Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Памятники культуры Древней Руси.




Культура Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Огромное влияние на культуру в целом оказало христианство.Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то,что в культуре средневековой руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на руси претерпели изменения,изображения святых стали более мирскими,человечными. Хотя письменность получила большое распространение только после принятие христианства,существуют археологические данные о том,что славянская письменность существовала еще в начале 10в. Но только с 11в.на руси начинает распространяться грамотность среди князей,бояр,купечества.Появились переводы греческих,болгарских книг,историч.сочинения. Книги тогда стоили дорого,изготавливались из пергамента. Писались от руки,украшались цветными миниатюрами. Были открыты первые школы при церквях,монастырях,в городах. Важнейшим памятником древнерус.культуры явл.летописи. Многие предания вошли в Повесть временных лет,ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом киево-печорского монастыря Нестором в 1113г. Создаются произведения и других жанров. В 1049 митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати»которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов Церкви. Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из киева во владимир. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву,камню,ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры,используя скань,чернь,зернь,филигрань-создавали золотые и серебряные украшения,являвшиеся шедеврами мирового искусства.

Русь под игом Золотой Орды: проблемы взаимовлияния.

Объединив во второй половине 12в.монгольские племена Чингисхан провозгласил своей целью мировое господство. За 2 десятилетия были захвачены Китай,Азия,Закавказье.Первый поход монголо-татар на Русь состоялся в 1237г,когда войско Батыя вступило в пределы рязанского княжества.После 5 дней осады Рязань была взята,а жители перебиты. Ни один из русских князей не прислал дружину на помощь рязанскому князю. Затем татаро-монголы уничтожили и разорили города:Москву,Коломну,Владимир, Ярославль,Тверь. Была разорена Ростово-Суздальская земля. Осенью 1240г.татаро-монголы начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Они захватили Переславль,Чернигов,Киев. Южнорусские земли подверглись страшному разорению. Вернувшись из Европы Батый в 1243г.образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья-Золотую Орду,единство которого держалось на системе жесткого террора. Русь,сохранив свою государственность,на долгое время оказалась в полит.и эк-кой зависимости от ордынских ханов. С этого времени началось культурное и и эк-кое отставание Руси от ряда европейских стран. Погибли большинство русских князей и дружинников-бояр,тысячи крестьян и горожан. Многие ремесленники были угнаны в рабство. Разорены города и села. Ордынские властители не содействовали централизации Руси. В их интересах было разжигание вражды между князьями и недопущение их единства.

 

 

Объединительная политика московских князей. Роль Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III и Василия III в возвышении Московского княжества.

Центром возрождения и объединения в период после монголо-татарского нашествия стала северо-восточная часть бывшей Киевской Руси.В 13-15вв.в этом регионе значительное развитие получили Тверь,Н.Новгород,Москва,Кострома. На лидерство претендовали Москва и Тверь.В конце 13в.возвышаться начало Московское княжество.Московским князем стал Иван Калита,который получил ярлык на великое княжение от золотой орды. Его политика дружбы с Ордой вывела Москву в лидеры. Калита получил ярлык на великое княжение Владимирское,присоединил к Москве Ростов,Углич,Галич,Белоозеро.В 1362г ярлык на княжение получил Дмитрий Донской. Под его руководством русские нанесли первое поражение монголо-татарам 1380 .А благодаря Куликовской битве развеяли миф о непобедимости завоевателей. Процесс становления и укрепления самодержавия особенно ярко развернулся в период правления Ивана III.Он добился окончательного полит.суверенитета в 1480г,после разгрома войск хана Большой орды.После его смерти на престол взошел его сын Василий III,продолживший политику отца.Для полит.истории России этого периода характерны укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного гос.аппарата. Тенденция укрепления самодержавия окончательно победила. Василия III именовали императором.В этот период была сформулирована знаменитая теория «Москва-третий Рим». Согласно ей Москва объявлялась преемницей Рима и Константинополя и только ей отныне принадлежала честь быть защитницей истинного православия.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 493.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...