Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерная схема психологического анализа урока
1. организация познавательной деятельности учащихся: как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? ( существуют разные виды мышления: активное, творческое, самостоятельное. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое не обязательно будет активным, самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются модели новых общественно ценных предметов). - Как учитель добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов? - Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение? - Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся? - Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического, смыслового запоминания проявились у школьников на уроке? - Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке? - Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)? 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений: - Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала? - На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.? - С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы? - Какого уровня понимания добился учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного. Проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов? - Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы. Обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформления работы? - Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом? 3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке: - Какие чувства детей появились на уроке? Чем они были вызваны? - Как осуществлялось управление общением учащихся науроке? - В какие моменты урока наиболее кспешно формировались волевые качества школьников? - Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся? 4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: - подражание, эмпатия, рефлексия; - умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; - умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; - способы управления общением между собой на уроке; - особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); - педагогический такт учителя; психологический климат в классе.
Примерная схема комплексного анализа урока 1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя). 2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку. 3. Организационные действия учителя (при необходимости). 4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока. 5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. 6.Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские; проблемное изложение). 7. Применение проблемных методов. 8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. 9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ. 10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития. 11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации. 12. Постановка проблемных вопросов, проблемных ситуаций, показ их разрешения. 13. Владение способами создания проблемных ситуаций. 14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы. 15. использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним. 16. Соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения. 17. Формирование специальных и общих умений учащихся. 18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения. 19. умение учащихся осуществлять логические операции. 20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока. 21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |