Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание семинарских занятий




Занятие №1. Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории

Вопросы для обсуждения.

1. Основные цели и задачи дисциплины.

2. Структура дисциплины.

3. Обзор литературы по теории истории.

Методические указания

По первому вопросу студенты должны определить роль теории в исторической науке. Студенты должны освоить основную цель и задачи дисциплины.   

Второй вопрос посвящен анализу внутренной структуры дисциплины. Студент должен получить общую информацию по теории, историографии и методологии. Анализируется их логическая связь.

При обсудении третьего вопроса студент знакомится с учебниками, учебно-методическими, монографическими трудами по этой дисциплине. Преподаватель дает задание студентам проанализировать труды 100 известных историков. Также студентам дается задание составить глоссарий.

 

 

Занятие №2. История как дисциплина и историческая наука

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и определение истории.

2. Виды исторического сознания и уровни исторического знания.

3. Центры исторических исследовании.

4. Внутренняя структура исторической науки.

 

Методические рекомендации

Анализ первого вопроса следует начать с обсуждения многочисленных определении исторического знания и исторической науки. Затем рассмотреть определение, которого придерживаются большинство ученых.

Во втором вопросе необходимо проанализировать виды исторического сознания и пути формирования исторического сознания. Студенты должны высказать свои мнения по проблемам исторического образования. Взаимосвязь между историческим знанием и историческим сознанием.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с обзора центров исторических исследовании. Студенты должны расмотреть: краткую историю каждого научного учреждения, их достижени, вклад известных историков в казахскую историографию. 

Четвертый вопрос посвящен внутренной структуре исторической науки. Студенты должны доказать логическую связь между основными и специальными дисциплинами. Далее расматривается разделение основных исторических дисциплин, внутренняя связь, порядок изучения, роль истории среди гуманитарных наук. 

      

         

Занятие №3. Теоретические проблемы исторической науки

 

Вопросы для обсуждения:

1.Принципы историчес­кого познания

2.Функции исторической науки

3.Исторический факт

4.Историческая закономерность

5.Концепции исторического развития

 

Методические указания

Рассмотрение первого вопросатребует раскрытия понятия объекта познания ис­тории (М. Вебер, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Еро­феев, Э. Хобсбаум, Ф. Бро­деев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий). Провести анализ принципов исторического познания (принцип объективности, де­тер­минизма, историзма, системности).

Во втором вопросенеобходимо определить сущность исторических функций и проследить их взаимосвязь между собой (социальная функция, научно-познавательная функция, политико-идеологическая функ­ции, воспитатель­ная функция).

В третьем вопросестудент должен показать отношение к историческому факту уче­ных разных времен. Особое внимание уделить ХІХ веку – веку культа фактов (Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр). Изложить содержание видов историчсеких фактов.

При обсужеднии четвертого вопроса в первую очередь необходимо выявить сущность исторической закономерностии идею за­кономерности исторического процесса. Проанализировать советскую историографию о закономерностях развития челове­че­с­кого общества (М. А. Бер­г, Могильницкий).

 

 

Занятие №4. Философия исторической науки

Вопросы для обсуждения.

1. Направления истории философии

2. Императивы социальной динамики и глоболизация мировой истории

3. Интерпретации мировой истории в геополитики

 

Методические указания

    Обсуждение первого вопросаследует начать с определения связи философской науки с исторической наукой. Студенту необходимо выявить опо­средственное влияние философс­ких направлений на историческое исс­ледование (позитивизм, марксизм, неокантианство, структурализм). Проанализировать и обощить вклад философов в развитие теории философии истории (О. Конт, Г. Бокаль, В. Дильтей, Ф. де Соссюр).         

 

Занятие №5. Методы в историческом исследовании.

Вопросы для обсуждения.

    1. Общенаучные методы

    2.Специально-исторические методы

3. Конкретно-проблемные методы

4. Математические методы и компьютер в исторической науке

 

Методические указание

   Разбор первого вопроса необходимо начать со специфики применения общенаучных методов в исторических иссле­до­ваниях. Студент должен уметь классифицировать общенаучные методы. Определить содержание масштабных методов ( логический и истори­чес­кий методы, восхождение от конкрет­но­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный подход и сис­темный анализ). Раскрыть сущность методов выступающих в качестве конкретных познавательных средств (индукция, дедукция, анализ, синтез, моделиро­ва­ние, интуиция).

    При исследовании второго вопроса следует обратить внимание на роль специально-исторических методов в изложении исторического материала (историко-генетический, ретроспективный, синхронный, хро­нологический, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный).

    Обсуждение третьего вопросатребует от студентов раскрытия конкретно-проблемных или частных методов, направленных на изучениеконкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

    При изучении четвертого вопроса студент обязан обратить внимание на историюма­тематического метода. Рассмотреть исполь­зо­ва­ние математического метода московскими историками в 60-х годах. Выявить ме­тодику применения математического метода в исторических иссле­дова­ни­ях (математическое мо­де­лирование, формально-количест­венные модели, отражательно-измерительные методы). Необходимо раскрыть роль компьютера и его возможности в исторической науке. Определить цели международной ассоциации и его Казахстанского от­деления «Историк и компьютер».

 

 

Методические рекомендации по организации

Самостоятельной работы студентов под

Руководствам преподавателя.

    Самостоятельная работа проводится в виде аудиторного занятия и яв­ляется одной из фо­рм учебной работы студентов. СРСП решает две зада­чи логически свя­зан­ные друг с другом.

    Данная дисциплина является теоретическии и многие ее проблемы сла­бо разработаны. Корпус источников и специальной литературы в биб­лиотеке института крайне скудны. По­э­тому СРСП носит консульта­тив­ную функцию. На аудиторных занятиях препода­ва­тель помогает студентом в освоении особо сложных тем дисциплины. Во-вторых, пре­по­до­ва­тель преднамеренно исключает из лекционного занятия некоторые те­мы, по кото­рым имеются достаточное количество литературы. Вторая фун­кция СРСП – контроли­рую­щая. Преподаватель активно работает с от­с­тающими или со студентами пропустив­ши­ми лекционных и семинарских за­нятии.

 

Тема 1. Что такое история?

(занятия проводятся в форме круглого стола)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Термины и проблемы

2. Историческое сознание и историческая память

3. Историческая память о прошлых событиях 

4. Историческая память и исторический факт

5. Историческая память и наука истории

6. Точность и объективность исторического знания

7. Историческая наука о единичных и неповторяющихся событиях

8. История и социальная теория

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...