Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Памятники культуры Руси XIII-XVI вв.
В русской культуре 13-16 вв.прослеживаются 2 этапа,границей которых явл.Куликовская битва(1380г).Для 1этапа характерно падение после удара монгольских полчищ.После 1380 г.начинается ее подъем,в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую,общерусскую культуру.В период борьбы с монгольскими завоевателями обращение к былинам и сказаниям киевского цикла,в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг,придавало русским людям новые силы. С 14в.вместо дорогого пергамента начинает исп-ся бумага,а с 15в.появляется скоропись,близкая к современному письму. Распространенным жанром того времени были исторические повести,в которых рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц,конкретных истор.фактах и событиях. Широкую известность получили повести «О битве на Калке», «повесть о разорении рязани батыем», «сказание о мамаевом побоище». Расцвел жанр житийной лит-ры,были составлены жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина-первое в европейской лит-ре описание Индии.Свое путешествие А.Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальским Васко да Гама. Расцветает каменное зодчество,в Москве возводится белокаменный ансамбль Кремля,величественные Успенский и Благовещенский соборы. В 14в.создает свои фрески художник Феофан Грек,приехавший из Византии,работает Андрей Рублев. Около 1553 г. - первая типография в России. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Появдяется регламентация русской жизни- "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Последние годы 16 в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.
Основные этапы закрепощения крестьянства. Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в. в междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось на обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода) Это положение было развито в Судебнике 1550. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). Крепостное состояние стало наследственным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел, несли имущественную ответственность по долгам своих господ.Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявлялась в институте холопства. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.С конца XV в. кабальное холопство вытесняет холопство полное. Одновременно расширяются юридические права этой категории крестьян: участие их в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Кабальное холопство, вместе с тем, превращалось в форму зависимости, которая стала с XVI в. распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость, при этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 470. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |