятий, которые имеют срок сдачи наличной выручки (наличности) в банк ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день со дня ее поступления в кассу, - в размерах, которые нужны для обеспечения их работы в начале рабочего дня, но не больше размера среднедневного поступления наличности в кассу (за три любых месяца подряд из последних двенадцати);

- для предприятий, которые имеют срок сдачи наличной выручки (наличности) в банк один раз в пять дней, лимит устанавливают в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи наличной выручки (наличности) и ее суммы, но не больше пятикратного размера среднедневных поступлений наличности (за три любых месяца подряд из последних двенадцати);

- для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются согласно фактическим расходам наличности (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов), - не больше размера среднедневной выдачи наличности (за три любых месяца подряд из последних двенадцати).

Предприятия, в которых соответствующий среднедневной показатель, вычисленный на основании кассовых оборотов, равняется нулю или не больше десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, могут устанавливать лимит кассы в размере, который превышает вычисленный среднедневной показатель, но не больше десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При расчете лимита остатков наличности в кассе в качестве рабочих дней следует рассматривать дни, в которые предприятие могло принимать в кассу или тратить из кассы наличные средства

Если лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, то он считается установленным на уровне отмеченных предельных размеров. В этом случае сумма отмеченных превышений считается сверхлимитной.

Для каждого предприятия и его отделенного подраздела составляется отдельный расчет установления лимита остатка наличности в кассе.

Допустим, что по итогам работы за последние 12 месяцев у рознично оптового торгового предприятия «ООО Арекс» наибольшие обороты по кассе были в июне, июле и августе – таблица 2.1. Количество рабочих дней за этот период составляет 77 дней.

 

Таблица 2.1 –Движение средств по предприятию

Приход

Расход

Источник поступления и назначения средств, которые поступили Сумма, грн. Куда (кому) платеж и его назначение Сумма, грн.
Выручка от покупателей 160800 Сдано к банку 160300
Из банка на заработную плату 41230 Выдана заработная плата 40550
Из банка на командировку и хоз. нужды 11580 Выдано на командировку и хоз. нужды 11580
Возврат командировочных расходов 70 Покупателям за возвращенный товар 600
Итого приход: 213680 Итого расход: 213030
Приход, который учитывается для расчета лимита(то есть за исключением поступлений из банка) 160870 Расходы, которые учитываются для расчета лимита(то есть за исключением выплат заработной платы) 172480

 

Руководитель предприятия самостоятельно определяет сумму, которая будет использоваться для определения лимита кассы. В нашем примере была взята сумма расходов 172480 грн., которые учитываются при определении лимита, так как они больше, чем сумма прихода (160870 грн.) – табл. 2.1.  На основании указанных данных и количества рабочих дней (77 дней) за период с июня по август, был составлен «Расчет установления лимита остатка наличности в кассе» - рис.2.1.

 

РАСЧЕТ

установление лимита остатка наличности в кассе

___________________________ТОВ Арекс______________________________

(наименование предприятия)

___________________г.Харьков, ул. Артема, 34_________________________

(местонахождение предприятия)

1. Кассовые обороты

Наименование показателя Фактически за три любых месяца из последних двенадцати, что предшествуют установлению (пересмотру) лимита
1. Наличная выручка (поступление в кассы, кроме сумм, которые получены из банков) ---
2. Среднедневная выручка (строка 1 разделить на количество рабочих дней предприятия за три месяца) ---
3. Выплачено наличностью на разные потребности, а также на командировку (кроме выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов) 172410
4. Среднедневная выдача наличности (строка 3 разделить на количество рабочих дней предприятия за три месяца) 2240
Наименование показателя Установлено предприятием
1. Лимит остатка наличности в кассе 2240
Наименование показателя Определяется срок сдачи наличности, и отмечаются реквизиты договоров банковских счетов
2. Сроки сдачи наличной выручки (наличности) Один раз в день

 

Руководитель предприятия_____________ Главный бухгалтер _______________

Дата________________________________ Дата____________________________

МП                                                                                                                                                                                     МП

 

Рисунок 2.1 – Расчет  установления лимита остатка наличности в кассе

В случае, если срок сдачи наличности в банк устанавливается с периодичностью меньше,  чем один раз в день, то сумма лимита остатка денег в кассе увеличивается.

Если, в приведенном выше примере периодичность сдачи наличности определить один раз в 2 дня, то лимит остатка наличности в кассе должен увеличиться вдвое, то есть он бы составил 4480 грн. (2240 х 2).

Установленный лимит кассы утверждается внутренними приказами (распоряжениями) предприятия. Для отделенных подразделов лимит кассы устанавливается и доводится до их ведома соответствующими внутренними приказами (распоряжениями) предприятия - юридического лица.

Если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин), то лимит такой кассы считается нулевым. В этом случае вся наличность, что находится в его кассе на конец рабочего дня и, не сданная предприятием в соответствии с требованиями этого Положения, считается сверхлимитной.

Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если:

- наличные средства были сданы в сумме, которая превышает установленный лимит кассы к обслуживающим банкам, не позже следующего рабочего дня банка или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предыдущей сдачи их к банку и одновременному получению из кассы банка на отмеченные потребности) на следующий день на потребности, которые связанные с деятельностью предприятия;

- наличные средства, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, которая превышает установленный лимит кассы, к обслуживающим банкам следующего рабочего дня банка и предприятия или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предыдущей сдачи их к банку и одновременному получению из кассы банка на отмеченные потребности) следующего рабочего дня на потребности, которые связанные с деятельностью предприятия.

Сверхлимитные остатки наличности в кассе предприятия определяются прямым расчетом за каждый рабочий день способом сравнения остатка наличности в кассе предприятия на конец дня с установленным ему (или самостоятельно определенным) лимитом, независимо от того, осуществлялись в этот день кассовые операции (поступление, выплаты) или нет.

Если предприятием лимит остатка наличности в кассе не установлен, тогда вся имеющаяся в кассе на конец дня наличность считается сверхлимитной.

Суммы наличности, выданные подотчет, но не потраченные, должны быть возвращены в кассу предприятия одновременно с авансовым отчетом не позже:

- в случае выдачи на хоз. нужды - не позже следующего рабочего дня после их выдачи;

- в случае выдачи на командировки — не позже трех рабочих дней по возвращении из командировки;

- в случае выдачи на хоз. нужды в командировке - одновременно с авансовым отчетом о командировке, то есть не позже трех рабочих дней по возвращении из командировки;

- в случае выдачи на закупку сельскохозяйственной продукции — не позже десяти рабочих дней со дня их выдачи.

Если авансовый отчет своевременно не подан и/или не возвращена неиспользованная наличность, которая была выдана под отчет, то сумма наличности, по которой отсутствует отчет, или которая невозвращена в установленные сроки добавляется к остатку наличных средств в кассе за рабочий день, который следует за последним днем, в котором подотчетное лицо должно было представить авансовый отчет и/или вернуть в кассу неиспользованную наличность. Полученный результат сравнивается с лимитом остатка денежных средств и в случае его превышения на предприятие налагаются штрафные санкции в соответствии с Указом 436/95.

Сверх установленного лимита предприятия имеют право хранить в кассе денежные средства, предназначенные для выплаты заработной платы, премий, дивидендов, помощи по временной неработоспособности, в течение 3 рабочих дней. После этого срока неполученные денежные средства сдаются в банк для зачисления на текущий счет предприятия.

Независимо от причины возникновения превышения установленного лимита остатка наличных средств в кассе предприятия согласно п. 1 Указа 436/95 предусмотрены финансовые санкции в виде штрафа в двукратном размере суммы, обнаруженных сверхлимитных наличных средств за каждый рабочий день превышения лимита.

Во время осуществления наличного обращения на предприятиях, кроме соблюдения лимита наличности действуют и другие ограничения, а именно:

― запрещается при наличии налоговой задолженности использовать наличную выручку на выплату заработной платы, поощрений, помощи всех видов, компенсаций;

― выдача наличности под отчет проводится только при условии полного отчета за ранее полученные суммы, а также соблюдения сроков отчета за подотчетные суммы и возвращения неиспользованных подотчетных сумм.

