Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология психологических исследований.




Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изуче­ния. Теоретические установки, которыми руководствуется ис­следователь при изучении каких-либо предметов и явлений, на­зываются принципами. Учение о принципах и методах организа­ции и осуществления исследовательской и практической деятель­ности, которыми руководствуются ученые называют методоло­гией. Термин “методология” происходит от древнегреческого слова “методос”, что значит “путь”, “дорога”. Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательс­кой и практической деятельности. Применяемые учеными общие принципы, стандарты и эталоны при решении исследовательс­ких задач в конкретный исторический период называют пара­дигмой. Парадигма может быть философской, естественнонауч­ной и гуманитарной.

Философская парадигма основана на применении всеобщих принципов и методов познания мира и духовной жизни людей. Каждая философская система имеет свою методологию, свои

35


Естественнонаучная парадигма предполагает соблюдение в про­цессе познания двух основных принципов: объективности и новизны полученных знаний. Принцип объективности требует построения ис­тинной картины мира на основе познания объективных законов его су­ществования. Принцип новизны требует открытия новых фактов и но­вых знаний о предметах и явлениях, о их сущности и закономерности.

Гуманитарная парадигма основана на методологии познания че­ловека, его внутреннего духовного субъективного мира, его личности и индивидуальности. Особенностью гуманитарной парадигмы является то, что субъект познает не объект, а другого субъекта. Исследова­тель, воспринимая субъекта, внедряется в его сознание, становится его соучастником и в силу этого начинает понимать его духовный мир, его желания, намерения и стремления.

При познании психики человека сталкиваются две парадигмы: естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать пси­хику естественнонаучными средствами, расчленить ее на состав­ные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие явления. При таком подходе психология становится наукой лишен­ной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер, приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных яв­лений к элементарным процессам и состояниям.

Познание психики на основе второй парадигмы требует целостно­го понимания духовного мира человека, непосредственного его вос­приятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описа­тельный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изу­чение поведения и продуктов деятельности человека.

В результате столкновения в научном исследовании этих двух па­радигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной сто­роны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект свое­го исследования. Если же он ограничивается описанием духовного мира человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в ненаучном объяснении психических явлений.

Кроме того трудность в изучении психики человека заключается также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы и1 хС лпорбоядчвилкеонви Вя..И П., оИэстаеовм Еу.И п. оПзсниахонлиоеги дяу чхеоловвнеокаг.о М с.у, 1б9ъ9е5к, тси. 3в3н.ого мира че-

36


ловека возможно только на основе применения самых разнообраз­ных методов как объяснительной, так и описательной психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...