Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение, цель и задачи физической культуры студентов




В средние специальные и высшие учебные заведения поступают юноши! и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие 9 или II классов школы. Профес-1 сионалъно-техническое образование осуществляют средние специальные учеб-' ные заведения (ССУЗы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техни­кумы, профессионально-технические училища. Высшее образование осуществ­ляют высшие учебные заведения (ВУЗы), к числу которых относятся: институ­ты, академии, университеты.

Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенче­ский возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юноше­скому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится до 35-ти лет.

При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами дея­тельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно воз­растает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.

Физическая культура как учебная дисциплина является частью гумани­тарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершен­ствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.

ЦЕЛЬучебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- повышение уровней физической подготовленности и физического раз­вития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими уп­ражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физи­ческой культуры;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответст­вии с требованиями избранной профессии;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являют­ся необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень

развития основных физических и специальных качеств, функциональных воз­можностей различных органов и систем организма.

К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится ка­ждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.

Физическая культура студентов выступает как интегральное качество их личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, показатель культуры будущего специалиста, средство его само­развития и самосовершенствования. Многочисленными исследованиями уста­новлено, что у студентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается здоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабель­ны, выражают готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмо­циональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия. Среди них много настойчивых, решительных людей, способных повести за со­бой коллектив. Этой группе студентов в большей степени, чем другим, прису­щи чувство долга, добросовестность, собранность, они успешно взаимодейст­вуют в работе, требующей постоянства и напряжения. Они свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаётся осуществлять самоконтроль.

 

78. Структура физической культуры студентов

В основах законодательства РФ физическая культура студенческой мо­лодежи определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физи­ческой культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и выс­ших учебных заведений.

В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисципли­ну «Физическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом:

• либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV кур­сах - по 2 часа:

• либо: по 4 часа в неделю на 1, II, III курсах,

Структура физической культуры студентоввключает три относи­тельно самостоятельных блока:

• физическое воспитание;

• студенческий спорт;

• активный досуг.

Свои развивающие и формирующие функции физическая культура сту­дентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания.

Программа физического воспитания студентов предусматривает нали­чие теоретического, методического и практического разделов, которые пред­ставлены тремя видами занятий:

1) теоретические занятия, направленные на формирование тео­ретических знаний в сфере физической культуры;

2) .методика-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических резуль­татов;

3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.

Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.

Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности студентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу занятий какими-либо видами спорта или системами физиче­ских упражнений.

Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнова­ний и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации.

Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во вне­урочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уров­ня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, обще культурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спор­тивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уве­ренность в своих силах, честолюбие.

Активный досуг - это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры.

Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культу­ры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают куль­турные и социальные ориентиры личности, однонаправлсно взаимодействую­щие с биологическими запросами.

Внеучебн^ые^самостоятелыгые) занятия могут реализовываться в форме:

- выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

- самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туриз­мом;

- участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных ме­роприятиях.

Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-при клад ной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов,

 

79. Распределение студентов по учебным отделениям

В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая куль­тура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, ко­гда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленно­сти и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных_отдедения: основное, специальное, спортивное.

Учебные отделения - это самостоятельные структурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое от­деление имеет руководителя, преподавателей, рабочую программу, график про­хождения учебного материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д.

В основное учебное отделениезачисляются студенты, отнесённые к ос­новной и подготовительной медицинским группам здоровья. Эти студенты рас­пределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профес­сионально-прикладной физической подготовки (ППФП), в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объ­единять в отдельные группы ОФП и ППФП.

Практический раздел программы основ^осо_учебного_отд_ел^ния строит­ся с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных технологии в процесс физического воспитания. Спор­тивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современ­ной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных групп, курсов, факультетов, учебных заведений, районов, городов и т.д.

В специальное учебное отделениезачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Специальные ме­дицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (но­зологии), пола, уровня функциональной тренированности.

Студенты с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, от­несённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК), направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлини­ке или поликлиниках города по месту проживания.

Освобождение студентов от занятий физической культурой может быть временным и только по заключению врача,

Перевод студентов из групп специального

учебного отделения в группы основного

отделения возможен на основе

медицинского заключения в начале или

конце семестра. Перевод студентов из

основного отделения в специальное

 

медицинское осуществляется в любое

время учебного года по заключению вра­ча.

ЕТрактическии[раздел программы спецнаАЬ1шго^У1едидинскогр учебного отделения предполагает выбор средств, а также объёма и интенсивности на­грузки на основе результатов медико-биологической диагностики характера за­болеваний и оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В частности;

- в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии сердечно­сосудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов общеразвиваюших физических упражнений, дифференцированное использова­ние упражнений аэробной направленности, а также дыхательных упражнений;

- в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной является целенаправлен­ная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с ис­пользованием умеренных нагрузок аэробного воздействия;

- в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие упражнения локаль­ного и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки.

В спортивное учебное отделениезачисляются студенты основной ме­дицинской группы, которые имеют соответствующий уровень физического раз­вития и физической подготовленности и желают углублённо заниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении.

Студентам спортивного отделения на основании поданного ими заявле­ния может быть предоставлено право заниматься в спортивных секциях за пре­делами вуза. В этом случае им разрешается не посещать только практические занятия при условии положительной динамики результатов зачётных нормати­вов, выполненных в сроки, установленные кафедрой.

Практический раздел программы спортивного учебного отделения оп­ределяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использо­вание комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её' успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта.

Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физическойкультуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: Л теоретике-методической подготовленности;

2) обшей физической и спортивно-технической подготовленности;

3) сформированное™ профессионально значимых умений и навыков.

Овладение практическим учебным материалом проверяется путём вы­полнения студентами контрольных нормативов. К выполнению нормативов до­пускаются студенты, регулярно посещавшие занятия (не менее 70% от общего количества практических занятий) и получившие необходимую физическую подготовку.

Теоретическая подготдв_ка^ оценивается по уровню специальных знаний позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры для поддержания высокого уровня работоспособности и творческой активности, а также самостоятельно оценивать влияние различных форм занятий на орга­низм.

Сроки сд_ачд_:мч_ё!1шлх. ^(^о^шш по теоретическому разделу програм­мы и порядок выполнения контрольных нормативов определяются кафедрой на весь учебный год.

81. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого чело­века

Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четы­ре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, стар­ший возраст, долгожители.

Г - первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21 -35 лет женщины; второй период -зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;

II - пожилой возраст; 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III - старший возраст: 75-90 лет;

IV - долгожители: старше 90 лет.

Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в

организме.В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование ор­ганизма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприят­ные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобре­тают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их се­мейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных воз­можностей организма, а после ЗО-ЗЗлет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наи­высшие значения физической подготовленности и функциональной трениро­ванности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней сре ды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составля­ет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет - 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лет -55-60%.

В пожилом^ возрасте наблюдаются значительные изменения в функцио­нировании нервной системы;нарушается баланс процессов торможения и воз­буждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формиро­вания новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.

В сердечно-сосудистой системеотмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.

В дыхательной системепроисходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.

В опорно-двигательном аппаратеизменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном ис­пользовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: сужива­ются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей ста­новятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и ко­нечностей.

По мере старения изменяется обмен веществ,который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды враба-тывания и восстановления.

Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и фи­зической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.

Так, первые признаки снижения силы(как и её максимальное проявле­ние) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое ее падение характерно после 50-ти лет.

Выносливостьначинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.

Быстротаначинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация -в 30-50 лет.

Гибкостьидёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин - после 25-ти лет.

Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними факторами.

Снижение функциональной тренированности обусловлено:

- ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;

- нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем, обмена веществ;

- снижением аэробной и анаэробной производительности;

- замедлением восстановительных процессов;

- нарушением экономичности работы организма в целом. Снижение физической подготовленности обусловлено:

- силы:по причине уменьшения мышечной массы, а также со­держания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эла­стичности мышц;

- выносливости:по причине нарушений функций кислород-транспортной системы;

- быстроты:по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;

- координации:по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- гибкости:по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.

Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологи­ческий (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продол­жительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предраспо­ложенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физи­ческого развития, способности организма противостоять неблагоприятным ус­ловиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...