При нарушении предусмотренных правил наличного обращения предприятие несет ответственность в размерах, предусмотренных названным Указом 436/95 (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 - Ответственность предприятия за нарушение правил наличного обращения

Вид нарушения Размер финансовой штрафной санкции
1 2
Превышение установленных лимитов остатков наличности в кассе 2-кратная сумма превышения лимита
Неоприходование (не полное оприходование) наличности в кассе 5-кратный размер неоприходованной суммы

 

 

Окончание таблицы 2.2

1 2
Выплата наличности из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений на выплату заработной платы, материального поощрения, помощи всех видов, компенсаций при наличии налоговой задолженности В размере осуществленных выплат
Превышение установленных сроков использования предоставленной под отчет наличности. Выдача наличности под отчет без полной отчетности за ранее выданные средства 25 % выданных под отчет сумм
Проведение расчетов наличностью без предоставления получателем средств платежного документа, который подтверждает уплату покупателем наличных средств В размере потраченной наличности

 

Кассовые операции оформляются соответствующими документами (табл. 2.3), типичные формы которых утверждены Положением № 637. Настоящие документы должны применяться без изменений всеми предприятиями, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

 

Таблица 2.3 - Документы оформления кассовых операций

Код документа Название первичного документа
КО-1 Приходный кассовый ордер
КО-2 Расходный кассовый ордер
КО-3 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
КО-3А Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
КО-4 Кассовая книга
КО-5 Книга учета принятых и выданных кассиром денег

 

Поступление наличности в кассу предприятия оформляется приходным кассовыми ордерами по форме № КО-1 (рис. 2.2.), подписанными главным бухгалтером или уполномоченным на это лицом и кассиром.

В бухгалтерии предприятия на сумму, которая должна быть внесена в кассу, выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в хронологическом порядке в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме № КО-3 или № КО-3А (форма журнала выбирается предприятием самостоятельно). После этого бухгалтер подписывает приходный ордер у главного бухгалтера, который также ставит на него печать предприятия.

 

Додаток 2

до Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні

Типова форма № КО-1

 
23467897


Ідентифікаційний код ЄДРПОУ 

 

___________________ ТОВ Арекс________________________

    (найменування підприємства (установи, організації))

 

Прибутковий касовий ордер № _120___

від “ 10 __грудня___ 20_10р.

 

 

Л

і

н

і

я

 

в

і

д

р

і

з

у

 

 

___________ТОВ Арекс____________

найменування підприємства (установи, організації)

Квитанція

до прибуткового касового ордера № 120

 

від “ 10  грудня  20 10  р.

 

Прийнято від ____ Сидорчука А.В.______

________________________________________

Підстава: _ Внесок до статутного

фонду____________________________

________________________________________

________________________________________

 

Сума ____ П’ятнадцять тисяч_____

                                              (словами)

__________________________________________________

_________________________ грн. _00_ коп.

 

           М.П.

 

Головний

бухгалтер ___________ Остапенко Г.Я.

                        (підпис, прізвище, ініціали)

 

Касир ______________ Яворська І.М.___

                        (підпис, прізвище, ініціали)

Кореспондую-чий рахунок, субрахунок Код аналітичного рахунку Сума цифрами Код цільового призначення  

 

46 15000.00

 

Прийнято від                                  Сидорчука А.В.                                   .

_________________________________________________________________

Підстава: ____Внесок до статутного фонду________________

_________________________________________________________________

Сума ______П’ятнадцять тисяч_______________ грн. __00___ коп.

                                              (словами)

Додатки: _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Головний бухгалтер ________________Остапенко Г.Я._____________

                                             (підпис, прізвище, ініціали)

Одержав касир _____________________Яворська І.М._______________

                                             (підпис, прізвище, ініціали)

 

 

Рисунок 2.2 – Приходный кассовый ордер

 

Подписанный приходный ордер бухгалтер лично относит в кассу предприятия и передает кассиру. Категорически запрещается передача приходного кассового ордера лицу, которое вносит наличность.

Кассир, по получении приходного ордера, принимает наличность, подписывает ордер и выдает лицу, которое внесло наличность, квитанцию к приходному кассовому ордеру, которая должна быть подписана главным бухгалтером и кассиром и заверена печатью (штампом). Данные из приходного кассового ордеру кассиром записываются в кассовую книгу по форме № КО-4.

Выдача наличности из кассы осуществляется по расходным кассовым ордерам по форме № КО-2 (рисунок 2.3).

 

 

 

Рисунок 2.3 – Расходный кассовый ордер

 

В бухгалтерии предприятия на сумму, которая должна быть выданная из кассы, выписывается расходный кассовый ордер, который регистрируется в хронологическом порядке в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме № КО-3 или № КО-3А (форма журнала выбирается предприятием самостоятельно). После этого бухгалтер подписывает расходный ордер у руководителя и главного бухгалтера предприятия или у уполномоченных ими лиц, что зафиксировано приказом предприятия. Если есть разрешительная надпись руководителя на документах, которые добавляются к расходным кассовым ордерам (заявках, счетах и других), то подпись руководителя на самих ордерах не обязательна.

Подписанный расходный ордер бухгалтер лично относит в кассу предприятия и передает кассиру. Категорически запрещается передача расходного кассового ордера лицу, которое получает наличность.

Деньги из кассы всегда выдаются под расписку, которая оформляется только собственноручно получателем. Получатель предъявляет кассиру документ, который удостоверяет его личность (паспорт гражданина, служебное удостоверение и т. п.).

Выдача денег в счет труда, помощи по временной потери работоспособности, премий и тому подобное проводится по Ведомостям на выплату денег. На титульной странице ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег с подписями руководителя и главного бухгалтера. На общую сумму выдачи независимо от количества ведомостей составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляется на каждой ведомости.

Деньги выдаются только лицу, отмеченному в расходном документе. Выдача денег другому лицу осуществляется только по доверенности, которая оформляется в установленном порядке с ссылкой на него в расходных документах и добавляется к ним. По окончании сроков выплаты кассир должен:

1) в расходной ведомости на выплату денег:

- напротив фамилии лиц, которым не осуществлена выплата, поставить отпечаток штампа или сделать надпись "Депонировано";

- составить регистр депонированых сумм;

- в конце расходной ведомости отметить фактически выплаченную сумму и недополученную сумму выплат, которая подлежит депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по расходной ведомости и засвидетельствовать надпись своей подписью. Если наличные средства выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись "Наличность по ведомости выдал (подпись)";

2) осуществить соответствующую запись в кассовой книге согласно выписанному бухгалтерией расходным кассовым ордером на фактически выданную сумму по расходной ведомости.

Бухгалтер делает проверку записей, сделанных кассирами в ведомостях на выплату денег, и осуществляет подсчет выданных и депонируемых по ним сумм. Депонируемые суммы, которые подлежат сдаче в банк, оформляются путем составления одного общего расходного кассового ордера. Сдача наличности из кассы предприятия на счет в банк оформляется заявлением на внесение наличности, форма которого утверждена НБУ. Заявление заполняется кассиром предприятия. После сдачи наличности кассир получает квитанцию (средняя часть бланка заявления).

Во время получения кассовых ордеров или сведений на выплату денег кассир обязан проверить:

-  наличие и подлинность на документах соответствующих подписей, а на расходной ведомости - разрешительной надписи руководителя предприятия или лиц, которые им уполномоченные;

-  правильность оформления документов, наличие всех реквизитов;

-  наличие перечисленных в документах дополнений.

 В случае невыполнения хотя бы одного из отмеченных требований кассир возвращает документы для соответствующего оформления.

 Кассовые ордера или расходные ведомости сразу же после получения или выдачи по ним наличности подписываются кассиром, а на прибавленных к ним документах ставится штамп или надпись "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год).

Все факты поступления и выбытия наличности на предприятии отображаются в кассовой книге типичной формы № КО-4 (см. рисунок 2.4).

Кассовая книга открывается предприятием на отчетный год. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены оттиском печати предприятия (юридического лица).

Количество листов в кассовой книге удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия (юридического лица).

Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах (через копировальную бумагу) чернилами темного цвета чернильной или шариковой ручкой. Первые экземпляры, которые являются неотрывной частью листа кассовой книги, - "Вкладные листы кассовой книги" остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры, которые являются отрывной частью листа кассовой книги, - "Отчет кассира" являются документами, по которым кассиры отчитываются относительно движения денег в кассе. Первые и вторые экземпляры имеют одинаковые номера.

Исправления в кассовой книге, как правило, не допускаются. Если исправления сделаны, то они удостоверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера или лица, которое его заменяет.

Записи в кассовой книге проводятся кассиром по операциям получения или выдачи наличности по каждому кассовому ордеру и расходной ведомости в день ее поступления или выдачи. При отсутствии движения наличности в кассе в течение рабочего дня записи в кассовой книге могут не осуществляться.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подытоживает операции за день, выводит остаток наличности в кассе на начало на следующий день и передает в бухгалтерию как отчет кассира вторые экземпляры, которые являются отрывной частью листа кассовой книги (копию записей в кассовой книге за день), с приходными и расходными кассовыми ордерами под подпись в кассовой книге. Наличность, которая выдана по расходным ведомостям на выплаты, связанные с оплатой труда, отображается в кассовой книге по окончании сроков этих выплат.

Предприятия могут вести кассовую книгу в электронной форме с помощью компьютерных средств. Программное обеспечение должно обеспечивать визуальное отображение и распечатку каждой из двух частей листа кассовой книги ("Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира"), которые по форме и содержанию должны воспроизводить форму и содержание кассовой книги в бумажной форме.

 

 


Каса за “_10_” _грудня________ 20_10_ р.                    Сторінка _15_

                                                                                                                                                                                                       Зворотна сторінка касової книги

Номер доку-мента Від кого отримано чи кому видано Номер кореспон-дуючого рахунку, субрахунку Надход-ження Видаток

 

Номер доку-мента Від кого отримано чи кому видано Номер кореспон-дуючого рахунку, субрахунку Надход-женьня Видаток
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
 

Залишок на початок дня

3480.15 Х        
77 Светлицька А.Р. 301-21 725.00          
78 Орхіпенко Я.В. 372 650.00          
46 Сидорчука А.В. 46 15000.00          
47 Светлицька А.Р. 301-21 35420.00          
79 Яворська І.М. 311 16250.00        
                   
                 
                   
                   
                   
                   
           
       

Разом за день

50420.00 53045.00
         

Залишок на кінець дня,

855.15 Х
         

у тому числі на зарплату

--- Х
         

Касир ________________

                      (підпис)

Запис в касовій книзі перевірив і документи

в кількості ____два_________ прибуткових та _____три_________ одержав

                          (словами)                                                         (словами)

Бухгалтер________________

                    (підпис)

         
         
         
         
       
 

Перенесення

50420.00 53045.00

 

Рисунок 2.3 – Образец заполнения кассовой книги по типичной форме № КО-4

 


Записи в кассовой книге осуществляются на основании соответствующей информации из кассовых документов. Записи в кассовой книге должны делаться к началу следующего рабочего дня (то есть с остатками на конец предыдущего дня), а также содержать все реквизиты, которые предусмотрены формой кассовой книги. Страницы кассовой книги должны нумероваться автоматически в порядке роста с начала года.

После распечатки "Вкладного листа кассовой книги" и "Отчета кассира" кассир обязан проверить правильность составления настоящих документов, подписать их и передать "Отчет кассира" вместе с соответствующими кассовыми документами в бухгалтерию на подпись во "Вкладном листе кассовой книги".

"Вкладной лист кассовой книги" на протяжении года сохраняется кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или в зависимости от потребности) "Вкладной лист кассовой книги" подшиваются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия - юридического лица, а подшитые листы формируются в книгу, которая скрепляется оттиском печати предприятия (юридического лица).

Контроль над правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера или работника предприятия, который на это уполномочен руководителем.

После получения отчета кассира бухгалтерия проверяет его с целью правовой обоснованности, арифметической точности всех записей и на основании этих данных отображает операции в системе счетов и регистров учета.

Кассовые документы после составления кассиром отчета и обработки этого отчета комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются в отдельные папки и сохраняются в соответствии с законодательством Украины ответственным лицом, на которого руководителем возложена обязанность относительно их хранения.

Выносить из помещения предприятия кассовые документы разрешается только при наличии письменного разрешения руководителя или главного бухгалтера. В этом случае до конца рабочего дня вынесенные документы обязательно должны быть возвращены в помещение предприятия.

Кассовые документы могут изыматься в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Для учета кассовых операций используется активный счет 30 “Касса” с двумя субсчетами:

301 “Касса в национальной валюте”;

302 “Касса в иностранной валюте”.

По дебету счета 30 “Касса” отображаются поступления денежных средств в кассу предприятия, по кредиту — выплата денежных средств из кассы.

Если на предприятии есть несколько кассиров, старший кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам или доверенным лицам (дальше - кассирам) аванс, необходимую для расходных операций сумму наличных денежных средств под подпись в Книге учета принятых и выданных кассиром денег (типичная форма КО-5).

Эту Книгу ведет старший кассир в одном экземпляре на каждого подчиненного ему кассира.

Кассир в конце рабочего дня обязан отчитаться о получении аванса и наличных денежных средств, принятых или выданных по приходным и расходными документам, сдать остаток наличных средств и документы, свидетельствующие о выполненных операциях старшему кассиру под подпись в Книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (дальше Закон № 265/95) на предприятиях, которые осуществляют расчеты с покупателями за наличные, должны использоваться регистраторы расчетных операций (дальше - РРО). Согласно ст.2 Закона 265/95 РРО - это устройство или программно технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций купли-продажи иностранной валюты или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), в частности:

1) электронный контрольно-кассовый аппарат (дальше - ЭККА);

2) электронный контрольно-кассовый регистратор (дальше - ЭККР);

3) компьютерно-кассовая система (дальше - ККС) и др.

Если предприятие имеет несколько РРО, то необходимо организовать аналитический учет движения наличность по каждому из них. Например, у торгового предприятия, кроме центральной кассы есть еще два рабочих места кассира, оборудованных ЭККА. В таком случае по каждой кассе (кассиру) открывается соответствующий субсчет:

301-1 – «Центральная касса в национальной валюте»;

301-21 – «Операционная касса в национальной валюте №1»;

301-22 – «Операционная касса в национальной валюте №2».

В случае использования РРО все данные о движении наличности по ним отображаются в книге учета расчетных операций (дальше КУРО - рис. 2.4). На основании этих данных выполняют соответствующие бухгалтерские проведения в учетных регистрах, в частности - реализацию, НДС и проч.

 




Раздел 2. Учет движения наличности и сумм расчетов

Дата

Номер Z-отчета (номер расчетной книжки)

Сумма наличности

Сумма расчетов

Сумма

НДС

Выдано при возврате товара

Служебный взнос Служебная выдача Общая По ставке НДС 20%
1 2 3 4 5 6 7 8
10.12.2011 343 725,00 35420,00 34815,00 34263,00 5710,50 120,00

 

Рисунок 2.4 – Пример заполнения КУРО на основании Z-отчета ЭККА

Если предприятие имеет и иностранную наличную валюту, то учет движения наличности ведется по каждой валюте, для чего открываются соответствующие субсчета для счета 302 «Касса в иностранной валюте».

При учете операций в иностранной валюте в первичных документах обязательно указывается сумма операции в национальных валюте и в иностранной по курсу НБУ на день осуществления операции.

Изменения валютных курсов наличности отображаются в учете в соответствии с П(С) БУ 21 “Влияние изменений валютных курсов”.

Руководитель предприятия устанавливает время (но не реже одного раза в квартал) проведения инвентаризации кассы и назначает инвентаризационную комиссию. Комиссия проводит покупюрную инвентаризацию наличности и других денежных средств, которые хранятся в кассе. Результаты инвентаризации оформляются актом, в котором приводятся данные о наличии наличности и других средств и излишках, недостачах (если они имеются), причинах их возникновения. По результатам инвентаризации руководитель предприятия принимает решение об оприходовании излишков, или списании недостачи за счет материально ответственного лица (кассира). На основании решения руководителя излишки приходуются и зачисляются в доход предприятия по дебету счета 30 “Касса” и кредиту субсчета 719 “Другие доходы от операционной деятельности”.

Недостачи списываются в дебет субсчета 947 “Недостачи и потери от порчи ценностей” и кредит счета 30 “касса”, а затем сумма проводится по дебету субсчета 375 “Расчеты по возмещению причиненного ущерба” и кредиту субсчета 716 “Возмещения ранее списанных активов”.

Основные бухгалтерские проводки по кассовым операциям, которые чаще всего встречаются, приведены в таблице 2.4. В хозяйственной деятельности предприятия могут быть и другие кассовые операции.

