Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание семинарских занятий
Занятие №1. Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории Вопросы для обсуждения. 1. Основные цели и задачи дисциплины. 2. Структура дисциплины. 3. Обзор литературы по теории истории. Методические указания По первому вопросу студенты должны определить роль теории в исторической науке. Студенты должны освоить основную цель и задачи дисциплины. Второй вопрос посвящен анализу внутренной структуры дисциплины. Студент должен получить общую информацию по теории, историографии и методологии. Анализируется их логическая связь. При обсудении третьего вопроса студент знакомится с учебниками, учебно-методическими, монографическими трудами по этой дисциплине. Преподаватель дает задание студентам проанализировать труды 100 известных историков. Также студентам дается задание составить глоссарий.
Занятие №2. История как дисциплина и историческая наука Вопросы для обсуждения 1. Понятие и определение истории. 2. Виды исторического сознания и уровни исторического знания. 3. Центры исторических исследовании. 4. Внутренняя структура исторической науки.
Методические рекомендации Анализ первого вопроса следует начать с обсуждения многочисленных определении исторического знания и исторической науки. Затем рассмотреть определение, которого придерживаются большинство ученых. Во втором вопросе необходимо проанализировать виды исторического сознания и пути формирования исторического сознания. Студенты должны высказать свои мнения по проблемам исторического образования. Взаимосвязь между историческим знанием и историческим сознанием. Рассмотрение третьего вопроса начинается с обзора центров исторических исследовании. Студенты должны расмотреть: краткую историю каждого научного учреждения, их достижени, вклад известных историков в казахскую историографию. Четвертый вопрос посвящен внутренной структуре исторической науки. Студенты должны доказать логическую связь между основными и специальными дисциплинами. Далее расматривается разделение основных исторических дисциплин, внутренняя связь, порядок изучения, роль истории среди гуманитарных наук.
Занятие №3. Теоретические проблемы исторической науки
Вопросы для обсуждения: 1.Принципы исторического познания 2.Функции исторической науки 3.Исторический факт 4.Историческая закономерность 5.Концепции исторического развития
Методические указания Рассмотрение первого вопросатребует раскрытия понятия объекта познания истории (М. Вебер, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Ерофеев, Э. Хобсбаум, Ф. Бродеев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий). Провести анализ принципов исторического познания (принцип объективности, детерминизма, историзма, системности). Во втором вопросенеобходимо определить сущность исторических функций и проследить их взаимосвязь между собой (социальная функция, научно-познавательная функция, политико-идеологическая функции, воспитательная функция). В третьем вопросестудент должен показать отношение к историческому факту ученых разных времен. Особое внимание уделить ХІХ веку – веку культа фактов (Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр). Изложить содержание видов историчсеких фактов. При обсужеднии четвертого вопроса в первую очередь необходимо выявить сущность исторической закономерностии идею закономерности исторического процесса. Проанализировать советскую историографию о закономерностях развития человеческого общества (М. А. Берг, Могильницкий).
Занятие №4. Философия исторической науки Вопросы для обсуждения. 1. Направления истории философии 2. Императивы социальной динамики и глоболизация мировой истории 3. Интерпретации мировой истории в геополитики
Методические указания Обсуждение первого вопросаследует начать с определения связи философской науки с исторической наукой. Студенту необходимо выявить опосредственное влияние философских направлений на историческое исследование (позитивизм, марксизм, неокантианство, структурализм). Проанализировать и обощить вклад философов в развитие теории философии истории (О. Конт, Г. Бокаль, В. Дильтей, Ф. де Соссюр).
Занятие №5. Методы в историческом исследовании. Вопросы для обсуждения. 1. Общенаучные методы 2.Специально-исторические методы 3. Конкретно-проблемные методы 4. Математические методы и компьютер в исторической науке
Методические указание Разбор первого вопроса необходимо начать со специфики применения общенаучных методов в исторических исследованиях. Студент должен уметь классифицировать общенаучные методы. Определить содержание масштабных методов ( логический и исторический методы, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный подход и системный анализ). Раскрыть сущность методов выступающих в качестве конкретных познавательных средств (индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, интуиция). При исследовании второго вопроса следует обратить внимание на роль специально-исторических методов в изложении исторического материала (историко-генетический, ретроспективный, синхронный, хронологический, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный). Обсуждение третьего вопросатребует от студентов раскрытия конкретно-проблемных или частных методов, направленных на изучениеконкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности. При изучении четвертого вопроса студент обязан обратить внимание на историюматематического метода. Рассмотреть использование математического метода московскими историками в 60-х годах. Выявить методику применения математического метода в исторических исследованиях (математическое моделирование, формально-количественные модели, отражательно-измерительные методы). Необходимо раскрыть роль компьютера и его возможности в исторической науке. Определить цели международной ассоциации и его Казахстанского отделения «Историк и компьютер».
Методические рекомендации по организации Самостоятельной работы студентов под Руководствам преподавателя. Самостоятельная работа проводится в виде аудиторного занятия и является одной из форм учебной работы студентов. СРСП решает две задачи логически связанные друг с другом. Данная дисциплина является теоретическии и многие ее проблемы слабо разработаны. Корпус источников и специальной литературы в библиотеке института крайне скудны. Поэтому СРСП носит консультативную функцию. На аудиторных занятиях преподаватель помогает студентом в освоении особо сложных тем дисциплины. Во-вторых, преподователь преднамеренно исключает из лекционного занятия некоторые темы, по которым имеются достаточное количество литературы. Вторая функция СРСП – контролирующая. Преподаватель активно работает с отстающими или со студентами пропустившими лекционных и семинарских занятии.
Тема 1. Что такое история? (занятия проводятся в форме круглого стола)
Вопросы для обсуждения: 1. Термины и проблемы 2. Историческое сознание и историческая память 3. Историческая память о прошлых событиях 4. Историческая память и исторический факт 5. Историческая память и наука истории 6. Точность и объективность исторического знания 7. Историческая наука о единичных и неповторяющихся событиях 8. История и социальная теория
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |