Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФК в системе воспитания детей школьного возраста.




Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки. Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста. Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки.

 

 

76. ФК в средних специальных и высших учебных заведениях.

Цель физического воспитания в вузе - формирование физической культуры личности будущего специалиста. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Программа включает следующие разделы: Теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно практических знаний и отношение к физической культуре. Практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности, приобретение опыта самостоятельного совершенствования в физической культуре и спорте в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования и развития важнейших свойств и качеств личности. Контрольный раздел, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности по данной дисциплине.

 

 

80.Особенности ФК взрослых.

Из средств физической культуры, которые можно рекомендовать людям старших возрастов, наиболее эффективны и приемлемы следующие: 1. Малоинтенсивные циклические упражнения (ходьба, бег, плавание, лыжи и др.). Выполняемые в аэробном режиме (с частотой сердечных сокращений 120—140 в минуту), эти упражнения легко технически выполнимы и доступны широкому кругу людей старших возрастов и, за редким исключением, не имеют противопоказаний. Такие упражнения способствуют повышению производительности всех кислородотранспортных систем организма, тренируют терморегуляцию, нормализуют обмен вещест. 2. Гимнастические упражнения на суставы позвоночника, плечевые, тазобедренные и голеностопные. Эти упражнения следует выполнять без отягощений, желательно в условиях разгрузки соответствующих суставов, но с многократным повторением. 3. Гигиеническая гимнастика, которую люди старших возрастов могут проводить 2—3 раза в течение дня, продолжительностью по 7—10минут. Каждый сеанс гигиенической гимнастики может быть посвящен какой-либо одной или нескольким группам упражнений.

 

 

48. Энергообеспечение организма человека при мышечной работе 49.Механизмы энергообеспечения организма человека при мышечной ра­боте

Любая мышечная деятельность сопряжена с использованием энергии, непосредственным источником которой является АТФ (аденозинтрифосфор-ная кислота).АТФ называют универсальным источником энергии. Все осталь­ные энергопроцессы направлены на воспроизводство и поддержание её уровня.

АТФ во время мышечной работы восстанавливается с такой же скоро­стью, как и расщепляется. Восстановление АТФ может осуществляться двумя путями - анаэробным(в ходе реакции без кислорода) и аэробным(с различ­ным уровнем потребления кислорода) с участием специального энергетическо­го вещества креатинфосфата.Тотового для ресинтеза АТФ креатин фосфата хватает только на 10-15 секунд мощной работы. В таких условиях ресинтез АТФ идёт при остром дефиците кислорода (например, вот почему невозможно в спринтерском темпе пробежать 800 м). Мышечная работа очень высокой ин­тенсивности осуществляется в анаэробном режиме, когда ресинтез АТФ совер­шается при остром дефиците кислорода. В этом случае организм добывает для работы АТФ, используя процесс гликолиза- превращения углеводородов, в результате которого вновь происходит ресинтез АТФ, и образуются конечные кислые продукты - молочная (лактат) и пировиноградная кислоты.

Гликолиз обеспечивает работоспособность организма в течение 2-4 ми­нут, т.е. креатинфофатный механизм и тликолиз дают энергии совсем немного.

При высокой функциональной напряжённости в мышцах уменьшается содержание энергонасыщенных углеводов (гликогена и фосфорных - креатин-фосфата), в крови снижается уровень глюкозы, в печени - гликогена. Если на­грузка продолжительная, то источник энергии восполняется за счёт повышения интенсивности освобождения жирных кислотиз жировой ткани и их окисле­ния в мышцах.

Аэробный механизм (когда запросы организма в кислороде полностью удовлетворяются) окисления питательных веществ с образованием креатин-фосфата и ресинтеза АТФ является, наиболее эффективным и может обеспечи­вать работоспособность человека в течение нескольких часов. В этих условиях организм добывает энергии АТФ во много раз больше, чем при гликолизе.

Следует отметить, что в клетках все превращения углеводов, жиров, ор­ганических кислот и, в последнюю очередь, белков на пути к ресинтезу АТФ проходят в митохондриях.В обычных условиях работает часть митохондрий, но по мере увеличения потребности мышц в энергии в процессе ресинтеза мак-роэнергетических соединений включается все1 больше «подстанций».

Способность человека к ресинтезу АТФ, мощность и ёмкость каждого уровня индивидуальны, но диапазон всех уровней может быть расширен за счёт тренировки. Если запросы возрастают, в клетках увеличивается количество ми­тохондрий, а при ещё большей потребности - убыстряется темп их обновления.

Такой процесс повышает возможность использования кислорода в окислитель­ных процессах и окисления жиров в большом количестве.

Важную роль в поддержании уровня кислорода в мышечных волокнах (особенно в красных - медленных) играет белок миоглобин,который содержит железо и по строению и функциям близок к гемоглобину.

Пример:

У тюленей массой 70 кг с миоглобином связано 2530 мл кисло-1 рода, что позволяет ему находиться под водой до 14 минут. У человека с .-нее массой с миоглобином связано 335 мл кислорода.

При выполнении физической нагрузки организму необходимо обеспе­чить работающие мышцы достаточным количеством кислорода для поддержа­ния высокого уровня окислительных процессов, поставляющих энергию. Дру­гими словами, нужно перестроить работу кардиореспираторной системы на ре­жим увеличения вентиляции лёгких и возрастания объёмной скорости кровото-ка, прежде всего, в работающих органах (скелетных мышцах, сердце и др.) для оптимального удовлетворения их энергетических потребностей. Так, у трени­рованных лиц приспособление сердца к нагрузке происходит в большей степе­ни за счёт повышения ударного объёма и в меньшей - за счёт увеличения час­тоты сердечных сокращений (ЧСС).

 

50.Энергообеспечение сердца при мышечной работе

Для нормально функционирующего сердца необходимы непрерывный приток кислорода и питательных веществ, а также выведение продуктов распа­да. Энергообеспечение клеток сердца осуществляется за счёт аэробного окис­ления различных веществ, поступающих из крови. В отличие от скелетных мышц сердце является «всеядным» органом и использует для выработки энер­гии многие продукты обмена веществ: глюкозу, свободные жирные кислоты, аминокислоты, перуват, молочную кислоту (лактат), кетоновые тела.

Во время физической работы обменные процессы в миокарде увеличи­ваются в 4-5 раз, а у спортсменов высокого класса - семикратно.

Пример:

В условиях покоя для энергообразования сердцу требуется: глю­козы - 31%, лактата — 28%, свободных жирных кислот — 34%, кетоновых тел и аминокислот — 7%. При физической нагрузке потребление сердцем лактата возрастает до 60%, а потребление глюкозы снижается до 15%, что обеспечи­вает стабильность работы сердечной мышцы даже в условиях гипоксии и ги­погликемии.

Активно гнать кровь по сосудам сердцу помогают усиленно функциони­рующие скелетные мышцы. Установлено, что мышцы, которые слабо или редко сокращаются, становятся только потребителями крови («иждивенцами»), а сердце, не получая от них должной помощи, излишне напрягается и прежде­временно изнашивается.

Для движения крови по артериальным сосудам достаточно давления в 120 мм.рт.ст., под каким она выталкивается из левого желудочка в аорту. Но по мере прохождения крови по многочисленным артериальным путям её давление постепенно падает и в капиллярах снижается до 10-15 мм.рт.ст., а для того, чтобы поднять кровь по венам, например, нижних конечностей обратно к серд­цу, необходимо давление в 60-100 мм.рт.ст. (в зависимости от роста человека). В организме человека насчитывается более 600 периферических «сердец». Мышцы помогают сердцу и обеспечивают движение крови по венозному руслу, без чего невозможна её циркуляция по замкнутой системе кровообращения. Скелетные мышцы действуют подобно нагнетаюше-присасывающему насосу. Таким образом, губительное влияние гипокинезии (недостатка движения) на сердечно-сосудистую систему кроется в том, что двигательный покой снижает насосную деятельность скелетных мышц. Лишь в условиях двигательной ак­тивности совершенствуются и эффективно работают периферические «сердца» - скелетные мышцы.

Одним из важнейших внссердечных механизмов кровообращения явля­ется диафрагма - мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдо­хе диафрагма опускается, объём грудной полости увеличивается и давление в ней падает, а в брюшной полости повышается. В результате кровь из вен брюшной полости поступает в вены грудной полости. А во время выдоха диа­фрагма поднимается, и тогда увеличивается объём брюшной полости, давление в ней падает, и кровь из вен нижних конечностей поднимается в вены брюшной полости, чтобы при вдохе устремиться в венозные сосуды грудной полости и достичь правого предсердия.

Показателями производительности сердца являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и их сила. Они отражают не только интенсивность работы сердечно-сосудистой системы (ССС), но и напряжение всех систем организма,

в том числе и интенсивность энергообмена. Так, зная ЧСС и время, затраченное на выполнение упражнений, можно подсчитать энергозатраты (таблица I).

В зависимости от уровня

тренированности организма выделяют сле­дующие зоны интенсивности нагрузки:

- увеличение ЧСС на 20% - тонизирующая;

- увеличение ЧСС на 40% - поддерживающая;

- увеличение ЧСС на 60% - развивающая;

- увеличение ЧСС на 80% - тренирующая;

- увеличение ЧСС на 100% - ударная.

 

 

69.Возрастная периодизация детей дошкольноговозраста

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он от­личается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского орга­низма (пр., за первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 го­дам - почти втрое), с другой стороны - незрелостью, низкой сопротивляемо­стью неблагоприятным воздействиям окружающей среды).

На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным суще­ством, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста пре вратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладаю­щую сложным внутренним миром.

Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности,которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнооб­разных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нару­шению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижа­ют уровень подготовленности к школе.

По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображе­ниям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные пе­риоды.

С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация де­тей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).

С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает по­строение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: опре­деление конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема воз­растной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выде­ляют следующие периоды:

I - новорожденный: 1-10 дней;

II - грудной возраст: 10 дней - 1 год;

III - раннее детство: 1-3 года;

IV - первое детство: 4-7 лет;

V - второе детство: 8-12 лет;

VI - подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII - юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспита­ния и обучения:

I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;

II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет;

III - младший школьный возраст; 6(7)-10 лет;

IV - средний школьный возраст: 11-14 лет;

V - старший школьный возраст: 15-18 лет.

Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разде­ление общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу.

Следует отметить, что продолжительность отдельных возрастных пе­риодов в значительной степени подвержена изменениям, поскольку как хроно­логические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологиче­скими и социальными факторами.

 

 

70.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте очень важно своевременно и эффективно сти­мулировать нормальное протекание естественного процесса физического раз­вития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма неблаго­приятным внешним влияниям. В связи с этим в физическом воспитании дошко­льников на передний план выходят следующие задачи:

1) Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоничное физиче­ское развитие детей.

Поскольку для детей дошкольного возраста характерны незрелость и большая податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляе­мости организма, в процессе занятий физическими упражнениями необходимо избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и, как следствие, вызывают различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития. Средства физической культуры должны быть направлены на укрепление костной и мышечной систем, сустав но-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, а также на закаливание, повышение жиз­неспособности и сопротивляемости организма. Кроме того, именно в дошколь­ном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формиро­вания правильной осанки, поэтому одно из центральных мест в физическом воспитании дошкольников занимает всестороннее и гармоничное укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы.

2) Своевременное развитие движений, формирование .-жизненно необхо­димых двигательных умении и связанных с ними элементарных знаний.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных и элементарных движений руками и нога­ми в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими явля­ются ходьба, бег, прыжки, метання и пр. При этом развитие движений идёт па­раллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаи­модействии, дополняют и стимулируют друг друга. Хорошо и своевременно организованное использование средств физической культуры в единстве с ре­жимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усвоенных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действитель­ностью, а значит, и психическое развитие детей.

3) Направленное воздействие на развитие координации, быстроты,си­лы, общей выносливости.

В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируемое, изолированное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

71.Средства физического воспитания и формы физкультурных занятийс детьми дошкольного возраста

Основными средствам^физического^воспитанця детей до годаявляются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет- утрен­няя и гигиеническая гимнастика, закаливание, плавание, подвижные игры, про­гулки.

Организация рационального режима физической активности детей от 3-х до 6-ти (7-ми) летвключает использование разнообразных форм физического воспитания, а также средств и методов их применения, соответствующих воз­растным особенностям детей.

Формы организации физического воспитания детей можно подразделить на урочные и неурочные:

• урочные формы - это физкультурные занятия в дошкольных учреж­дениях;

неурочные формы - это физкультурно-оздоровитсльныс мероприя­тия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также само­стоятельные занятия,

В детских садах получили распространение следующие формь^физкуль^ турныхданятии с детьми:

- занятия физическими упражнениями в форме урока;

- занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (ут­ренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья);

- физкультурные праздники;

- самостоятельные занятия детей;

- пешеходные прогулки в зоны отдыха.

Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры и элементы танцев, которые также способствуют решению задач физического воспитания.

По мере накопления определённого двигательного опыта в возрасте от 1-го года до 3-х лет занятия физическими упражнениями проводят с несколь­кими детьми (3-6 человек) и с подгруппами до 12-ти человек. До полутора лет занятия проводят ежедневно, а с более старшими детьми - не реже трёх раз в неделю.

С детьми в возрасте от 3-х до 6-ти (7-ми) лет проводят занятия урочного типа не реже трёх раз в неделю продолжительностью от 20 мин в младшей группе до 35 мин - в подготовительной.

В основу построения занятий положено общепринятое деление на под­готовительную, основную и -заключительную части: • задача подготовительной части - организовать детей, сконцен­трировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части;

• в основной части осуществляется формирование и совершенство­вание двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия обязательно включается подвижная игра;

• в заключительной части решают задачи постепенного перехода к другим видам двигательной деятельности и приведения организма детей в от­носительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба, малопод­вижные игры, хороводы.

 

 

73.Типичные возрастные особенности развития организмачеловека в пе­риод обучения в школе

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей системой общего образова­ния, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний, старший. На последнем этапе завершается обучение в общеобразовательных школах различного типа или же осуществляется переход в лицеи, колледжи, медицинские, педагогические и другие специальные училища.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юно­шества. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Оно включает: рост, диффсренцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для него форм. Все эти три фактора находятся между собой в тес­ной взаимосвязи и взаимозависимости.

Ростхарактеризуется как количественный процесс непрерывного увели­чения числа клеток или их размеров, который приводит к увеличению массы организма. Так, кости и лёгкие растут преимущественно за счёт увеличения числа клеток, а мышцы и нервная ткань - преимущественно за счёт увеличения размеров клеток. Более точный показатель роста организма -- повышение в нём общего количества белка и увеличение размеров костей.

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномер­ным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суста­вы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количе­ство костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и уве­личением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро рас­тут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен. Быстрыми темпами развивается мышеч-

ная система.

Старший школьный возраст характеризуется относительно спокойным и равномерным протеканием процессов роста и развития. Замедляется рост тела в длину и увеличивается - в ширину, возрастает масса тела. Почти заканчивает­ся прояесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается груд­ная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные на­грузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц правой и левой половины тела.

В психологическом развитиидетей школьного возраста главное значе­ние приобретает возрастное восприятие окружающего мира. По мере созрева­ния организма возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, что обусловило выделение закономерно наступаю­щих сенситивных периодов.

Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, чему содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполни­тельность.

Средний школьный возраст сенситивен к внеучебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможно­сти. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию.

Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.

Таким образом, наиболее типичными возрастным!! особенностями Школьников _явлшдтся :

• непрерывный, быстрый неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики;

• незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, лёгкая ранимость;

• высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.

Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое при­менение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способ­ствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих про­цессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма.

особенностей.'

- содействовать прогрессивному их изменению;

- принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогиче­ский процесс на основе реальных возможностей детей.

 

 

74.Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

В настоящее время сложилась научно обоснованная система физическо­го воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего под­растающего поколения. Основа этой системы - обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других вне­школьных учреждениях.

Социально-педагогическое значение физического воспитанияв школьном возрасте заключается в следующем:

• создаётся фундамент гармоничного физического развития, укреп­ления здоровья, физкультурного образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производствен но-трудовыми, воински­ми и другими специальными двигательными действиями;

• поддерживается текущая физическая и умственная работоспособ­ность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях, а в перспективе ~ эффективность любой общественно полезной деятельности;

• рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт постепенным приобщением к спортивной деятель­ности;

• последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эс­тетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Физическое воспитание - одно из направлений деятельности общеобра­зовательных и специальных школ, составляющая всей системы воспитания, обучения, образования и оздоровления детей 6-17 лет. Специфика педагогиче­ского процесса^физического воспитания определяется:

- преимущественным воздействием на двигательные способности чело­века;

- непосредственным созданием оздоровительного эффекта, Зад^чг^ физического воспитания детей школьного возраста:

1) Укрепление здоровья, повышение уровня жизнедеятельности, сопро­тивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2) Повышение функциональных возможностей организма до безопасно­го или должного уровня, формирование двигательных умений, навыков, разви­тие физических качеств.

3) Сообщение знаний в области физической культуры и обучение при­кладному их использованию по совершенствованию своего организма.

4) Формирование мотивационных установок на физическое и духовное самосовершенствование человека.

5) Формирование мировоззрения, этическое и нравственное воспитание. Частные методические задачи отдельных процессов физического воспи­тания вытекают из основных (общих) задач и формируются конкретно с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пе­риода или этапа реального педагогического процесса, условий его проведения и т.д.

 

75. Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:

- в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;

- в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;

- в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм за­нятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды заня: тий принято делить на две группы:

1) Урочные занятия (уроки).

2) Внеурочные занятия

а) в режиме учебного дня;

б) внеклассные занятия;

в) внешкольные занятия.

• Урочные занятияявляются основной формой физического вос­питания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую фи­зическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными ви­дами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведе­ния о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неде­лю, их содержание определяется программами.

Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:

- основная направленность и конкретныезадачи;

- возрастные особенности и возможности детей;

- многочисленность и неоднородность состава классов;

- предметно-пространствен нал среда (места занятий, оборудование, ин­вентарь и т.д.);

- продолжительность урока - максимум 45 мин;

- место урока в общем расписании.

• Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня- создание предпосылок оптимальной умственной работоспособ­ности на друтих уроках (повышение или восстановление). Виды:

- гимнастика до учебных занятий;- физкультурные минутки во время уроков;

- занятия физическими упражнениями на удлинённых переменах;

- ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ог­раничены по содержанию, т.к. подчинены решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гар­моничное физическое развитие школьников.

• Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражне­ниямипроводятся для организации свободного времени учащихся, заполнения его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физи­ческого совершенствования, обеспечения активного отдыха. Выделяют два ви­да внеклассных и внешкольных занятий:

- систематические (занятия в кружках физической культуры для млад­ших школьников, по видам спорта в секциях, в группах с учётом интересов учащихся - разновидности аэробики, единоборств, плавания и т.д.);

- эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения). К внеклассным занятиям относятся:

- занятия в секциях по видам спорта;

- занятия в секциях ОФП (общей физической подготовки);

- массовые физкультурные мероприятия;

- туристические походы;

- физкультурные праздники и вечера;

- дни здоровья;

- соревнования;

и др.

К! внешкольным занятиям относятся:

- занятия в ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школах);

- в спортивно-оздоровительных лагерях;

- в клубах юных туристов;

- в фитнес-цснтрах;

- в домах и дворцах культуры;

- на стадионах и водных станциях;

- в парках культуры и отдыха;

- по месту жительства;

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...