Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляды философов нового времени о сущности психики.




Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды фило­софов на психику и поведение человека. Машины стали облег­чать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведение человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить дей­ствия человека по аналогии с машиной.

Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-на-

20


тем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышечные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было из­вестно, что от органов чувств, находящихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздра­жение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе.

Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся жи­вотные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не тольк о при раздражении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляются при учас­тии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в централь­ной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи по­ложили начало для механическ ого понимания не тольк о поведения живот -ных, но и человека.

Человек, по мнению Декарта, способен разумно действовать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, прини­мая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он приобрета­ет и ложные. Как же добраться до истины? Для того, чтобы по­нять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все сомнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружаю­щего мира и самого себя. Но что-то все же должно остаться? Ре­ально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мышления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую.

Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление -это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Декар­та явились основой для появления в философии и психологии но­вого направления, которое получило название интроспекциониз-ма, то есть внутреннего познания психики человека.

21


Все последующие философы и психологи или поддерживали пер­вую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот.

Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме­ханического движения. Психика не влияет непосредственно на действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду­шевные явления могут рассматриваться только как придаток к ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее назначение получил название эпифеноменализма.

Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал, что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии.

Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о процес­се познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек полу­чает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то за­тем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное проис­хождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем.

Наиболее последовательным защитником этих взглядов был анг­лийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чистая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внутрен­ний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на кото­рые воздействуют предметы и явления материального мира, порождая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате деятель­ности ума, на основе его непосредственного восприятия (рефлек­сии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали ре­шающее влияние на становление эмпирической (опытной) психоло­гии, родоначальником которой он являлся.

Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер­вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-

22


новные психологические явления, связанные с деятельностью созна­ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.

В результате этих исследований были описаны основные свой­ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на­оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе­чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив­ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна­ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо­циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.

Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что непос­редственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явле­ния сознания? В любой науке изучение явлений производится опытным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мышлени­ем.

Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири­ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво­ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональ­ных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредствен­но не представлены субъекту и о существовании которых он даже не подозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики мо­жет быть применен только по отношению к взрослому человеку, специ-

23


ально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических состоя­ниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспериментах, так как не могли давать субъективные показания интроспективного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться новые прин­ципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психоло­гические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...