Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология как полипарадигмальная наука. Основные дихотомии.
Понятие кризиса в психологии относят: 1) либо к началу XX в. (1910-1930-е гг.). Тогда на место единой ассоциативной психологии пришло «множество психологии». Эти психологии имели свои предметы и методы, свои теории и виды практического приложения психологических знаний. 2) либо к постоянному хроническому кризисному состоянию психологии по настоящее время. Именно отсутствие единой парадигмы в психологии вызывает дискуссии о том, находится ли она в кризисе или еще не доросла до стадии «нормальной» науки. В современных отечественных методологических работах состояние психологии оценивается: А) как допарадигмальное(единая парадигма еще не выработана), Б) и как мулътипарадигмалъное. Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяснительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой парадигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы. Смена парадигм обычно понимается как показатель развития науки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологической науки. В классической работе Л. С. Выготского предполагалось, что в качестве характеристик кризиса необходим анализ не только его негативных составляющих (факторов, препятствующих успешному развитию психологии), но и тех перспектив, поиск которых задается самой констатацией состояния кризиса. Парадигмальный подход не полностью совпадает с историко-психологическим. Парадигмальный подход в некоторой степени решает задачу оценивания видимых или еще только намеченных перспектив. Их анализ позволяет выявлять те «пропущенные звенья», отсутствие которых и порождало неудовлетворенность выделенным предметом изучения или осознание ограничений общеметодологической платформы исследований, разделяемой в рамках той или иной психологической школы. Из такого рода намеченных перспектив отметим следующие. 1. Это проблема несоответствия непосредственной данности психологического знания человеку и опосредствованного характера научного познания. Выготский критиковал феноменологическийметод. Он выступал против иллюзии непосредственной данности психологического знания и иррационального пути его принятия. Другой поворот той же темы — это проблематичность «непосредственности» психического образа. 2. Конструирование психологической реальности в ходе ее изучения: это зависимость объективного знания от включения человека в процесс получения опытных данных. Один из аспектов этой темы – рефлексия тех метаподходов и новых парадигм, в рамках которых психологическая теория ищет для себя эмпирический базис и которые преодолеваются на пути формулирования новых задач психологического исследования. 3. Это идея объединения не теорий, но мыслительных усилий психологов, стоящих на разных теоретических платформах. По В. П. Зинченко, диалог существующих подходов с целью добраться до желанного «неслиянного единства» — это путь к воссозданию мыслительного пространства в отечественной психологии, что было утрачено в советский период. Со сменой парадигм изменяются и критерии того, что считать научным, а что — ненаучным. Отсюда вопрос, как сравнивать теории, прописанные в рамках разных парадигм? Теории прописанные в рамках разных парадигм отличаются по способу выделения предмета, по методам предметно-чувственной деятельности психолога. Не случайно сегодня поставлен вопрос о коммуникативной функции методологии психологии. Здесь важны следующие поправки. 1) речь должна идти не о коммуникациях методологий, а об общении между членами научного сообщества. Члены научного сообщества – носители определенной «профессиональной» картины мира. Еще они люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех «психологий», позиции которых ими не разделяются. 2) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психологического знания.Важно обращение зарубежных исследователей к культурно-исторической концепции. Почему не все научные гипотезы проверяются (или заслуживают проверки)? Поппер отмечает критерий профессионализма ученого в качестве ведущего для определения того, что не включается в предмет и гипотезы исследования. В профессионализмисследователя включается критерий, который проводит линию между теми проблемами, которые станет решать наука, и теми, которые она в принципе или пока отложит. Косвенно это представлено в известной схеме Хольцкампа. Рефлексивность и критичность, интерес, красота теории — психологические свойства на этом пути отбора правдоподобных гипотез. Проблему правдоподобия научных гипотез в концепции критического реализма Поппера. За идеей правдоподобиястоит, с одной стороны, сциентистская установка на познаваемость мира, с другой — принятие критерия относительности истинности на пути теоретико-эмпирического познания. То есть это не установка на полное соответствие образа-знания объекту, а установка на возможность приближения к такому пониманию картины мира, в котором сняты все возможные заблуждения с помощью проверки гипотез. Каждая парадигма может иметь свои заблуждения, но именно движение на общем пути (включая смену парадигм) позволяет приходить ко все более правдоподобной профессиональной картине мира. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |