Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение, цель и задачи физической культуры студентов
В средние специальные и высшие учебные заведения поступают юноши! и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие 9 или II классов школы. Профес-1 сионалъно-техническое образование осуществляют средние специальные учеб-' ные заведения (ССУЗы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища. Высшее образование осуществляют высшие учебные заведения (ВУЗы), к числу которых относятся: институты, академии, университеты. Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юношескому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится до 35-ти лет. При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению. Физическая культура как учебная дисциплина является частью гуманитарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры. ЦЕЛЬучебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ: - сохранение и укрепление здоровья студентов; - повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности; - воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни; - овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями; - приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры; - обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии; - совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д. Физическая культура студентов выступает как интегральное качество их личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования. Многочисленными исследованиями установлено, что у студентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается здоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия. Среди них много настойчивых, решительных людей, способных повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени, чем другим, присущи чувство долга, добросовестность, собранность, они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства и напряжения. Они свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаётся осуществлять самоконтроль.
78. Структура физической культуры студентов В основах законодательства РФ физическая культура студенческой молодежи определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физической культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений. В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: • либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV курсах - по 2 часа: • либо: по 4 часа в неделю на 1, II, III курсах, Структура физической культуры студентоввключает три относительно самостоятельных блока: • физическое воспитание; • студенческий спорт; • активный досуг. Свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания. Программа физического воспитания студентов предусматривает наличие теоретического, методического и практического разделов, которые представлены тремя видами занятий: 1) теоретические занятия, направленные на формирование теоретических знаний в сфере физической культуры; 2) .методика-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических результатов; 3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов. Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия. Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности студентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу занятий какими-либо видами спорта или системами физических упражнений. Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации. Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, обще культурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие. Активный досуг - это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлсно взаимодействующие с биологическими запросами. Внеучебн^ые^самостоятелыгые) занятия могут реализовываться в форме: - выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; - занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; - самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; - участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях. Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-при клад ной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов,
79. Распределение студентов по учебным отделениям В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая культура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, когда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленности и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных_отдедения: основное, специальное, спортивное. Учебные отделения - это самостоятельные структурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое отделение имеет руководителя, преподавателей, рабочую программу, график прохождения учебного материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д. В основное учебное отделениезачисляются студенты, отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам здоровья. Эти студенты распределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объединять в отдельные группы ОФП и ППФП. Практический раздел программы основ^осо_учебного_отд_ел^ния строится с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных технологии в процесс физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных групп, курсов, факультетов, учебных заведений, районов, городов и т.д. В специальное учебное отделениезачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Специальные медицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (нозологии), пола, уровня функциональной тренированности. Студенты с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, отнесённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК), направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлинике или поликлиниках города по месту проживания. Освобождение студентов от занятий физической культурой может быть временным и только по заключению врача, Перевод студентов из групп специального учебного отделения в группы основного отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевод студентов из основного отделения в специальное
медицинское осуществляется в любое время учебного года по заключению врача. ЕТрактическии[раздел программы спецнаАЬ1шго^У1едидинскогр учебного отделения предполагает выбор средств, а также объёма и интенсивности нагрузки на основе результатов медико-биологической диагностики характера заболеваний и оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В частности; - в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии сердечнососудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов общеразвиваюших физических упражнений, дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, а также дыхательных упражнений; - в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной является целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия; - в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие упражнения локального и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки. В спортивное учебное отделениезачисляются студенты основной медицинской группы, которые имеют соответствующий уровень физического развития и физической подготовленности и желают углублённо заниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении. Студентам спортивного отделения на основании поданного ими заявления может быть предоставлено право заниматься в спортивных секциях за пределами вуза. В этом случае им разрешается не посещать только практические занятия при условии положительной динамики результатов зачётных нормативов, выполненных в сроки, установленные кафедрой. Практический раздел программы спортивного учебного отделения определяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использование комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её' успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физическойкультуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: Л теоретике-методической подготовленности; 2) обшей физической и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированное™ профессионально значимых умений и навыков. Овладение практическим учебным материалом проверяется путём выполнения студентами контрольных нормативов. К выполнению нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия (не менее 70% от общего количества практических занятий) и получившие необходимую физическую подготовку. Теоретическая подготдв_ка^ оценивается по уровню специальных знаний позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры для поддержания высокого уровня работоспособности и творческой активности, а также самостоятельно оценивать влияние различных форм занятий на организм. Сроки сд_ачд_:мч_ё!1шлх. ^(^о^шш по теоретическому разделу программы и порядок выполнения контрольных нормативов определяются кафедрой на весь учебный год. 81. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители. Г - первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21 -35 лет женщины; второй период -зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины; II - пожилой возраст; 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины; III - старший возраст: 75-90 лет; IV - долгожители: старше 90 лет. Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д. В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после ЗО-ЗЗлет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней сре ды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет - 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лет -55-60%. В пожилом^ возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы;нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений. В сердечно-сосудистой системеотмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии. В дыхательной системепроисходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции. В опорно-двигательном аппаратеизменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей. По мере старения изменяется обмен веществ,который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды враба-тывания и восстановления. Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств. Так, первые признаки снижения силы(как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое ее падение характерно после 50-ти лет. Выносливостьначинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад. Быстротаначинает снижаться в период 22-50-ти лет. Координация -в 30-50 лет. Гибкостьидёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин - после 25-ти лет. Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними факторами. Снижение функциональной тренированности обусловлено: - ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма; - нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ; - снижением аэробной и анаэробной производительности; - замедлением восстановительных процессов; - нарушением экономичности работы организма в целом. Снижение физической подготовленности обусловлено: - силы:по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц; - выносливости:по причине нарушений функций кислород-транспортной системы; - быстроты:по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС; - координации:по причине ухудшения подвижности нервных процессов; - гибкости:по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате. Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |