Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отождествление категорий языка и мышления




Для античности, средневековья и вплоть до XVIII века характерен логический подход к данной проблеме Демокрит, Гераклит, Платон, Аристотель, Грамматика Пор-Рояль):

- Мышление – категория более высокого порядка, чем язык;

- Лингвистика – часть философии (логики);

- Логика и грамматика отождествляются: логика отражает истинное познание

(т. е. познание соответствует реальности), а грамматика передает истину словами;

 - Языковые категории прямо соотносятся с категориями мышления (слова тождественны понятиям, предложения – суждениям и умозаключениям);

- Логические понятия, лежащие в основе понятий грамматических, универсальны, присущи всем языкам;

- Так как язык поддается логическому, рациональному объяснению, его можно познать, изучить.

 

Критика логицизма: акцент на несовпадении языка и мышления.

В XIX веке в лингвистике сложилось психологическое направление (Х. Штейнталь, В. Вундт, А. А. Потебня), которое в противовес логицизму выдвинуло следующие положения:

- язык и мышление взаимосвязаны, но представляют собой разные сущности;

- нет однозначного соответствия между категориями языка и мышления (понятие может выражаться не только словом, но и словосочетанием, грамматическая категория имени существительного обозначает не только предмет, но также качество и процесс, структура суждения и предложения не всегда совпадают);

- язык – не столько средство выражения готовой мысли, сколько средство ее создания.

Язык предопределяет особенности нашего мышление.

Мысль о том, что язык ограничивает мышление восходит к Вильгельму фон Гумбольдту (кон. XVIII – нач. XIX в.), который полагал, что язык и мышление сосуществуют в постоянном единстве и борьбе. С одной стороны, ясность мысли достигается только в языке. С другой, язык стесняет, ограничивает мышление, так как, усваивая или употребляя слово, за которым стоит определенное понятие, мы привязываем себя к тому или иному восприятию объекта. Такое противоречие полезно, потому что ведет к развитию и уточнению языка.

Данные положения В. фон Гумбольдта в XX веке были развиты неогумбольдтианцами, разработавшими теорию лингвистической относительности (Гипотеза Сепира – Уорфа).

Суть данной теории сводится к следующим постулатам:

- характер познания зависит от того, на каком языке мы говорим;

- люди по-разному мыслят о мире, так как говорят на разных языках;

- язык обладает “тиранической властью” над нашей ориентацией в мире;

- язык – это сила, творящая действительность.

Признание диалектической взаимосвязи языка и мышления.

Современная лингвистика рассматривает язык и мышление в их взаимосвязи, не отождествляя их:

- мышление может быть вербальным (оперирует наглядно-чувств. образами) и невербальным. Вербальное мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, имеющими непосредственный выход в язык, а невербальное мышление - наглядно-чувственными образами, которые напрямую не связаны со словом;

- язык связан со всей психической деятельностью человека, то есть не только с мыслью, но и с чувствами и волей;

- общие законы мышления универсальны и не зависят от национально-культурной принадлежности (ср. с гипотезой Сепира – Уорфа). Различны лишь языковые средства выражения понятий в языках (русск. рука – англ. hand/arm).

 

+ Современные исследования проблемы Я и М переносятся из лингвофилософии в плоскость других – нередко более частных – проблем (или же изучаются в рамках новых лингв. и нелинг. дисциплин: нейролингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, зоопсихологии – о последнем см. вводную лекцию об уникальности чел языка эта проблема у Резниковой «Интеллект и язык»):

- соотношение концептуальной картины мира и языковой картины мира (Кубрякова, Телия, Степанов, Уфимцева и др.);

- понятие языковой личности (Караулов);

- соотношение концептуальных категорий и языковых категорий (когн Л-ка – западная (Лэнекер, Талми) и отеч: Кубрякова, Болдырев);

- привнесение культурологической составляющей (семиотическая лингвокультурология – Лотман, Степанов),

- прагматической составляющей (Спербер и Уилсон, Левинсон)

+ Нейролингвистика.

Нейролингвистика исследует проблему языка и мышления в контексте связи между языковой способностью и строением и функционированием человеческого мозга.

Данная область лингвистики пытается ответить на следующие вопросы: В каких участках мозга хранится языковая способность человека? Как функционирует нервная система в процессе речевой деятельности? Существует ли специализация различных участков мозга относительно фонологии, синтаксиса, семантики?

До недавнего времени нейролингвистика была вынуждена опираться на данные, полученные в результате исследований людей с различными нарушениями мозговой деятельности. Результатом тех или иных травм мозга в большинстве случаев являются речевые нарушения – афазии (или дисфазии).

Исследование афазий показало, что языковая способность возникает в результате координированной деятельности левого и правого полушарий головного мозга: левое полушарие отвечает за грамматическую правильность и связность речи, а также за усвоение абстрактной лексики, правое – за способность выделять в окружающем мире отдельные предметы и ассоциировать с ними слова, а также выражать эмоции с помощью языка.

Левое полушарие наиболее значимо для порождения и восприятия речи. Здесь расположены зона Брока (по имени французского хирурга XIX века Поля Брока), которая отвечает за артикуляцию и способность строить грамматически правильные предложения, и зона Вернике (Карл Вернике – немецкий исследователь XIX века), обеспечивающая понимание устной речи, чтение и доступ к словарю. Если травмирована зона Брока, то речь становится медленной и грамматически неправильной, но остается связной. Человек, страдающий афазией Вернике, говорит очень быстро и грамматически правильно, но речь его становится бессмысленной. Обе зоны взаимосвязаны: при говорении зона Вернике «подбирает» слова из словарного запаса и «отсылает» их в зону Брока, которая оформляет их грамматически и обеспечивает их произнесение.

Современные методы исследования (томография головного мозга), позволяющие изучать деятельность здоровых людей, подтвердили наличие зон, которые отвечают за различные речевые функции.

Однако даже самые сложные методы исследования мозга лишь фиксируют активность тех или иных участков мозга при выполнении различных языковых задач. Нейролингвисты еще не дали исчерпывающих ответов на вопросы о том, каким образом человеческий мозг воспринимает, хранит и обрабатывает информацию на языке, как возникла языковая способность, как кодируется в мозге синтаксис или значения слов, и многие другие.

Психолингвистика.

Психолингвистика – это экспериментальная наука о речевой деятельности, которая изучает проблему языка и мышления с точки зрения психических механизмов, лежащих в основе речевых процессов.

Центральный вопрос психолингвистики: что происходит в нашем сознании, когда мы порождаем и воспринимаем речь?

Здесь разработаны разнообразные методы изучения речевого поведения людей. Это различные эксперименты, которые позволяют понять, что происходит в глубинах нашего сознания в ходе речевой деятельности.

К ним относятся, например, ассоциативные эксперименты для изучения ментального лексикона или того, в какие группы объединяются слова в нашем сознании. Оказывается, слова хранятся в нашем сознании не изолированно, они вступают в многочисленные ассоциативные связи друг с другом: по сходству звучания, написания, значения, принадлежности к грамматическому классу, по жизненному опыту и так далее. Также проводятся эксперименты по методу субъективного шкалирования (например, испытуемых просят расположить слова на шкале по степени их оскорбительности – от очень грубых, нейтральных к положительным); по методу восстановления пропусков в контексте (заполнить недостающую реплику – для выяснения наиболее типичных моделей речевого поведения).

Очень интересны исследования оговорок или спунеризмов (spoonerisms), названных по имени Уильяма Спунера – оксфордского священника, чьи проповеди и лекции были знамениты забавными оговорками: “You have hissed all my mystery lessons and tasted the whole worm” вместо “You have missed all my history lessons and wasted the whole term”. Психолингвисты считают, что подобная перестановка согласных возможна только в том случае, если непосредственному проговариванию предшествует этап внутреннего планирования речи, на котором программируются грамматико-синтаксическая структура высказывания, выбор слов, выбор звуков.

Когнитивная лингвистика.

Когнитивная лингвистика (от лат. cognitio – «познание») исходит из того, что язык является наглядным внешним проявлением познавательной деятельности человека. Следовательно, изучить мыслительные процессы можно путем исследования языковых единиц. Так как познание – это, прежде всего, приобретение и накопление знаний, то проблема соотношения языка и мышления предстает в новом ракурсе: какие структуры знаний находятся в основе значения языковых единиц?

К таким структурам знаний относятся концепты и их объединения - категории, которые организуют, классифицируют опыт и лежат в основе концептуальной картины мира.

Свойства категорий:

1) расплывчатость, нечеткий характер границ между категориями и концептами (богатство и бедность, теплый и холодный);

2) наличие внутренней структуры у категорий, которые состоят из ядра и периферии. Ядро – это наиболее типичные представители данной категории объектов (прототипы), в периферийной зоне располагаются менее типичные представители. Так, ядром категории птица являются обычно воробей или голубь, в то время как пингвин или страус будут отнесены скорее к периферии[1].

Концепты объединяются в когнитивные модели: устойчивые сочетания концептов, относящиеся к стереотипным ситуациям (разговор в ресторане, покупка, свадьба). Когнитивная модель «пляж» включает в себя такие концепты как купание, загар, замок из песка, прогулка, пикник, купальник и др. Часто один концепт активизирует в нашем сознании все остальные. К когнитивным моделям относятся фреймы и сценарии. Если фрейм - это статичный набор концептов, то сценарий - определенная последовательность событий во времени. Фрейм [ПОЛЕТ В САМОЛЕТЕ] представляет собой набор концептов пилот, стюардесса, ремни безопасности и др.; соответствующий сценарий может быть представлен в виде следующей последовательности: приезд в аэропорт, регистрация багажа, таможня, сесть на место, пристегнуть ремни, взлет, еда, фильмы…посадка;

Концепты связаны различными ассоциациями:

по сходству – концептуальные метафоры: явление, когда один концепт понимается через другой концепт, выражается с помощью другого концепта (ПОВЕДЕНИЕ как ИГРА, СПОР как ВОЙНА, ЖИЗНЬ как ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ);

по смежности – концептуальная метонимия: связь между концептами в пределах одной когнитивной модели (часть/целое, причина/следствие и т.д. – см. 3.4).

 Концептуальные метафоры и метонимии рассматриваются здесь не как стилистический прием, а как глубинные мыслительные процессы, которые классифицируют мир вокруг нас. Так, концептуальная метафора как сравнение есть мысленное объединение совершенно разных областей реального мира, а метонимия – это мысленное замещение одного объекта другим, близким ему объектом[2].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...