Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программы социально-психологической  поддержки молодежи в социальных службах и их развитие




 

Рассмотрим некоторые программы психологической помощи Социально-психологической службы. Одной из наиболее популярных и получивших признание является Программа «Он и Она». Данная программа "Он и Она: искусство взаимоотношений" – это программа психолого-педагогического тренинга для  молодых людей 15-18 лет. Направлена на формирование навыков эффективного взаимодействия между молодыми людьми разного пола.

Программа  "Искусство общения" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 12-15 лет. Направлена на развитие коммуникативных навыков, формирование культуры общения.

Для младших возрастных групп разработана программа «Кто Я?». Данная программа "Кто Я?" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 глет. Направлена на формирование Навыков самопознания и самореализации.

Программа «Твой путь» - программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 лет. Направлена на первичную профилактику зависимостей у молодежи.

Большое значение при работе с молодежью имеет организация летнего отдыха детей и подростков.

Как отмечается в статье заместителя директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ М.В. Гордеевой, основное внимание при организации летнего отдыха детей и подростков в  2005 году было уделено укреплению базы детского отдыха и оздоровления, всесторонней подготовке детских оздоровительных лагерей к приему детей [22, с. 2-3].

Прежде всего это касалось санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях, оснащения их необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, обеспечения безопасности проезда детей к местам отдыха и непосредственно в детских оздоровительных лагерях.

В большинстве регионов Российской Федерации были предприняты меры по своевременному открытию летних детских оздоровительных лагерей. В первые дни июня состоялись массовые заезды детей в учреждения отдыха и оздоровления, открытие лагерей дневного пребывания детей.

Всего в 2005 году в стране действовало  свыше 30 тысяч детских оздоровительных лагерей различных типов, в них за летний период отдохнуло около 2 млн. детей и подростков.

Во Всероссийском детском центре «Орленок»   проводилась целевая смена для детей, требующих особой государственной поддержки, в которой приняли участие около 900 детей и подростков из неблагополучных семей, воспитанников детских приютов
из всех регионов России.

Путевки в детские оздоровительные лагеря оплачивались в основном за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. На эти цели в 2005 году было выделено около 12,6 млрд. рублей. Это позволило оплатить свыше 5,3 млн. путевок для детей застрахованных граждан  [22, с. 2].

Часть средств Фонда социального страхования Российской Федерации пошла также на оплату путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из федерального бюджета в 2005 году выделено свыше 1,308 млрд. рублей. Эти средства полностью предназначены для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего: детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, детей, пострадавших от техногенных катастроф, детей из районов Крайнего Севера, детей, находящихся под опекой.

Далее рассмотрим программы по организации летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант».

Для службы работы с подростками лето является  благоприятным периодом для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, общение становится ведущим видом деятельности в этот период. Лето это время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Надо только помочь им в этом.

Летние оздоровительные площадки в ДЮЦ "Вариант" и клубах по месту жительства - благоприятная сфера развития личности ребенка летом в условиях города.

Перечень программ представлен в таблице 5.

Основу деятельности летней площадки на базе учреждения дополнительного образования составляют летние оздоровительные программы. Каждая программа - это авторская уникальная разработка, в которой учитывается специфика клуба, возраст детей, педагогические и творческие возможности педагогов.

 

Таблица 5

Состав и содержание программ летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант»

Наименование программы Содержание
«Знакомый незнакомец» Историко-архитектурная программа для детей 8-12 лет, посвященная 280-летию г. Екатеринбурга
«Рисуем Екатеринбург» Оздоровительная программа для одаренных детей
«Екатеринбург – родина моя» Краеведческо-познавательная программа
Исетский завод 1723 – Екатеринбург 2003 Историко-краеведческая программа
«Эколандия» Программа летней экологической площадки
«Цветоград» Программа летней экологической площадки
«Теплыйдом» Комплексная программа летней оздоровительной площадки для детей «группы риска»
«Надежда» Программа летней оздоровительной площадки для детей-инвалидов

 

Каждая программа ориентирована на комплексное развитие личности. Благодаря разнообразию применяемых форм и методов работы решается целый комплекс задач, направленных на приобретение знаний, умений и успешного освоения новых видов деятельности.

Рассмотрим более подробно одну из программ летнего отдыха на примере программы историко-краеведческого направления «Рисуем Екатеринбург».Программа "Рисуем Екатеринбург" разработана с учетом интересов и потребностей детей в творческом и физическом развитии, познавательной и исследовательской деятельности.

Программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и рассчитана на возраст 10-16 лет.

Условия летней площадки позволяют узнавать историю
родного края в активной форме. Знакомясь с культовыми
архитектурными памятниками города, работая в музеях и
выставочных залах, дети делают зарисовки. Цель таких
зарисовок - понять ту атмосферу, тот стиль жизни уральс-
кого заводского и старательского народа, местный колорит,
описанный такими известными уральскими писателями,
как Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов.

Итоги работы пленэра года по программе "Рисуем Екатеринбург" должен стать альбом иллюстраций к произведениям выше указанных писателей. Для того, чтобы проиллюстрировать произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова, нужно окунуться в ту эпоху. В этом помогут экскурсии в музеи и работа в них. Дети смогут познако-
миться с предметами быта Х1Х-ХХ веков, с условиями жиз-
ни и работы заводского люда. Во время зарисовок предметов быта в музеях дети учатся находить гармоничные отношения между миром вещей и стилем жизни прошлых эпох.

Экскурсии по краеведению имеют познавательно-игровую форму, так как именно такая форма проведения этих экскурсий не дает детям скучать, привлекает их внимание, развивает активный интерес к истории и культуре Уральской земли.

Календарный план работы летней площадки
"Рисуем Екатеринбург" представлен в таблице 6.


Таблица 6

Содержание мероприятий программы летней площадки «Рисуем Екатеринбург»

 

1-ый день 1. Первый тур спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (карьер).  Работа на местности и в мастерской
2-ой день 1 . Экскурсия в областной краеведческий музей. "Что читали в XVIII веке". Работа в музее - эскизы предметов быта.
3-ий день 1 . Прогулка по историческому скверу. "Истоки города Екатеринбурга". Зарисовки заводского оборудования и архитектурных памятников.
4-ый день 1 . Экскурсия в отдел природы Областного краеведческого музея. Работа в его залах. 2. Зарисовки уральской природы.
5-ый день 1 . Спортивная эстафета (парк XXII парт, съезда) 2. Пленэр на местности.
6-ой день 1 . 2-й тур спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (парк Дворца творчества учащихся) 2. Пленэр на местности.
7-ой день 1. Экскурсия в музей Д.Н.Мамина-Сибиряка. Работа в музее.
8-ой день 1. Экскурсия и работа в литературном квартале, (экскурсия и работа в Музее кукол "Аленушкины сказки")
9-ый день 1 . День Верх-Исетского района - праздничная программа. 2. Прогулка по парку Дворца творчества учащихся. 3. Пленэр.
10-ый день 1 . 3-й тур спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (парк Дворца дворца творчества учащихся) 2. Работа в мастерской.
11-ый день 1 . Экскурсия в музей Верх-Исетского завода. Работа на территории музея.
12-ый день 1. Экскурсия и работа в Дендра-парке. Эскизы уральской природы. 2. Подвижные игры.
13 -ый день 1 . Экскурсия и работа в музее П.П.Бажова. 2. Работа в мастерской.
14-ый день 1 . Экскурсия в парк "Зеленая роща" 2. Подвижные игры.
15-ый день 1. 4-й тур (заключительный) спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (Исторический сквер). 2. Работа в мастерской.
1 6-ый день 1 . Экскурсия и работа в музее «Архитектура Екатеринбурга. 2. Работа в литературном квартале.
17-ый день 1 . Экскурсия и просмотр художественного фильма на киностудии. 2. Работа в мастерской.
18-ый день 1. Литературная викторина. 2. Заключительная выставка детских работ. Подведение итогов.

 

Задачи данной программы:

1. Расширение кругозора и познавательно интереса у детей, приобщение к историческим и культурным ценностям г. Екатеринбурга.

2. Углубление знаний об истории и культуре Уральского региона, о быте и традициях уральского народа.

3. Самореализация детей в творческой деятельности, расширение навыков и умений в рисунке, композиции, живописи.

В целом для ДЮЦ «Вариант» характерно постоянное развитие и совершенствование программ работы с молодежью на основе новейших методик и собственных авторских методик квалифицированных специалистов Центра.

Недостатком работы ДЮЦ «Вариант», выявленных в ходе анализа его деятельности, можно считать отсутствие значительных результатов по развитию трудовой активности молодежи.

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования подростки выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих подростков происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу.

При исследовании занятости подростков в первую очередь встает вопрос о её реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости подростков в возрасте 14-17 лет, приходится полагаться на социологические обследования, проводя оценочные расчеты. Проведенные исследования дают основание оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России [40, с. 30-31].

При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказывает услуги по строительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах.

На первое место среди мотивов поиска подростками работы, как свидетельствуют наши исследования, выходит "необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи". За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50% [40, с. 31].

В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как "работа для удовлетворения личных потребностей" (желания "иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи") с 55,6% до 38,4%,"стремление самоутвердиться" с 19,5% до 11,6%.

Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают. Отметим, что за редким исключением такая занятость нуждается отнюдь не в организации, а в пресечении на основе действующего законодательства.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения Трудового кодекса:

- подросткам не устанавливается сокращенный рабочий день;

- они работают без трудового договора;

- не  проводится медицинский осмотр подростка;

- труд несовершеннолетних используется на вредных работах.

По мнению работников трудовой инспекции, с подростками практически не проводится разъяснительная работа об их правах и обязанностях при поступлении на предприятия.

В наиболее опасном для жизни положении оказываются "дети улиц", вовлеченные в криминальные виды деятельности и дети социального "дна". Среди них весьма распространены преступные формы занятости: проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество.

Эта криминальная деятельность зачастую хорошо организована и управляется взрослыми. Лишь треть малолетних попрошаек указали, что занимаются попрошайничеством самостоятельно, остальных заставляют "работать" родители и знакомые. В отношении малолетних проституток влияние взрослых людей в приобщении к "бизнесу" еще более явно.

Необходимость разработки специальных технологий занятости в отношении подростков обуславливается наличием у них существенных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества с соответствующими потребностями и интересами. С одной стороны, у подростков есть те же права, что у взрослых - гражданские, социальные, культурные, политические. С другой - обязанностью общества является защита подростка от выполнения работы, представляющей опасность для его развития.

Поэтому в основе разработки всех технологий занятости подростков должна лежать идея о том, что лишь та работа, которая приносит пользу, стимулируя или укрепляя физическое, умственное, духовное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отдыха, является допустимой. В то же время общество обязано в корне пресекать такие формы занятости несовершеннолетних, когда:

- работа приводит к недопустимым физическим нагрузкам или морально-психологическому стрессу;

-подростки работают полный рабочий день или чересчур продолжительное время;

-работа мешает образованию;

-трудовая деятельность осуществляется при неудовлетворительных условиях труда;

-работа мешает всестороннему социальному и психологическому развитию.

Недопустимые формы труда детей в трудной жизненной ситуации не могут быть искоренены только законодательными действиями. Следует разрабатывать комплексные походы к ее решению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...