Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение психологии как науки.




П. А. СОРОКУН

Общая психология

Псков 2003



ББК 88 С 655

Печатается по решению кафедры психологии и редакционно-издательского совета ПГПИ им. С.М.Кирова.

Сорокун П.А. С 655Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.

Работа издана в авторской редакции.

ISBN 5-87854-174-X

© Псковский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова (ПГПИ им. С.М.Кирова), 2003

© Сорокун П.А., 2003



Предисловие

Современная школа требует от учителя более глубоких и разно­сторонних знаний по психологии, чем это было раньше. В связи с этим в учебных планах педагогических высших учебных заведениях значи­тельное место начинает занимать психологическая подготовка студен­тов. Прежде всего значительно увеличено общее количество часов по психологии. Кроме того психологическая подготовка осуществляется почти на протяжении всего периода обучения в институте. Наряду с общим курсом по психологии выделены отдельные самостоятельные курсы, дающие возможность улучшить теоретическую и практичес­кую подготовку студентов.

Необходимость улучшения психологической подготовки студен­тов педагогических вузов обусловлена тем обстоятельством, что воз­никают большие трудности в интеллектуальном, и, особенно, в нрав­ственном развитии учащихся, которые связаны с общей духовной дег­радацией определенной части общества. Студенты педвузов должны иметь научные знания о духовной сущности человека, иметь представ­ление об общих психологических истоках духовности, понимать как зарождается в детях духовное начало, как и когда создаются психоло­гические предпосылки для проявления бездуховности, вследствие чего формируются антисоциальные качества личности.

Предлагаемое учебное пособие имеет большое значение для об­щей теоретической подготовки студентов, необходимое для успешного усвоения знаний по всем разделам психологии. Оно дает основопола­гающие сведения о духовной сущности человека, об особенностях его психики, о ее функциях, о формах ее существования, о закономернос­тях ее возникновения и развития, о способах ее изучения, об истории развития психологии как науки, о роли психики в поведении и деятель­ности человека и об основах психологии познания как внешнего, так и внутреннего, субъективного мира самого человека.

Создавая пособие, мы стремились построить его на основе изложе­ния психологических фактов и теорий, избежать каких-либо идеологичес­ких оценок. Мы также старались, чтобы изложение имело, по возможнос­ти, не декларативный, а доказательный и конструктивный характер и свя­зано было бы с педагогической деятельностью. Мы также пытались сде­лать форму изложения доступной для усвоения сту дентами первого кур­са, которые впервые начинают изучать научную психологию. Мы бы хо­тели вызвать у студентов интерес к психологии как науке не только в

3


процессе ее изучения, но и в дальнейшей педагогической деятельнос­ти.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам заочного отеления.

В начале каждой главы перечисляются основные понятия по данной теме. Прежде чем приступить к изучению главы оз­накомьтесь с понятиями и постарайтесь запомнить их. Затем в процессе чтения отмечайте на полях или подчеркивайте ка­рандашом определение этих понятий. Закончив чтение поста­райтесь припомнить все понятия и постарайтесь воспроизвес­ти их определение. Если Вам не удастся сделать это найдите определение этих понятий в тексте, запомните их и снова вос­произведите. Если Вы сможете сделать это, то считайте, что Вы усвоили эти понятия.

4



Раздел I. Психика и поведение человека

Глава 1. Предмет психологии

Основные понятия: человек, психология, душа, психика, пси­хические явления, структура психики, функции психики, созна­ние, бессознательная психика.

Человек как природное и одухотворенное существо.

Существует много наук, изучающих человека. Сред этих наук особое место занимает психология. Это происходит пото­му, что человек является сложно устроенным существом. Преж­де всего человек является природным существом, имеющим слож­ную телесную организацию, существование которой находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Природное происхождение человека и расовое изменение строения его тела, происходящее во времени и пространстве, изу­чает наука антропология. Но человек многогранен. Он является не только природным, но и социальным существом. Поэтому он является объектом изучения науки социологии. Как социальное существо человек приобретает новое качество - одухотворен­ность. Человек становится носителем духа. Дух представляет собой внутреннее состояние человека, его субъективный мир. Этот мир безграничен в пространстве и во времени. Духовный мир - это мир впечатлений, представлений, мыслей, идей, пере­живаний, желаний и пр., устремленных как в настоящее, так и прошлое и будущее, позволяющий человеку проникнуть за пре­делы чувственно воспринимаемого мира, понять бесконечность пространства и времени, осмыслить вечность бытия и безгранич­ность человеческого духа.

Таким образом, человек - это самое совершенное на Земле биосоциальное существо, достигшее наивысшего уровня физи­ческого и духовного развития.

Духовность есть сущность человека как существа, вышед­шего из животного мира, и получившего, благодаря духу, сво-

5


действиях, способность к творчеству, к усовершенствованию как ок­ружающего мира, так и самого себя. Духовность является потенци­альной возможностью для человека. Эта возможность превращается в действительность только в процессе развития ребенка в человечес­ком обществе.

Процесс духовного роста является сложным и длитель­ным. В результате духовного развития ребенок превращает­ся из биологического существа в одухотворенное социальное существо - личность, сознательно осуществляющую свою жиз­недеятельность в обществе. Как происходит процесс одушев­ления человека науке до сих пор не известно. Несомненно толь­ко то, что это происходит под влиянием людей и идей, суще­ствующих в обществе.


Психика человека.

В научных исследованиях духовные качества человека при­нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу­чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло­гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оцени­вая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно свя­занных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, психи­ческие состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамичес­кие образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от­носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш­ление, воля, эмоции.

6


Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес­сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темпе­рамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существу­ет неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъектив­ные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир челове­ка. Психические свойства возникают на основе психических про­цессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред­ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный ха­рактер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положи­тельным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв­лений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред­мет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные пред­меты и явления существуют вне нас в окружающем простран­стве, то психические явления существуют внутри нас и являют­ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления,

7


явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каждого из нас индивидуальный характер.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если на­рушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормаль­ный человек, что он не может вести себя правильно в человеческом обществе и не отдает отчет о своих поступках.

Какие же функции в данном случае нарушены? Психика выполня­ет три основные функции: побудительную, познавательную и регуля­тивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют пре­имущественно побудительную функцию, другие познавательную, тре­тьи - регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совер­шать самые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная муд­рость, подумать. Подумать - это значит познать все, что проис­ходит вокруг, оценить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели действий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление и во­ображение. Затем, в соответствии с результатами познаватель­ной деятельности, человек планирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают та­кие психические явления, как воля, характер, темперамент и спо­собности.

Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру­гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чувство долга и ответственности перед родителями и учителями, четвертые -

8


интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики вни­мательно слушают объяснение учителя, воспринимают наглядные по­собия, запоминают полученную информацию, стараются представить предметы и явления, которые они изучают, устанавливают связи и от­ношения между ними, пытаются понять их сущность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоенную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внимательно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к другой, проявлять воле­вые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности, добиваться осу­ществления поставленных целей.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв­лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка­чественно отличается от психики животных. Психика может быть со­знательной и бессознательной. Бессознательная психика представля­ет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные жи­вут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело чело­век. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает ору­дия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллекту­альные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание пред­ставляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоци-

9


ональных процессов, направленных на познание и преобразование челове­ком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, получен­ных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображе­ния, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возмож­ность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си­стему словесных сигналов, посредством которых человек обо­значает окружающий мир и свои собственные состояния. При­меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз­можность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными ору­диями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че­ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети­ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси­хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че­ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап­равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со­циальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воз­действия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактив­ные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существу­ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления мо­гут стать сознательными и наоборот. Это происходит как есте­ственным путем, так и посредством специальной тренировки. Воз­можно, например, накопление информации в бессознательной

10


сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движе­ний и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иног­да человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктив­но, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-истори­ческими, социальными условиями существования. Так, например, аг­рессивность человека, будет ли она сознательной или бессознатель­ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот­ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, сво­их сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других осо­бей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терро­ризм уносят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленно­стью и жестокостью.

Сознательная психика человека очень ранима. Наруше­ние нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в ре­зультате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в про­странстве и во времени, теряет способность сознательно ре­гулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в со­знании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нор­мальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осоз­наваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: больному ка­жется что что-то ползает по его телу, что прикасаются какие-то колющиеся предметы.






Определение психологии как науки.

11


Различное содержание понятий “душа” и “психика” требует де­тального рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой пси­хология как наука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психология занимается изучением субъективного духовного мира человека, а также неосознаваемых психических явлений. Первоначаль­но изучение психики было связано с описанием. Описательный период в развитии всех наук имел огромное значение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой науки являются внутренние, субъективные явления, которые были представлены самому человеку. Однако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из препят­ствий в развитии самой науки, так как представлены человеку только высшие психические процессы, связанные с функционированием со­знания. Бессознательные формы психики, присущие человеку и живот­ным, оказались вне поля зрения науки.

Описание является необходимым, но не единственным на­значением науки. Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более труд­ной, чем для других наук в силу субъективного подхода к изуче­нию психики. Объективный подход требовал применения экспе­риментальных методов, использования разнообразных приборов и аппаратов, которые дали бы возможность получить достовер­ные данные о связях психики с другими явлениями. С этой зада­чей могла справиться только современная психология, открыв­шая многие закономерности в психической деятельности чело­века и животных.

Прежде всего были изучены общие закономерности, которые дали возможность понять зависимость психики от условий существования животных и человека. Наряду с общими закономерностями психоло­гия ставит задачу изучить возрастные и индивидуальные закономер­ности психического развития человека.

Наконец, познание психики человека невозможно без изучения механизмов, на основе которых происходит ее функционирование. Воп­рос о механизме психики - это прежде всего вопрос о ее связи с теле­сной организацией человека, или, иначе - это вопрос о соотношении души и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает вли­яние на психику человека. Недаром существует выражение: “В здоро­вом теле - здоровый дух”. В то же время имеет место и обратное

12


явление, когда психика мобилизует все ресурсы на поддержание жиз­недеятельности организма.

Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть три вида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, да­лее имеются физиологические механизмы и, наконец, существуют чи­сто психологические механизмы.

Телесные механизмы связаны с функционированием различ­ных частей тела и прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении яв­ляются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым мани­пулирует рука, а также движения самой руки, управляют пред­метными действиями человека. Но и сама рука несет определен­ную психологическую нагрузку. Нередко мы говорим: “Нежные, ласковые руки матери”, “выразительные руки артиста” и т. п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” руки учительницы. “Про учительницу Ксению Андреевну Кар-ташеву говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительни­цы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонят­ным в словах”.

Физиологические механизмы связаны с деятельностью не­рвной системы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой, шевели мозгами” - часто говорим мы. Этим механизмам будет посвящена специальная глава.

Существуют и чисто психологические механизмы. Например, ме­ханизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысловой памяти, механизмы воссоздающего воображения и т. д.

Все эти механизмы связаны между собой и функционируют в единстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между пси­хикой и телесными механизмами. Так, согласно теории Джемса-Ланге, считалось, что эмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционировании телесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся. Конечно, та­кое влияние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще всего имеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мимику, пантомимику, функции слезоточивой же-

13


Все рассмотренные аспекты проявления и функционирования пси­хики, которые изучаются психологией, являются в одинаковой степени важными. Поэтому психология - это наука о субъективном духовном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлени­ях, законах их развития и механизмах функционирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...