Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии




Основные понятия: теоретическая психология, прикладная психология, методология психологии, естественнонаучная пара­дигма, гуманитарная парадигма, методы психологии: наблюде­ние, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.

Состояние современной психологии.

Современная психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней можно выделить фундаментальные, или ба­зовые и прикладные, или специальные отрасли психологии.

Фундаментальной отраслью является теоретическая психо­логия. Однако до сих пор нет ни одной психологической теории, которая объединила бы ее направления в единую психологичес­кую науку. Вместо этого существует множество теорий по-раз­ному объясняющих сущность психики человека. Одни из них, как например, необихевиористы по-прежнему считают, что поведе­ние человека обусловлено прежде всего внешними воздействия­ми, а психика только корректирует его осуществление. Другие, куда относятся главным образом неофрейдисты, биологизи-руют человека и его психику, считая, что никакого различия между человеком и высшим животным не существует, что социальная среда лишь автоматически проецирует на чело­века отношения, существующие в обществе.

33


Появившаяся во второй половине XX в. гуманистическая психо­логия подошла к изучению человека как свободного социального су­щества. Предметом исследования гуманистической психологии стала самоактуализирующаяся личность, осознающая свое предназначение в жизни, способная самостоятельно регулировать свою субъективную свободу. Человек стал рассматриваться как уникальная, неповтори­мая личность, устремленная в будущее, стремящаяся выразить “соб­ственное я” в творческой деятельности. Главным объектом изучения для гуманистической психологии стала личность конкретного челове­ка, а не только типизации отдельных категорий людей и обобщение социальных форм их поведения.

Таким образом, каждая теория односторонне подходила к изу­чению психики человека, что естественно препятствовало созда­нию целостного представления о человеке как носителе высшей пси­хической деятельности, продуктом которой является духовный мир человека.

В последнее время появилось новое направление, получив­шее название психологической антропологии.1 Это направление считает, что предметом изучения должен стать внутренний, субъективный, духовный мир человека. Основным проявлением субъективного мира человека является его сознание и самосоз­нание, благодаря которым человек обретает смысл своей жизни. Без такого смысла жизнь человека теряет свою ценность. Субъек­тивный смысл находит свое проявление в таком важнейшем внут­реннем явлении как совесть человека, которая является одним из показателей его духовности. Духовность есть проявление сво­боды духа человека, освободившего его от внутренней душев­ной и внешней физической, телесной зависимости.

Такой подход антропологической психологии к субъектив­ному духовному миру человека является чрезвычайно ценным для психологической науки. Он вернул психологию к изучению своего истинного предмета - “души” человека, его духовной сущ­ности, делающим человека свободным в своих действиях, уст­ремленного не только к прошлому, но и к будущему.

И все же антропологическая психология, несмотря на ее по­зитивное стремление к целостному изучению субъективного, ду­ховного мира человека, не сможет обеспечить всестороннее изу-

34


если из ее поля зрения выпадут такие психические явления, которые не относятся к субъективному, духовному миру человека, но которые ока­зывают влияние на его душевное и физическое состояние. Это такие явления как: субсенсорные и экстрасенсорные явления, телепатия, па­рапсихология и др.

Что касается прикладных отраслей психологии, то они обеспечи­вают прежде всего практическое применение психологических знаний с целью воздействия на психику человека для развития психических функций или для их восстановления. Для этого применяются разнооб­разные тренинги, психотерапия, психологическая защита, психодиагно­стика и т.п.

Специальные отрасли психологии связаны с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психоло­гия, авиационная психология, космическая психология, педагогичес­кая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...