Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ЗАМАЧИВАНИИ
Механизмы проникновения воды в зерно приведены в табл. 11. При замачивании зерна создается разность между концентрацией воды внутри зерна и концентрацией воды, окружающей зерно, вследствие чего вода начинает проникать через оболочку внутрь клеток. Вода диффундирует в зерно по тонким капиллярам — трахеидам зародышевой части, не покрытой мякинной оболочкой. Мякинная оболочка в начале замачивания непроницаема для воды. Плодовая и семенная оболочки являются полупроницаемыми. При этом в зерно вместе с водой проникают и содержащиеся в ней недиссоциированные молекулы 11. Физико-химические механизмы движения воды и растворенных в ней веществ в биологических системах
многих кислот и щелочей. Оболочки плохо пропускают свободные ионы Н+ и ОН~, оксиды органических кислот. Проницаемость оболочек зерна для различных солей зависит от концентрации солей в отдельных клетках, рН среды и явлений, свойственных полупроницаемым оболочкам, — осмо-диффузии, ультрафильтрации. На проницаемости оболочек основано использование стимуляторов и ингибиторов прорастания зерна в процессе замачивания. Таковыми являются пероксид водорода, перманганат калия, хлорид марганца, хлорное железо, цитоли-тические ферменты, смесь суперфосфата и серной кислоты, экстракты некоторых растений и т. п. В процессе замачивания мякинная оболочка после частичного растворения пропитывающих ее веществ становится проницаемой для воды. Проникающая в зерно вода адсорбируется высокомолекулярными веществами эндосперма и зародыша. Белковые соединения могут поглощать до 180 % воды, крахмал —до 70 %, целлюлоза — до 30 % в расчете на сухое вещество. Эти вещества в зерне находятся в виде высохших коллоидных студней и поэтому обладают значительной водопоглощающей способностью. Повышение температуры воды приводит к возрастанию степени набухания этих органических коллоидов и увеличению скорости диффузии воды в зерно. Вследствие активного поглощения воды, набухания коллоидов и создания высокого осмотического давления внутри клеток, обусловливаемого растворимыми внутриклеточными веществами, объем зерна при замачивании увеличивается в среднем на 45 %. Распределяется вода в зерне неравномерно: у основания влажность составляет 47 %, в середине — 38, у верхушки — 39, в зародыше — от 68 до 75 %. Благодаря воздушным прослойкам, капиллярным каналам и пустотам, преобладанию в составе зародыша особо гидрофильных белковых веществ его поверхностный слой также имеет более высокую влажность, чем центральный. Эндосперм зерна ячменя отличается от других структур слабой капиллярностью и межмолекулярной диффузией, поэтому имеет влажность гораздо меньшую, чем зародыш. В начале замачивания зерно поглощает воду быстро, а затем медленно: влажность составляет через 2ч 29%, через 6ч — 32,8, через 12ч — 35,8, через 18ч — 37,2, через 24 ч — 38,8, через 48 ч — 42,5 %. Благодаря высокой влажности зерна некоторые его составные части (сахара, пентозаны, азотистые и минеральные вещества) переходят в растворимое состояние и частично диффундируют в замочную воду. Однако если ячмень перезамочен, то семенная оболочка его структурно разрушается, утрачивает свойство полупроницаемости и из замочной воды к зародышу поступают соли, что приводит к гибели зародыша. Вместе с тем эти соли могут вступать также в реакции с органическими веществами оболочки зерна и влиять на их растворимость. К примеру, ионы кальция воды, взаимодействуя с полифенолами оболочки зерна, образуют плохо растворимые соли, которые благодаря своей коллоидной структуре покрывают пленкой зерно и затрудняют проникновение в него воды. Результаты замачивания зерна ячменя проявляются в следующем. Замачивание вызывает в первую очередь оживление в нем зародыша, который для своей жизнедеятельности использует сначала растворимые и усвояемые питательные вещества. В щитке зерна активизируются гидролитические ферменты, из щитка они диффундируют в эндосперм, где начинают катализировать гидролиз части высокомолекулярных веществ и превращают их в растворимые соединения. В щитке, а затем в зародыше появляются зерна крахмала. Уже в первые 6-12ч замачивания щиток становится активным к обмену веществ, но он еще не способен производить гидролитические ферменты. Образованию ферментов многократно способствуют стимуляторы роста — гиббереллины, которые попадают из корневой системы в зародыш, а затем к алейроновому слою. С поглощением воды зародыш начинает потреблять накопленные в нем сахара еще до того, как соответствующие ферменты поступят в эндосперм и путем гидролиза дадут новые порции питательных веществ зародышу через щиток. В последнем адсорбируются резервные вещества эндосперма. Параллельно с увеличением влажности зерна возрастает активность амилаз, рибонуклеазы и фосфатазы, расщепляющихся затем вследствие недостатка кислорода как в зародыше, так и в эндосперме. Таким образом, вегетационная, поглощенная при замачивании вода в зерне растворяет питательные для зародыша вещества и обеспечивает переход ферментов эндосперма в активное