Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная схема психологического анализа урока




1. организация познавательной деятельности учащихся: как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? ( существуют разные виды мышления: активное, творческое, самостоятельное. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое не обязательно будет активным, самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются модели новых общественно ценных предметов).

- Как учитель добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

- Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?

- Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?

- Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического, смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?

- Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?

- Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:

- Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?

- На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?

- С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы?

- Какого уровня понимания добился учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного. Проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?

- Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы. Обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформления работы?

- Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:

- Какие чувства детей появились на уроке? Чем они были вызваны?

- Как осуществлялось управление общением учащихся науроке?

- В какие моменты урока наиболее кспешно формировались волевые качества школьников?

- Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия:

- подражание, эмпатия, рефлексия;

- умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.;

- умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия;

- способы управления общением между собой на уроке;

- особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.);

- педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

 

Примерная схема комплексного анализа урока

1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6.Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские; проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка проблемных вопросов, проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения.

17. Формирование специальных и общих умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. умение учащихся осуществлять логические операции.

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока.

21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...