Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опосредование как психол категория и понимание артефакта М.Коула




Это вопрос о соотношении культ-ист теор Выг и «культуральной» пси Коула.

Коул видит будущую пси как пси, кот исследует культурное становление психики.

Коул неудовлетворен лаб пси, поэт говорит о необходимости возвратиться к чел в культуре как представленному в конкретных видах практической деят-ти. При этом Коул обращается к: - пси народов Вундта, - культ-ист теор Выг, - теор деят, - кросскультурным исследованиям.

Коул – специалист-эксперт по совет и рус пси, получал знания из первых рук, проводил совмест с Лурией исследования, им также руководил Леонтьев АН. Т.е. должен пропагандировать идеи культ-ист теор и теор деят на западе, однако, Корнилова утверждает подмену понятий!

Корнилова: - необходим категориальный анализ ряда понятий, не было ли подмены? – необходимо сопоставление теор Выг и Коула.

Понятие Культура. Коул апеллирует к пониманию культуры Вундта в «Пси народов», рассматривает его как реально работающее в кросскульт исслед, где оно выступает в качестве аналога независим переменной (ну ни урод, а?!) Критика: такое его понимание определяет культуру как общность людей на опред территории, в опред историч отрезок времени. Тогда: культура как уровень достижений чел общества (в производ, общест, духов жизни) (в опред эпоху у опред класса) выпадает из рассмотрения в рамках этих кросскульт исслед!

Критика Коула за сравнение Выг и Вундта

Коул заявляет: культ-ист пси смогла вобрать в себя обе стороны пси Вундта! Но культ-ист пси даже не собиралась этого делать! Корнилова: Коул предложил для понимания культ-ист теор аналогию с исходно иной методол позицией, чем та которую она ориентировалась! 2 балла ему по ист пси у Ждан! Баран! Речь может идти только о внешней аналогии – использование и Вундтом и Выг понятий ВПФ, но смысл абсолютно разный – Механизм опосредования Выг несопоставим с идеями Вундта! И также лишь внешне перекликается с идеей артефактов самого Коула. (так что скорее Коул пошел за Вундтом, чем Выг!)

Сравнение основных понятий 2х концепций – артефакт у Коула психол орудие у Выг

Треугольник опосредования по Выг (А (стимул-объект) – Х (стимул-средство) – В); высшие формы поведения заключаются в установлении опосредствующего пути между А и В.

Треугольник Коула (Sубъект – M (артефакт) – Oбъект): роль артефакта в субъект-объектном отношении. Основание треугольника (S – О) – это взаимоотношения между субъектом и объектом. В основании треугольника находятся непосредственные функции. Артефакт – опосредующее звено, благодаря которому непосред ф становится культурной. Но опосредующее звено, т.к. артефакт проявляется не в рамках преобразования исходной реакции, а как посредник. Итак, Артефакт – это не только средство, но и носитель культурного начала (культурной детерминации) ВПФ.

1) таким образом: у Выг: преобразование, у Коула: взаимоотнош

2)Таким образом: у Выг: стимул-средство, психол орудие, у Коула – посредник или медиатор.

Еще раз: у Коула артефакт не является психол орудием, как у Выг. Выг: можно провести аналогию употребления знаков с употреблением орудия, п.ч. роль знака – это приспособление в поведении, т.е. инструментальная функция знака. (Коул этого не просёк) Т.е. сначала субъект используется знак во взаимодействии с другим чел в сит общения (это Коул просёк), а затем субъект оборачивает знак на себя в качестве средства управления собственной психикой (поэт стимул-средство) (это для Коула слишком сложно, Коул лох)

3) Таким образом: У Коула вне деят-ти и общения опосредование не предполагается! А у Выг: знак как стимул-средство, психол орудие в управ собств психикой.

Еще раз: Коул: опосредование как посредничество в формировании обширной сети взаимосвязей. Т.е. опосредование как преобразующая роль средства по отнош к самому субъекту не предполагается.

Выг: ВПФ отлич от натур по: - происх, - структуре и – ур произвольности. Но Коул делает акцент только на происхождении (социальны по происхождению), НО не передает ни структуру (опосредованы по способу строения), ни ур произольности (произвольны по способу функционирования). Что является естественным следствием, что Коул не увидел в артефакте психол орудия! (лох)

4)стилистический наезд на Коула Зинченко и Мещерякова: когда речь идет о взаимодействии с другим человеком, т.е. о живом чел, который выполняет посредническую функцию, то язык сопротивляется назвать другого «артефактом». (эх, коул, коул) А наличие другого – необх компонент понятия опосредования в теор Выг, когда речь о становлении знака в качестве психол орудия.

Причинность и закон.

Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма.

В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода).

Причинность:

- закон

- причинно-действующее условие.

Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством.

Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком.

Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это.

Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием.

Ломов:закон – это «идентичное в явлениях», устойчивое и повторяющееся.

 

Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...