Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия семиотики. Виды и свойства знаковых культур.




Семиотика:

Появление семиотики было предсказано Ф. де Соссюром, применившим термин «семиология».

Семиотика — это наука об общих свойствах знаков и знаковых систем. Лингвистика входит в семиотику, а семиотика —в лингвистику. Какой-то круг лингвисти­ческих и семиотических задач переплетается.

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своим собеседником информацией. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определенных смысловых содержаний (значений).

Знак существует для того , чтобы по его средствам назвать, обозначить денотант, то есть выделенный сознанием предмет , действие, состояние и многое другое.

Свойства знаков:

1. Свойство перцептивности: знак должен быть доступен восприятию со стороны адресата.

2. Свойство информативности: знак должен нести смысловую информацию об объекте

3.  Изменяемость и неизменяемость знака:

- может меняться означающее при сохранении означаемого

- может меняться означаемое при сохранении означающего

- может происходить ухудшение и улучшение значения

  4. Материальная и идеальная сущность: материально-означающее, идеально означающее. Отсюда идет произвольность знака: отношение означающего и означаемого.

Виды знаковых систем:

 Под знаковой системой понимается набор знаков - одного типа или же нескольких типов вместе с системой правил, регулирующих сочетаемость знаков при создании семиотического текста.

Возможны различные классификации знаковых систем с точки зрения их строения, в частности, в зависимости от используемых типов знаков. Остановимся здесь лишь на разделении знаковых систем по функции их употребления. Знаковые системы могут быть коммуникативными (естественные языки, искусственные языки, разные виды искусства, игры) или же некоммуникативными (восприятие, группа нормативных систем типа юридических знаков, этических норм и т.д.).

Знаковые системы можно разделить на информационные и неинформационные. Примером неинформационной, но коммуникативной системы являются игры (например, шахматы).

Можно также говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных.

Люди располагают, помимо звуквого языка как основной коммуникаивной системы, жестикуляцией, мимикой и т.д.. В распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так и искусственные, созданные людьми коммуникативные системы (письмо, сигнализация, светофор, системы символов в логике, математике, физике, химии, технике и т.д).

 

Понятие картины мира. Языковая и концептуальная картина мира.

Мир познается только с помощью языка. Понятие «картина мира» возникает впервые в физике. Это некий целостный глобальный образ мира, который складывается в сознании человека в результате различных контактов в мире (жизни).

Понятие картины мира:

- Детская и взрослая

- Нормального человека и психопотологического человека

- Архаическая и современная

- Философская и религиозная

- Концептуальная и языковая

Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Эта система в разных науках имеет свое название (картина мира, концептуальная система мира, модель мира, образ мира) и рассматривается в разных аспектах.

Понятие "картина мира" относится к числу фундаментальных, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире.

Понятие "концептуальная картина мира" изучает способы фиксации мыслительного содержания средствами языка. На основе языка формируется языковая картина мира.

По мнению Э.Д.Сулейменовой, важнейшим свойством картины мира она считает целостность, а элементом - смысл, характеризующийся инвариантностью, актуальностью, субъективностью, неполной экспликацией, недоступностью полному восприятию, континуальностью, динамичностью (Сулейменова 1989: 47). Наряду с целостностью, автор отмечает такие характеристики картины мира, как космологическая ориентированность (глобальность образа мира), внутренняя безусловная достоверность для субъектов, стабильность и динамичность, наглядность, конкретность облика элементов (Там же).

Картина мира представляет собой чрезвычайно сложное явление; она вариативна, изменчива. Одновременно в ней есть константы, присущие каждому индивиду, обеспечивающие взаимопонимание людей.

В структуре языка отражаются отношения между предметами и явлениями материального мира, которые существуют независимо от сознания человека и независимо от его общественных потребностей.

Таким образом, знаковость, отражательный характер являются универсальными и для всех языков, что, впрочем, не исключает специфичность каждого из них.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...