Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка проблем развития работы с молодежью на основе




Эмпирических исследований

 

Рассмотрим исследования по организации работы с молодежью на примере имеющихся в литературе анкетных опросов. Так, по исследованиям уральских ученых, вопросы социально-экономического положения подростков и молодежи рассматривались на примере г. Нижний Тагил Свердловской области и сравнивались с результатами исследований северных территорий (г. Надым) Уральского Федерального округа [43]. Исследование проводилось в 2000-2001 гг. и охватывает большой круг вопросов, массовые опросы подростков и экспертов-специалистов (табл. 7).

Таблица 7

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание детей и подростков в настоящее время (по данным анкетного опроса экспертов) %

 

Факторы

Группы экспертов

г. Н. Тагил г. Надым
Материальные затруднения Плохие отношения между родителями Падение нравственности в обществе Недостаток общей культуры у родителей Плохая индустрия досуга Обострение криминогенной обстановки Неполная семья Плохие жилищные условия Дефицит времени у родителей Плохо влияет улица Обострение общественно-политической обстановки в целом Другое 69 65 54 51 43 37 34 27 24 23   13 5 45 47 48 47 35 22 13 15 39 11   18 1

Среди важных причин, мешающих семейному воспитанию детей отмечены такие, как материальные затруднения, плохие отношения между родителями, снижение нравственности и культуры в обществе, плохая индустрия досуга молодежи.

Данное исследование включало вопрос о том, кто должен помогать в работе с семьями и учащимися. Ответы на этот вопрос показаны в таблице 8.

Таблица 8

Распределение ответов экспертов-специалистов на вопрос о том, кто должен помогать в работе с семьями и учащимися [43, с. 158]

 

Субъекты помощи подросткам и их семьям % положительных ответов
Социальные педагоги при ЖЭКах Служба при администрации района Социальные педагоги в школе Учителя, классные руководители в школе Милиция в работе с «трудными» семьями Общественные организации района Коллективы предприятий, организаций Никто, каждая семья должна самостоятельно решать свои проблемы 53 48 47 30 30 27 21   7

 

Из ответов экспертов видно, что каждая семья в отдельности не в состоянии решать проблему социализации детей в подростковом возрасте. В числе наиболее дееспособных субъектов, способных оказывать влияние на воспитание подростков указаны социальные педагоги при ЖЭКах, служба при администрации района, социальные педагоги в школе.

Каждый третий участник опроса видит важную роль воспитательной функции правоохранительных органов.

Далее рассмотрим результаты опроса самих подростков.

Рассмотрим результаты исследований по поводу того, какие жизненные сложности имеют подростки (таблица 9).

Таблица 9

Жизненные сложности подростков

(по материалам анкетного опроса самих подростков) [43, с. 164]

Жизненные сложности подростков Уд. вес положи-тельных ответов, %
Обучение профессии Сложности с учебой Устройство на работу Плохая «личная» слава Плохие взаимоотношения с родителями Плохие взаимоотношения с учителями Плохие взаимоотношения со сверстниками Не на что купить еду Не на что купить одежду Практически негде жить, спать Не знают, чем заняться на досуге Другие проблемы Из перечисленного проблем нет 40 27 15 2 7 4 5 1,5 3,5 0,6 8 2,5 16

 

Прежде всего надо отметить, что большинство опрошенных подростков имеют проблемы (84%), испытывают жизненные трудности. В группе правонарушителей значительные затруднения в жизни имеют почти все – 94%. В числе проблем, особо волнующих учащихся, выделяются три: будущее устройство на работу, обучение профессии и сложности с учебой.

У подростков-правонарушителей наряду с озабоченностью обучению профессии и устройством на работу, выделяется психологическая проблема «плохая личная слава» из-за различных антисоциальных поступков, что отметили 30% подростков-правонарушителей.

Большую проблему представляет так называемое бродяжничество.

Рассмотрим некоторые причины возникновения такой ситуации, как уход подростка из дома. Данный вопрос изучался в трех направлениях: со стороны экспертов, со стороны самих подростков и в том числе со стороны подростков-правонарушителей (таблица 10).

Таблица 10

Причину ухода подростков из дома (по материалам

анкетного опроса) [43, с. 170], %

Причины

 группы

молодежь правонару-шители эксперты
Ссора с родственниками Желание провести время по своему усмотрению Жестокость родителей По просьбе друзей Пьянство родителей Другое 38   35 6 9 6 7 26   28 8 18 11 10 17   21 17 5 34 7

 

Следует отметить большие различия в оценке причин ухода из дома со стороны самих подростков и со стороны экспертов по такому фактору, как «пьянство родителей».

Если сами молодые люди оценивают данную причину как не основную – от 6 до 11 процентов ответивших, то специалисты-эксперты выделили ее как первостепенную по своей значимости причину ухода подростков из дома, ее назвали основной 34% ответивших специалистов.

В целом по результатам данного обследования социального положения подростков и молодежи специалистами учеными сделаны следующие основные выводы.

Прослеживается взаимосвязь между успеваемостью и поведением, с одной стороны, и характером взаимоотношений в семье - с другой. Чем дружнее семья, тем лучше учатся и ведут себя старшеклассники. Наоборот, в группе подростков-правонарушителей только 3,3 % оценивают свою семью как очень дружную, 79 % - не очень дружную и 19 % - не совсем дружную, в которой каждый живет сам по себе.

Значительная доля подростков чувствует себя в родительской семье психологически дискомфортно: 64 % подростков-правонарушителей идут к себе домой по необходимости, 13 % - как в наказание; в общей группе учащихся эти показатели гораздо ниже - соответственно 28 и 3 %.

Большинство опрошенных подростков (от 77 до 93 % в разных группах) испытывают те или иные жизненные сложности, проблемы. Учащихся больше всего волнуют проблемы учебы и обретения профессии, устройства на работу. Подростки-правонарушители гораздо меньше озабочены учебой, но обучение профессии и устройство на работу для них весьма актуально. Для подростков с девиантным поведением гораздо острее проблемы психологические, а именно, собственного тревожного самочувствия - 30 %, сложных взаимоотношений с преподавателями - 11%, с родителями - 8 %.

Жизненные ценности подростков в целом находятся в русле ценностных ориентации взрослых: наиболее значимы для них здоровье (77 % - у учащихся, 61 % — у правонарушителей), друзья (соответственно 55 и 68 %), семья, дети (49 и 45 %), материальный достаток (29 и 53 %). Вместе с тем жизненные ценности подростков отражают их возрастные особенности и характер социального поведения. Так, ценность друзей выходит у правонарушителей на 1-е место, у учащихся — на 2-е, что свидетельствует о конформизме наших респондентов. У подростков наблюдается негативная деформация важнейших ценностных ориентации, побуждающих к общественно одобряемой деятельности: ценность работы отмечают только 24 % учащихся и 14 %правонарушителей, образования - соответственно 37 и 14 %.

В ДЮЦ «Вариант» был проведен собственный опрос подростков для выявления проблем в работе центра. Было опрошено 214 чел.

Далее рассмотрим оценку качества работы ДЮЦ «Вариант» в целом, что показано в таблице 11.

Таблица 11

Общая оценка качества работы ДЮЦ «Вариант» участниками анкетного опроса

Наименование Число детей, чел. В % от числа опрошенных
Высокая Удовлетворительная Затруднились с ответом 183 17 14 85,5 7,9 6,6
Итого 214 100,0

 

Свыше 85% подростков оценили качество работы как высокое.

Далее рассмотрим этот вопрос по видам клубов (таблица 12)

Таблица 12

Распределение  ответов на вопрос о качестве работы в конкретных  кружках и клубах ДЮЦ «Вариант», чел.

  Очень высокое   Высокое Удовлетвори-тельное Неудов-летвори-тельное
  Кружки и секции ДЮЦ «Вариант» Клуб «Эдельвейс» Клуб «Орфей» Клуб «Юный техник» Клуб Надежда» Клуб «СПС» Театр танца «Магия» Хореографическая студия «Шанс» Клуб «Домовенок» другие                  Итого   23   11 8 6 12 14 17   8 7 11 117   18   10 6 5 3 11 9   7 5 16 91   1   1   1 2 5     1 1

 

Анализируя полученные ответы, можно сказать, что качество работы своего кружка или клуба молодые люди оценивали более высоко, чем работу Центра в целом. Так, оценку работы как «удовлетворительную» дали всего 5 человек, в то время как при оценке в общем ДЮЦ «Вариант» удовлетворительную оценку дали 17 подростков.

При этом число оценивающих работу своего кружка как высокую и очень высокую также выше. Преобладающая оценка «очень высокая», что говорит о том, что  в целом работа ведется на хорошем уровне, что находит свое подтверждение и во мнениях подростков, в их отношении к работе клубов ДЮЦ.

Неудовлетворительную оценку дал всего 1 чел. В разделе «другие». Это – один из членов спортивного клуба, имевший конфликт с руководителем клуба, в настоящее время данный конфликт урегулирован и подросток продолжает участвовать в секции.

Пути улучшения работы по мнению молодых людей показаны в таблице 13.

Таблица 13

Предложения участников анкетного опроса по  формам совершенствования дальнейшей работы в кружках и клубах ДЮЦ «Вариант»

 

Наименование Число детей, чел. В % от числа ответивших
  Улучшить материальную базу Пригласить более квалифицированных педагогов Сделать более интересными программы работы Увеличить число занятий в неделю Создать новые кружки ( компьютерный )   186   18 84 34 3   87,0   8,4 39,2 15,9 1,4

 

Большинство ответивших считают необходимым улучшить материальную базу клубов – 87% или 186 чел.

Значительная часть молодых людей -39,2%, считают необходимым сделать более интересными программы работы клубов.

Сумма процентов не равна 100%, поскольку некоторые указывали два и более ответа на вопрос. Сами дети предложили свои варианты улучшения работы:  увеличить число занятий в неделю  (15,9% детей) и создать новый кружок компьютерный для обучения работе на компьютере и возможности получения в кружке бесплатных компьютерных игр – за это высказалось три человека или 1,4% детей.

Значительное количество детей и подростков высказались в пользу предоставления возможности заработать в дни школьных каникул или в выходные дни (рисунок 4).

 

 

Рис. 4. Удельный вес молодух людей, высказавших пожелание работать и иметь дополнительный заработок

 

Достаточно большое количество молодых людей – почти половина хотели бы иметь работу на период школьных каникул.

Около 17% подростков согласны работать на постоянной основе по несколько часов в день . 6% - хотели бы иметь работу на выходные дни.

Данные проблемы ставятся руководством ДЮЦ «Вариант» на период летних школьных каникул.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...