 

Таблица 2.4 Основные бухгалтерские проводки кассовых операций

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дт Кт
1 2 3
Оприходована в кассу наличность полученая с текущего счета в национальной валюте 301 311
Оприходована в кассу наличность как выручка за продукцию собственного производства* 301** 701
Оприходована в кассу наличность как выручка за товары* 301** 702
Оприходована в кассу наличность как выручка за предоставленные услуги* 301** 703
Получена в центральную кассу наличность из операционных касс 301** 301**

Продолжение таблицы 2.4

1 2 3
Получена наличность от покупателей в счет оплаты ранее отгруженной продукции товаров (работ, услуг) 301 361
Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы в национальной валюте 301 372
Получены в кассу деньги от виновного лица за возмещение нанесенных предприятию убытков 301 375
Получена наличность в кассу в качестве взноса в уставный фонд 301 46
Поступила наличность в счет погашения ранее полученных векселей 301 341
Получены в кассу суммы в счет погашения ранее списанной дебиторской задолженности 301 716
Получены в кассу суммы целевого финансирования 301 48
Получены в кассу платежи в счет доходов будущих периодов (арендная плата, за коммунальные услуги и тому подобное) 301 69
Оприходована в кассу наличность от внутренних подразделов, которые имеют отдельные балансы 301 683
Поступила в кассу наличность от дочерних предприятий 301 682
Возвращена в кассу сумма лишней выплаченной зарплаты работников 301 661
Оприходованы излишки наличности, обнаруженные во время инвентаризации кассы 301 719
Выплачено из кассы работникам предприятия заработную плату и начисленную помощь за счет фондов социального страхования 661 301
Выплачена из кассы ранее депонированная заработная плата 662 301
Выдана наличность под отчет работникам предприятия для командировки и на осуществление других хозяйственных операций 372 301
Выдана из кассы наличность для зачисления на текущий счет в национальной валюте в банке 311 301
Выдана из кассы наличность инкассатору для  зачисления на текущий счет в национальной валюте в банке 333 301
Выданы из центральной кассы в операционные кассы разменные монеты и наличность для выдачи сдачи 301** 301**
Выплачены из кассы депоненты акционерам, основателям и другим владельцам корпоративных прав 671 301
Выплачены из кассы суммы по исполнительным письмам (алименты и тому подобное) 685 301

 

Окончание таблицы 2.4

1 2 3
Выплачена из кассы работникам предприятия одноразовая помощь за счет фонда социального страхования 652 301
Выдан из кассы работникам предприятия заем на индивидуальные потребности (краткосрочный, долгосрочный) 327 301
Выкуплены предприятием акции собственной эмиссии 45 301
Отображена недостача наличных денег в кассе по результатам инвентаризации 947 301
Оприходована в кассу наличность в иностранной валюте от продажи товаров (продукции услуг) за наличную валюту*** 302**** 701,702,703
Оприходована в кассу наличность с текущего счета в иностранной валюте для выплаты аванса на командировки и хоз. нужды 302**** 312****
Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы в иностранной валюте 302**** 372
Отображена положительная курсовая разница по остатку наличности в кассе в иностранной валюте**** 302**** 714
Выдана из кассы наличность в иностранной валюте для зачисления на текущий счет в банке в иностранной валюте 312**** 302****
Выдана из кассы наличность в иностранной валюте на командировку и хоз. нужды 372 302****
Отображена отрицательная курсовая разница по остатку наличности в кассе в иностранной валюте***** 945 302****

 

Примечания:

* - учет реализации учитывается в момент получения наличности в кассу в случае отсутствия потребности аналитического учета покупателей, в частности при реализации в розничной торговле;

** - по соответствующим субсчетам;

*** - продажа за наличную валюту на территории Украины осуществляется при наличии соответствующей лицензии НБУ;

**** - по соответствующим субсчетам, которые открываются по каждой иностранной валюте;

***** - курсовая разница отображается только в национальной валюте и только в учетных регистрах.

 

2.2 Учет средств на счетах в банках

Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия и других субъектов предпринимательской деятельности открывают счета в банках. В процессе открытия счетов клиентам, банки руководствуются Инструкцией «О порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах», утвержденной Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. №492 (дальше — Инструкция № 492). Эта Инструкция определяет порядок не только открытия, но и переоформления и закрытия текущих, депозитных счетов в национальной и иностранной валюте, а также бюджетных счетов в национальной валюте Украины.

Текущий счет— счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчетно-кассовых операций с помощью платежных инструментов в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины.

К текущим счетам также принадлежат:

- счета со специальными режимами их использования, которые открываются в случаях, предусмотренных законами Украины или актами Кабинета Министров Украины;

- текущие счета типа "Н", которые открываются в национальной валюте официальным представительствам и представительствам юридических лиц-нерезидентов, которые не занимаются предпринимательской деятельностью на территории Украины;

- текущие счета типа "П", которые открываются в национальной валюте постоянным представительствам;

- инвестиционные счета, которые открываются нерезидентам-инвесторам в уполномоченных банках Украины для осуществления инвестиционной деятельности в Украине, а также для возвращения иностранных инвестиций и прибыли, доходов, других средств, полученных иностранным инвестором от инвестиционной деятельности в Украине;

Вкладной (депозитный) счет - счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег, которые передаются клиентом в управление на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент (доход) и подлежат возвращению клиенту в соответствии с законодательством Украины и условий договора.

К вкладным (депозитным) счетам также принадлежат пенсионные депозитные счета, которые открываются физическим лицам в соответствии с Законом Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" для накопления сбережений на выплату пенсии.

Предприятие имеет право открыть неограниченное количество текущих счетов.

В то же время предприятия могут открывать лишь один текущий счет для формирования уставного фонда (паевого фонда) предприятия, также открывается только один текущий счет (в национальной и/или иностранной валюте) по каждому соглашению о совместной деятельности без создания юридического лица.

Текущие счета могут быть открыты по ходатайству владельца основного текущего счета филиалам и другим отделенным подразделам этого владельца, которые находятся на отдельном балансе.

В случае необходимости предприятие открывает текущий счет и в иностранной валюте. Расчеты иностранной валютой осуществляются в пределах действующего законодательства Украины.

Для открытия текущих и других счетов предприятия подают учреждениям банков такие документы:

- заявление об открытии текущего счета. Заявление подписывает руководитель или другое уполномоченное на это лицо;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, засвидетельствованной органом, который выдал свидетельство, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- копию должным образом зарегистрированного учредительного документа (устава/ учредительного договора/ учредительного акта/ положения), засвидетельствованную органом, который осуществил регистрацию. Положение юридических лиц публичного права, которые утверждаются предписывающими актами Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или в органе местного самоуправления в засвидетельствовании не нуждаются. Юридические лица публичного права, которые действуют на основании законов, учредительный документ не подают;

- копию справки о внесении юридического лица в Единственный государственный регистр предприятий и организаций Украины, засвидетельствованную органом, который выдал справку, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- копию документа, который подтверждает взятие юридического лица на учет в органе государственной налоговой службы, засвидетельствованную органом, который выдал документ, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

- карточку с образцами подписей и оттиском печати, заверенную нотариально или вышестоящей организацией. В карточку включаются образцы подписей лиц, которым в соответствии с законодательством Украины или учредительными документами юридического лица предоставлено право распоряжения счетом и подписания расчетных документов.

- копию документа, который подтверждает регистрацию юридического лица в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины, засвидетельствованную органом, который его выдал, или нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

Предприятия, независимо от форм собственности, все расчеты с другими предприятиями должны осуществлять в безналичной форме.

Банковские операции проводятся на основании расчетно-платежных документов установленной формы.

Самыми распространенными из них являются: платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения, расчетные чеки, заявления на выставление аккредитива, заявления о внесении наличности, денежные чеки и тому подобное. Формы настоящих документов утверждены НБУ.

Заявление о внесении наличностииспользуется для оформления операций по зачислению наличности на текущий счет предприятия и состоит из трех частей: первая — собственно заявление — остается в банке, вторая — квитанция — возвращается предприятию для подтверждения взноса, а третья — ордер — добавляется к выписке банка с текущего счета предприятия.

Денежный чек— приказ банку от владельца счета о выдаче наличности с его текущего счета предъявителю чека в сумме, отмеченной в последнем.

Платежное поручение— поручение (приказ) банку о перечислении с текущего счета предприятия в безналичной форме определенных сумм на счет получателя (поставщику, подрядчику, казначейству, фондам социального страхования и др.).

Платежное требование-поручение— расчетный документ, который выписывается получателем (поставщиком, подрядчиком) и отсылается плательщику и после его согласия на оплату (акцепту), плательщик передает его в свой банк как поручение.

Могут применяться и другие расчетно-платежные документы, но по обязательным назначениям. Все они подписываются руководителем и главным бухгалтером и заверяются печатью предприятия.

В бухгалтерском учете движение средств на текущем счете по данным выписок банков отображается на активном счете 31- «Счета в банках», который имеет четыре субсчета:

311 «Текущие счета в национальной валюте»;

312 «Текущие счета в иностранной валюте»;

313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»;

314 «Прочие счета в банках в иностранной валюте».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 643.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...