Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие
Рассмотрим некоторые программы психологической помощи Социально-психологической службы. Одной из наиболее популярных и получивших признание является Программа «Он и Она». Данная программа "Он и Она: искусство взаимоотношений" – это программа психолого-педагогического тренинга для молодых людей 15-18 лет. Направлена на формирование навыков эффективного взаимодействия между молодыми людьми разного пола. Программа "Искусство общения" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 12-15 лет. Направлена на развитие коммуникативных навыков, формирование культуры общения. Для младших возрастных групп разработана программа «Кто Я?». Данная программа "Кто Я?" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 глет. Направлена на формирование Навыков самопознания и самореализации. Программа «Твой путь» - программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 лет. Направлена на первичную профилактику зависимостей у молодежи. Большое значение при работе с молодежью имеет организация летнего отдыха детей и подростков. Как отмечается в статье заместителя директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ М.В. Гордеевой, основное внимание при организации летнего отдыха детей и подростков в 2005 году было уделено укреплению базы детского отдыха и оздоровления, всесторонней подготовке детских оздоровительных лагерей к приему детей [22, с. 2-3]. Прежде всего это касалось санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях, оснащения их необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, обеспечения безопасности проезда детей к местам отдыха и непосредственно в детских оздоровительных лагерях. В большинстве регионов Российской Федерации были предприняты меры по своевременному открытию летних детских оздоровительных лагерей. В первые дни июня состоялись массовые заезды детей в учреждения отдыха и оздоровления, открытие лагерей дневного пребывания детей. Всего в 2005 году в стране действовало свыше 30 тысяч детских оздоровительных лагерей различных типов, в них за летний период отдохнуло около 2 млн. детей и подростков. Во Всероссийском детском центре «Орленок» проводилась целевая смена для детей, требующих особой государственной поддержки, в которой приняли участие около 900 детей и подростков из неблагополучных семей, воспитанников детских приютов Путевки в детские оздоровительные лагеря оплачивались в основном за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. На эти цели в 2005 году было выделено около 12,6 млрд. рублей. Это позволило оплатить свыше 5,3 млн. путевок для детей застрахованных граждан [22, с. 2]. Часть средств Фонда социального страхования Российской Федерации пошла также на оплату путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из федерального бюджета в 2005 году выделено свыше 1,308 млрд. рублей. Эти средства полностью предназначены для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего: детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, детей, пострадавших от техногенных катастроф, детей из районов Крайнего Севера, детей, находящихся под опекой. Далее рассмотрим программы по организации летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант». Для службы работы с подростками лето является благоприятным периодом для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, общение становится ведущим видом деятельности в этот период. Лето это время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Надо только помочь им в этом. Летние оздоровительные площадки в ДЮЦ "Вариант" и клубах по месту жительства - благоприятная сфера развития личности ребенка летом в условиях города. Перечень программ представлен в таблице 5. Основу деятельности летней площадки на базе учреждения дополнительного образования составляют летние оздоровительные программы. Каждая программа - это авторская уникальная разработка, в которой учитывается специфика клуба, возраст детей, педагогические и творческие возможности педагогов.
Таблица 5 Состав и содержание программ летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант»
Каждая программа ориентирована на комплексное развитие личности. Благодаря разнообразию применяемых форм и методов работы решается целый комплекс задач, направленных на приобретение знаний, умений и успешного освоения новых видов деятельности. Рассмотрим более подробно одну из программ летнего отдыха на примере программы историко-краеведческого направления «Рисуем Екатеринбург».Программа "Рисуем Екатеринбург" разработана с учетом интересов и потребностей детей в творческом и физическом развитии, познавательной и исследовательской деятельности. Программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и рассчитана на возраст 10-16 лет. Условия летней площадки позволяют узнавать историю Итоги работы пленэра года по программе "Рисуем Екатеринбург" должен стать альбом иллюстраций к произведениям выше указанных писателей. Для того, чтобы проиллюстрировать произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова, нужно окунуться в ту эпоху. В этом помогут экскурсии в музеи и работа в них. Дети смогут познако- Экскурсии по краеведению имеют познавательно-игровую форму, так как именно такая форма проведения этих экскурсий не дает детям скучать, привлекает их внимание, развивает активный интерес к истории и культуре Уральской земли. Календарный план работы летней площадки Таблица 6 Содержание мероприятий программы летней площадки «Рисуем Екатеринбург»
Задачи данной программы: 1. Расширение кругозора и познавательно интереса у детей, приобщение к историческим и культурным ценностям г. Екатеринбурга. 2. Углубление знаний об истории и культуре Уральского региона, о быте и традициях уральского народа. 3. Самореализация детей в творческой деятельности, расширение навыков и умений в рисунке, композиции, живописи. В целом для ДЮЦ «Вариант» характерно постоянное развитие и совершенствование программ работы с молодежью на основе новейших методик и собственных авторских методик квалифицированных специалистов Центра. Недостатком работы ДЮЦ «Вариант», выявленных в ходе анализа его деятельности, можно считать отсутствие значительных результатов по развитию трудовой активности молодежи. В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования подростки выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих подростков происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу. При исследовании занятости подростков в первую очередь встает вопрос о её реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости подростков в возрасте 14-17 лет, приходится полагаться на социологические обследования, проводя оценочные расчеты. Проведенные исследования дают основание оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России [40, с. 30-31]. При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказывает услуги по строительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах. На первое место среди мотивов поиска подростками работы, как свидетельствуют наши исследования, выходит "необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи". За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50% [40, с. 31]. В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как "работа для удовлетворения личных потребностей" (желания "иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи") с 55,6% до 38,4%,"стремление самоутвердиться" с 19,5% до 11,6%. Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают. Отметим, что за редким исключением такая занятость нуждается отнюдь не в организации, а в пресечении на основе действующего законодательства. Наиболее часто встречаются следующие нарушения Трудового кодекса: - подросткам не устанавливается сокращенный рабочий день; - они работают без трудового договора; - не проводится медицинский осмотр подростка; - труд несовершеннолетних используется на вредных работах. По мнению работников трудовой инспекции, с подростками практически не проводится разъяснительная работа об их правах и обязанностях при поступлении на предприятия. В наиболее опасном для жизни положении оказываются "дети улиц", вовлеченные в криминальные виды деятельности и дети социального "дна". Среди них весьма распространены преступные формы занятости: проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество. Эта криминальная деятельность зачастую хорошо организована и управляется взрослыми. Лишь треть малолетних попрошаек указали, что занимаются попрошайничеством самостоятельно, остальных заставляют "работать" родители и знакомые. В отношении малолетних проституток влияние взрослых людей в приобщении к "бизнесу" еще более явно. Необходимость разработки специальных технологий занятости в отношении подростков обуславливается наличием у них существенных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества с соответствующими потребностями и интересами. С одной стороны, у подростков есть те же права, что у взрослых - гражданские, социальные, культурные, политические. С другой - обязанностью общества является защита подростка от выполнения работы, представляющей опасность для его развития. Поэтому в основе разработки всех технологий занятости подростков должна лежать идея о том, что лишь та работа, которая приносит пользу, стимулируя или укрепляя физическое, умственное, духовное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отдыха, является допустимой. В то же время общество обязано в корне пресекать такие формы занятости несовершеннолетних, когда: - работа приводит к недопустимым физическим нагрузкам или морально-психологическому стрессу; -подростки работают полный рабочий день или чересчур продолжительное время; -работа мешает образованию; -трудовая деятельность осуществляется при неудовлетворительных условиях труда; -работа мешает всестороннему социальному и психологическому развитию. Недопустимые формы труда детей в трудной жизненной ситуации не могут быть искоренены только законодательными действиями. Следует разрабатывать комплексные походы к ее решению.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |