Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерная схема дидактического анализа урока




Анализ современного урока

Виды анализа современного урока[37]

Краткий оценочный анализ –это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной. Воспитательной, развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов урока, их целесообразность, обеспечивающей развитие познавательных способностей обучающихся.

Структурно-временной анализ – оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Анализ воспитательной направленности урока – оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.

Комбинированный анализ – оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий ( реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).

Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще системы уроков).

 

Примерная схема полного анализа урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние урока.

3. Организационная структура.

- тип урока, его место в системе занятий по предмету;

- четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Содержание урока:

- научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение;

- правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся;

- соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий;

- направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение урока: использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

6. Методика проведения различных частей урока:

- постановка познавательных задач перед учащимися;

- проверка домашнего задания;

- изложение новых знаний;

- обобщение и закрепление учебного материала;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков;

- приемы активизации познавательной деятельности школьников;

- организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

- применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.0;

- учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

- организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих), их место на уроке;

- домашнее задание (способ задания, объем);

- воспитывающее обучение на уроке; воспитание сознания и убеждений; трудовых, эстетических и физических качеств личности; культуры учебного труда учащихся;

- внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

- порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

- активность. Самостоятельность. Интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;

- сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

- деятельность учащихся. Их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

- отношение учащихся к учителю и друг к другу.

8. Характеристика деловых качеств учителя:

- уровень научных знаний, подготовленность к уроку;

- знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке;

- педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;

- взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

9. Общие результаты урока:

- выполнение плана урока;

- достижение целей урока;

- общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество;

- выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

 

Примерная схема структурного (поэтапного) анализа урока

1. Тип и структура урока:

- тип. Структура урока, его место в системе уроков по теме;

- тема, цели урока, дидактические задачи на отдельных этапах;

- дозировка времени.

2. Содержание и методика повторения учебного материала:

- полнота и глубина проверки;

- методика повторения, дифференциация заданий;

- охват учащихся проверкой, занятость класса;

- объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

- требования программы;

- научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;

- соответствие материала образовательным, развивающим, воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

- оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическим материалами; целесообразность их применения;

- обоснованность применяемых методов;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- использование методов проблемного обучения;

- сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;

- самостоятельная работа учащихся;

- методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

- отбор материала для формирования ЗУН;

- самостоятельная работа при закреплении;

- обратная связь- оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

- объем, характер материала, его посильность;

- наличие и характер инструктажа;

- дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

- уровень педагогических требований к работе учащихся к развитию их речи, мышления;

- речь учителя, стиль поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

- подведение итога урока;

- выполнение намеченного плана урока.

 

Примерная схема дидактического анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки домашнего задания.

6. Методы и дидактические приемы, использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Способ активизации класса во время проверки знаний, умений и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы; ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе урока принципов дидактики.

13. использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной формой работы.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 509.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...