состояние. Питательные вещества из эндосперма диффундируют в зародыш, где расходуются на дыхание и синтез новых высокомолекулярных соединений в тканях корешков и зародышевого листка. В зародыше активизируется обмен веществ, и зерно ячменя начинает прорастать, что сопровождается усилением интенсивности дыхания. Источником энергии, необходимой для поддержания жизни зародыша и обмена веществ, является окисление Сахаров. Потребление сахара зародышем, как и другим организмом, происходит либо аэробным путем — через дыхание, либо анаэробным — путем брожения. По сравнению с дыханием брожение — процесс, энергетически значительно менее выгодный, поскольку для получения одного и того же количества энергии при брожении расходуется значительно больше сахара, чем при дыхании. 27 ПРОРАЩИВАНИЕ ЯЧМЕНЯ Целью солодоращения является накопление в зерне гидролитических ферментов в свободном состоянии в количествах, необходимых для перевода нерастворимых веществ зерна в растворимые и достижения такого состояния структуры зерна, при котором в благоприятных условиях значительно облегчилось бы действие ферментов на высокомолекулярные соединения зерна. Это состояние зерна называется растворением и характеризуется разрыхлением эндосперма. В природе процессы, близкие к искусственному солодоращению, происходят с любым зерном в начале образования из него растения: когда начинают развиваться зачаточные органы зародыша — зародышевый листок и зародышевые корешки. Замачивание обеспечивает подвод к зерну необходимого количества влаги для зарождения в нем обмена веществ. В зародыше и ближайшей к нему области зерна находится сравнительно небольшой запас веществ, необходимых для обменных процессов. Это сахаpa, аминокислоты, полипептиды, различные минеральные вещества, которые растворяются в поступившей в зерно воде и путем диффузии через щиток проникают к зародышу, обеспечивая на первое время его питание. Но для развития дальнейших процессов витания и роста зерна требуется постоянный подвод к зародышу новых количеств низкомолекулярных соединений. Поступившая вода усиливает гидратацию веществ зерна, создавая тем самым благоприятные условия для процессов гидролиза высокомолекулярных соединений: полисахаридов, белков и др. А гидролиз этих соединений осуществляют уже непосредственно ферменты, которые также благодаря наличию воды образуются и начинают проявлять свою активность. 4.2.1. МЕХАНИЗМ АКТИВАЦИИ И СИНТЕЗА ФЕРМЕНТОВ ' В созревших зернах большая часть содержащихся ферментов ад-сорбирована протоплазменными структурами клеток и находится поэтому в неактивном состоянии, например в-амилаза. В процессе солодоращения в насыщенном водой зерне наряду с активацией уже имеющихся ферментов происходит и их новообразование, т. е. синтез. При проращивании образуются а-амилаза, протеазы, гемиллюлазы, предельная декстриназа и др. Условия стадии благоприятны для того, чтобы все группы ферментов ячменя с первого этапа их образования или активации начинали взаимодействовать с соответствующими субстратами эндосперма зерна. Накапливающиеся протеазы постепенно растворяют белковую оболочку крахмалсодержащих клеток, которая состоит преимущественно из белка глютелина. Освобождаются гемицеллюлозные составляющие стенок клеток для воздействия цитолитических ферментов, открывается доступ для действия амилолитических ферментов на крахмальные зерна. Амилолизу крахмала эндосперма способствует также действие протеолитических ферментов, расщепляющих белковую матрицу, в которую «уложены» зерна крахмала. Рассмотрим общий механизм образования ферментов при проращивании (рис. 11). : Основную роль в образовании ферментов зерна играют гормоноподобные вещества. В небольшом количестве они имеются в щитке ячменя, а при проращивании число таких соединений значительно увеличивается путем синтеза. Продуцентом гормонов и других биоактиваторов является зародыш, откуда они поступают в щиток, где накапливаются. Часть ферментов образуется также и в зародыше, но гораздо меньшая, чем в эндосперме зерна. Из щитка гормоны во время роста зерна диффундируют в прилегающие клетки алейронового слоя и дают толчок к синтезу ряда гидролизующих ферментов: а-амилазы, эндо-р-глюканазы и некоторых других. Белок алейронового слоя подвергается наиболее сильному воздействию протеаз, и он поставляет основную часть растворимых азотистых соединений, в том числе и необходимых для синтеза ферментов. Из гормоноподобных веществ наибольшее значение имеют гибберелловая кислота и другие соединения этого типа. Они являются ростовыми факторами растений. Гиббереллины представляют собой группу соединений, весьма близких по строению к тетрациклическим карбо-новым кислотам. Они относятся к классу дитерпенов, обладающих высокой биологической активностью. В основе их структуры лежит тетракарбоциклическая система колец гиббана. В зависимости от природы функциональных групп, их расположения на этом структурном скелете различают гибберел-лины от А1 до А9. Гиббереллин А3, называемый также гибберелловой кислотой, является наиболее важным физиологически активным веществом этого ряда.
Под действием экзогенной гибберелловой кислоты клетки алейронового слоя начинают синтезировать и выделять некоторые гидролитические ферменты, в том числе а-амилазу. Роль эндогенных гиббереллинов (гормонов) и экзогенной гибберелловой кислоты в прорастающем ячмене одинакова: включение ранее недеятельного гена и повышение таким образом матричной активности ДНК. Это приводит к синтезу специфической информационной РНК, которая, в свою очередь, осуществляет синтез а-амилазы. Следовательнo, в основе физиологического действия гиббереллинов лежит их влияние на ферментные системы растений. Ферменты синтезируются при непосредственном участии нуклеиновых кислот, в которых закодирована генетическая информация об их структуре. Синтез происходит в субклеточных структурах—рибосомах, содержащихся в цитоплазме, митохондриях и Хлоропластах. Аминокислоты для синтеза ферментов появляются двумя путями: за счет образования из неорганических азотистых со-единений нитратов и аммиака и за счет продуктов протеолитичес-кого распада белков при проращивании. Таким образом, с одной стороны, алейроновый слой является источником образования новых ферментов, а с другой — местом приложения действия гиббереллинов. Для проявления активности гиббереллинов и ферментов необходимы определенные условия внешней среды: влажность, температура, рН, наличие кислорода, продолжительность проращивания. Технология солодоращения предусматривает оптимальные сочетания этих факторов. Целый ряд ферментов, таких, как некоторые протеазы, в-амилаза, есть в ячмене, и при проращивании они резко увеличивают свою активность. Рассмотрим механизм активации ферментов на примере в-амилазы. В исходном ячмене Р-амилаза находится в эн-Дрсперме, где прочно связана с белковыми веществами дисуль-фидными мостиками, поэтому практически неактивна. При проращивании создаются благоприятные условия для проявления активности протеолитических ферментов ячменя. Протеазы достаточно активно гидролизуют белки, связывающие р-амилазу, и освобождают ее. Замечено, что повышение активности протеаз при солодоращении связано с накоплением в зародыше значительного количества глютатиона. А как известно, глютатион является активатором ферментов, которые содержат в своем активном центре сульфгид-рильную и дисульфидную группы. Протеазы, как правило, относятся именно к таким ферментам. Механизм активации тиоловых протеаз через глютатион заключается в следующем. Благодаря наличию в структуре сульфгидрильной группы глютатион обладает сильными восстанавливающими свойствами. Две молекулы глютатиона, отдавая два атома водорода от сульфгидрильных групп, соединяются одна с другой при помощи дисульфидной связи, т. е. восстановленная форма глютатиона превращается в окисленную, а два атома водорода идут на активацию активного центра ферментов Е по схеме При этом неактивная окисленная форма фермента превращается в восстановленную активную. Все эти взаимодействия являются обратимыми, поэтому в ферментах такого типа всегда существует равновесная система, состоящая из восстановленной и окисленной форм. В процессе солодоращения участвуют четыре группы гидролитических ферментов: протеолитические ферменты, расщепляющие высокомолекулярные азотистые вещества (протеазы); цитолитические ферменты, гидролизующие некрахмалистые полисахариды (цитазы); амилолитические ферменты, расщепляющие крахмал (амилазы); липолитические ферменты, расщепляющие жиры (липазы). 37 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |