Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерная схема дидактического анализа урокаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Анализ современного урока Виды анализа современного урока[37] Краткий оценочный анализ –это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной. Воспитательной, развивающей задач и дающая оценку их реализации. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов урока, их целесообразность, обеспечивающей развитие познавательных способностей обучающихся. Структурно-временной анализ – оценка использования времени урока по каждому его этапу. Анализ воспитательной направленности урока – оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся. Комбинированный анализ – оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий ( реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.). Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа). Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще системы уроков).
Примерная схема полного анализа урока 1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние урока. 3. Организационная структура. - тип урока, его место в системе занятий по предмету; - четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся. 4. Содержание урока: - научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; - правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; - соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; - направленность материала на связь с жизнью. 5. Методическое обеспечение урока: использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке. 6. Методика проведения различных частей урока: - постановка познавательных задач перед учащимися; - проверка домашнего задания; - изложение новых знаний; - обобщение и закрепление учебного материала; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - приемы активизации познавательной деятельности школьников; - организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение; - применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.0; - учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода; - организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих), их место на уроке; - домашнее задание (способ задания, объем); - воспитывающее обучение на уроке; воспитание сознания и убеждений; трудовых, эстетических и физических качеств личности; культуры учебного труда учащихся; - внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности. 7. Поведение и деятельность учащихся на уроке: - порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания; - активность. Самостоятельность. Интерес к занятиям при разном уровне подготовленности; - сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока; - деятельность учащихся. Их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива; - отношение учащихся к учителю и друг к другу. 8. Характеристика деловых качеств учителя: - уровень научных знаний, подготовленность к уроку; - знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; - педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; - взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя. 9. Общие результаты урока: - выполнение плана урока; - достижение целей урока; - общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; - выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
Примерная схема структурного (поэтапного) анализа урока 1. Тип и структура урока: - тип. Структура урока, его место в системе уроков по теме; - тема, цели урока, дидактические задачи на отдельных этапах; - дозировка времени. 2. Содержание и методика повторения учебного материала: - полнота и глубина проверки; - методика повторения, дифференциация заданий; - охват учащихся проверкой, занятость класса; - объективность оценки, аргументация отметки. 3. Работа над новым учебным материалом: - требования программы; - научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного; - соответствие материала образовательным, развивающим, воспитательным задачам урока. 4. Методы обучения: - оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическим материалами; целесообразность их применения; - обоснованность применяемых методов; - активизация познавательной деятельности учащихся; - использование методов проблемного обучения; - сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; - самостоятельная работа учащихся; - методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала. 5. Усвоение нового материала: - отбор материала для формирования ЗУН; - самостоятельная работа при закреплении; - обратная связь- оценка ответов учащихся. 6. Задание на дом: - объем, характер материала, его посильность; - наличие и характер инструктажа; - дифференцированность задания. 7. Характер деятельности учителя: - уровень педагогических требований к работе учащихся к развитию их речи, мышления; - речь учителя, стиль поведения, взаимоотношения с учащимися. 8. Результаты урока: - подведение итога урока; - выполнение намеченного плана урока.
Примерная схема дидактического анализа урока 1. Своевременность явки учителя на урок. 2. Готовность к началу урока. 3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся. 4. Организация класса. 5. Подробный анализ проверки домашнего задания. 6. Методы и дидактические приемы, использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели. 7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение. 8. Качество знаний учащихся. 9. Способ активизации класса во время проверки знаний, умений и навыков. 10. Анализ поведения учащихся на данном этапе. 11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы; ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность. 12. Реализация учителем в ходе урока принципов дидактики. 13. использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. 14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока. 15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач. 16. педагогическое поведение учителя на уроке. 17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной формой работы. 18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины. 19. Самообладание и педагогический такт. 20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |