Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Молодежь как объект социальной работы




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет»

 

Курсовая работа

по предмету: «Социальный менеджмент»

 

Роль общественных организаций в разработке и реализации  молодежной политики в районе, городе, регионе

 

 

                                                        Научный руководитель:

                                                                   Трухачев В.В

                                                                 

 

                                                                  Исполнитель:

                                                             Карлова М.А.

                                                             студент группы МО – 2

                                                             заочного отделения

                            шифр 30401921

 

Екатеринбург 2006


 


Оглавление

 

Введение                                                                                                      3

 

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с

молодежью в социальных службах                                                                     5

1.1. Молодежь как объект социальной работы                                                  5

1.2 Социальные проблемы молодежи                                                       8

1.3.Принципы государственной молодежной политики.                     16

 

Глава 2. Формы и методы социальной работы с молодежью в

социальных службах                                                                                  18

2.1. Анализ общих направлений и форм социальной работы

с молодежью в ДЮЦ «Вариант»                                                               18

2.2. Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие                                                                      21

2.3. Оценка проблем развития работы с молодежью на основе

эмпирических исследований                                                                                30

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по использованию результатов

 анкетного опроса в ДЮЦ «Вариант»                                                  38

2.5. Перспективы развития социальной работы в Свердловской

области                                                                                                        41

 

Заключение                                                                                                  43

Список литературы                                                                                     45



Введение

 

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные его социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.

Актуальность данной темы определяется необходимостью оказания помощи молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Средствами достижения этой цели является создание целой системы социальных служб, призванных заниматься обеспечением полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовкой молодого поколения к самостоятельной и трудовой, взрослой жизни.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание, так как «общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов»  [29, с. 635] .

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Негативное общественное влияние сказывается прежде всего на молодежи. Так, по данным Департамента медико-санитарных проблем семьи, материнства и детства РФ в 2003 г. в России насчитывалось до 950 тыс. безнадзорных детей [22, с. 2].

Объект исследования -социальная работа с молодыми людьми, т.е. гражданами от 14 до 30 лет в социальных службах.

Предметом исследованиявыступила конкретная организация по работе с молодежью г. Екатеринбурга – Детско-юношеский Центр «Вариант», расположенный в Верх-Исетском районе.

Целью исследованияявляется изучение направлений и методов работы с молодежью в социальных службах, позволяющих получить наибольший социальный эффект в виде повышения социальной активности молодежи и снижения негативных форм поведения при имеющихся размерах финансирования со стороны государственного и муниципального бюджета.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

- определить содержание и принципы государственной молодежной политики;

- проанализировать социальные проблемы молодежи;

- провести анализ деятельности социальной  службы для молодежина примере Детско-юношеского Центра «Вариант»;

Внедрение новых форм работы в социальных службах с использованием социально-психологических разработок и программ коррекции эмоционального развития подростков позволит повысить эффективность социальной работы с молодежью, будет способствовать формированию из молодежи социально- активных личностей.



Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах

 

Молодежь как объект социальной работы

 

В научной литературе существует несколько подходов к определению понятия «молодежь».

1. Психофизический подход. Молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость).

2. Конфликтологический подход. Молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, длящийся конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия развития человека.

3. Ролевой подход. Молодость – это особая в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого».

4. Субкультурный подход. Молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

5. Стратификационный подход. Молодежь – это особая социально - демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфичными социальными позициями, статусом и ролями.

6. Социализационный подход. Молодость – это период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности – самоопределение, персонализация. В юнош. возрасте развивается чувство индивидуальности.

7. Субъективный подход. Молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие,

жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

8. Процессуальный подход. Молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

Обобщая данные подходы, можно выделить основные данные признаки, присущие молодежи:

· Принадлежность к определенной социально-демографической группе;

· Четкие возрастные границы;

· Обладание определенным социальным статусом и ролью;

· Особенности психофизического развития.

· Специфика жизнедеятельности, связанная с процессами социализации и самоопределения.

Таким образом, молодежь – особая социально-демографическая группа, находящаяся в определенных возрастных границах, которая переживает период становления социальной зрелости и обладает определенным социальным статусом, который обуславливается состоянием социально-экономического развития общества.  [43, с.26].

Данное определение молодежи учитывает такие аспекты, как возраст, социальный статус и повышенную зависимость данной категории населения от общего состояния общественного развития по сравнению с другими возрастными и иными категориями.

По данным переписи населения 1989 года, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывалось 34, 4 млн. человек, или 23, 4 %. За 10 лет (с 1979 года) численность молодежи сократилась на 4,8 млн. человек.

  Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%).

Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

 

 

Таблица 1

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет по данным переписи 2002 г.

 

Тыс. человек

Доля (%) в общей численности

Мужчины и женщины Муж- чины Жен- щины Мужчины и женщины Муж- чины Жен- щины
Все население 145164 67604 77560 100 100 100
15-19 лет 12800 6504 6296 8,8 9,6 8,1
20-24 лет 11466 5783 5683 7,9 8,6 7,3
25-29 лет 10613 5314 5299 7,3 7,9 6,8

 

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает социальная активность и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют ее как самостоятельную социально- демографическую группу.

В областной программе “Молодежь Среднего Урала” [8] указываются следующие тенденции, характерные для молодежной среды:

- почти 75% молодых людей чувствуют себя слабо защищенными социально;

- большинство молодежи указывает на отсутствие информации о своих правах и возможностях;

- наиболее остро стоящими перед молодежью проблемами являются жилищный вопрос, личная безопасность и безопасность семьи, безработица и досуг;

- резкое падение престижа образования в молодежной среде (только 9% школьников учатся с интересом, более трети выпускников не видят перспектив в продолжении образования);

- только 14% детей практически здоровы, 50% - имеют отклонения в здоровье, а 36% - хронически больны;

- произошло значительное сокращение рождаемости в Свердловской области, она является самой низкой на Урале, прирост населения имеет отрицательную направленность.

Подобные явления характерны и для всей России в целом.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 439.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...