Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая физическая подготовка




ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.

Задачи ОФП:

1) Укрепление здоровья.

2) Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.

3) Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

 

54. Специальная физическая подготовка

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности (трудовой или спортивной).

СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.

Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

 

55. Спортивная подготовка

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (тренировка) – это целенаправленный учебный процесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результатов. В настоящее время принято различать спорт высших достижений и массовый спорт: Цель спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Цель массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, способствовать активному отдыху. Компоненты спортивной подготовки: - Техническая подготовка – процесс освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта. базовые (движения и действия, составляющие основу данного вида спорта) и дополнительные (второстепенные движения и действия, которые не нарушают рациональности, характерны и необходимы для конкретного спортсмена) движения. - Физическая подготовка делится на общую физическую подготовку спортсмена и специальную физическую подготовку. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности. Пример: в процессе офп гимнастов идёт работа над развитием всех способностей, но больше внимания уделяется развитию координации и гибкости, меньше – развитию общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, значительное место отводится упражнениям на развитие общей выносливости, меньше – гибкости и координации. Средства ОФП упражнения из своего и других видов спорта. СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. Задачи СФП: Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта. Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности. Пример:У пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартных нагрузках в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг/мин, а при плавании с соревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК. Формирование телосложения спортсменов с учётом требований конкретной спортивной дисциплины. Пример: Показатели телосложения (рост, вес, конституция) у легкоатлетов, специализирующихся в беге на разные дистанции (пр., короткие, длинные), как правило, значительно отличаются между собой.  Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения. - Тактическая подготовка – процесс овладения спортивной тактикой и формирования тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика – это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают: - индивидуальную тактику; - групповую тактику; - командную тактику. Пример:При беге на средние дистанции бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким быстрым финишным рывком добиться победы. - Психологическая подготовка – процесс формирования таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий спортом вообще.- целеустремленности; - решительности и смелости; - настойчивости; - самообладания и выдержки; - инициативности; - самостоятельности. Специальная психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Пример: А) для занимающихся спортиграми необходимыми психологическими качествами являются: коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутьё); Б) для занимающихся гимнастикой – артистичность, сенсорно-моторные качества, самообладание; В) для занимающихся единоборствами – смелость, способность к принятию решений, психическая выносливость, эвристические способности, сенсорно-моторные качества. В спорте высших достижений выделяют также психологическую подготовку, направленную, главным образом, на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.

 

56. Профессионально-прикладная физическая подготовка

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс развития и совершенствования профессионально важных физических способностей и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма к условиям неблагоприятной среды. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Задачи ППФП: Развитие прикладных физических способностей. Формирование прикладных умений и навыков. Формирование прикладных психических качеств (пр., воли, настойчивости, организованности, трудолюбия). Формирование прикладных специальных качеств (пр., создание основ для противодействия влиянию неблагоприятных факторов и условий труда). Формирование прикладных знаний. Для определения содержания ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности. При составлении профессиограммы учитывается:       - формы (виды) труда; - условия труда; - характер труда; - режим труда и отдыха; - динамика работоспособности. Дополнительными факторами являются: - индивидуальные особенности будущих специалистов; - географо-климатические условия региона. Пример: Для одних профессий приоритетными являются силовые или скоростно-силовые способности, для других – координационные, для третьих – выносливость, для четвёртых – гибкость и т.п. Для ряда профессий характерны неблагоприятные условия труда: задымлённость, вибрация, высокие или низкие температуры (кузнецы, металлурги, шахтёры); высокий уровень шума (ткацкое производство). ППФП осуществляется на основе общей физической подготовки (ОФП). Чем выше уровень общей физической подготовленности человека, тем быстрее развиваются его специальные (приоритетные для конкретной специальности) качества и способности. Соотношение ОФП и ППФП (которая выступает как вид СФП) может меняться в зависимости от профессии. Пример:Для гуманитариев рационально организованной ОФП практически достаточно для подготовки к профессии, однако для лётного состава авиации только ОФП явно недостаточно – здесь необходима специальная ППФП.  В ППФП используются в основном те же, что в ОФП, средства, методы, методические приёмы. Однако они реализуются в специфическом плане с учётом особенностей профессии, её специфики, требований к специалистам данного профиля и т.п. Из бесчисленного количества физических упражнений используются по преимуществу такие, которые формируют двигательные умения, навыки, развивают способности, необходимые в данной профессии. Пример:Для МЧС – лазанье, преодоление препятствий, упражнения, развивающие силу, силовую выносливость, быстроту. Для подразделений правоохранительных органов используются различные виды бокса, борьбы и т.п.

 

57. Виды диагностики, цель, задачи

ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося. ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося. Основными видами диагностики являются: - Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. - Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. - Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом. Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся. Задачи диагностики:1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом; 2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий; 3) Выполнение плана тренировочных занятий; 4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической); 5) Прогнозирование достижений спортсменов; 6) Выявление динамики спортивных результатов; 7) Отбор талантливых спортсменов.

 

 

58. Показатели физического развития

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

  Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

    - соматометрические;

    - физиометрические;

   - соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся:

Рост – длина тела.

    Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

Вес – правильнее говорить «масса тела».

   Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

    Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока, согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

- для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

- для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

- для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся:

    - Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

    Средние показатели ЖЕЛ:

- у мужчин 3500- 4200 мл,

- у женщин 2500-3000 мл,

- у спортсменов 6000-7500 мл.

     Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига:

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

    - Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

    - Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

   В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

   Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).

   - Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти:

- для мужчин 35-50 кг;

- для женщин 25-33 кг.

  Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

    Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

- у мужчин 60-70% массы тела;

- у женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся:

- Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

- Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения: астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

- Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки: коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).

Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

   Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

  - Форма спины

Различают следующие формы спины: нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

   Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

  - Форма ног

Различают следующие формы ног: нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

- Форма стопы

Различают следующие формы ступней: полую, нормальную, уплощённую, плоскую.

Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

   - Форма живота

Различают следующие формы живота: нормальную, отвислую, втянутую.

    Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

    Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

    - Жироотложение

Различают: нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

 

59. Оценка функциональной тренированности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб: - Пульс покоя (ЧСС)замеряется по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту) путём умножения на 4. ЧСС в покое в среднем: - у мужчин 55-70 уд/мин; - у женщин 60-75 уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия). - Артериальное давление Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление: - систолическое давление (макс) – это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла. - диастолическое давление (мин) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины. Формула идеального давления для каждого возраста:макс. АД = 102 + (0,6 х кол-во лет) мин. АД = 63 + (0,5 х кол-во лет) Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: - систолическое – от 100 до 129 мм рт.ст.,- диастолическое – от 60 до 79 мм рт.ст. Артериальное давление выше 130 мм рт.ст. для систолического и выше 80 мм рт.ст. для диастолического называется гипертоническим (т.е. повышенным), ниже 100 и 60 мм рт.ст. соответственно –гипотоническим (т.е. пониженным). - Ортостатическая проба выявляется реакция организма на спокойный переход из положения лёжа в положение стоя. Определяется разница ЧСС в положении лежа и после спокойного вставания. Занимающийся лежит на спине, у него определяют ЧСС. занимающийся плавно встает, и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Учащение его более чем на 20 уд/мин свидетельствует о недостаточной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. - Тест Руффье-Диксона При проведении этого теста выявляется реакция сердечно-сосудистой системы на умеренную нагрузку. Занимающийся отдыхает в положении сидя 5 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 10 сек. Далее выполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек. Сразу после приседаний в положении сидя вновь подсчитывается ЧСС за 10 сек. В третий раз ЧСС подсчитывается через минуту отдыха, также в положении сидя. Показатели определяются следующим образом:

индекс =

6 х (P1 + P2 + P3) – 200

10

где P1 – пульс в покое; P2 – пульс после 20 приседаний; P3 – пульс через минуту отдыха. Оценка для мужчин и женщин: атлетическое сердце – 0; «отлично» (очень хорошее сердце) – 0,1-5,0; «хорошо» (хорошее сердце) – 5,1-10,0; «удовлетворительно» (сердечная недостаточность) – 10,1-15,0; «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени) – более 15,1.

60. Самоконтроль

САМОКОНТРОЛЬ – метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нагрузке, знать временные интервалы отдыха, а также приемы, средства и методы эффективного восстановления функциональных возможностей организма.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателей.

 

61. Субъективные показатели самоконтроля

Настроение является существенным показателем, отражающим психическое состояние занимающихся.

Настроение можно считать: - хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; - удовлетворительным при неустойчивом эмоциональном состоянии; - неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен. Занятия физической культурой оздоровительной направленности всегда должны достав­лять удовольствие. Самочувствие является одним из важных показателей физического состояния, влияния физических упражнений на организм. Самочувствие может быть: - хорошим (ощущение силы и бодрости, желание заниматься); - удовлетворительным (вялость, упадок сил); - неудовлетворительным (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое); - плохим (как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки). Болевые ощущения характеризуются болями в мышцах, головными болями, болями в правом или левом боку и т.д. Сон отмечается его продолжительность, глубина, наличие нарушений (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.). Сон является наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Аппетит неустойчив – он легко нарушается при недомоганиях, болезнях, переутомлении. В случае чрезмерной интенсивности нагрузки аппетит может резко снизиться.

 

 

62. Объективные показатели самоконтроля

К объективным показателям самоконтроля относятся: Частота пульса (ЧСС) Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки: 100-130 уд/мин – небольшая; 130-150 уд/мин – средняя;

150-170 уд/мин – выше средней; более 170 уд/мин – предельная.  Артериальное давление, Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки: отсутствие или незначительное увеличение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке; снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. – о большой; снижение на 300-500 мл. – о максимальной. Частота дыханияПо изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки: частота дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умеренной нагрузке; 25-40 раз в мин. – о большой; более 40 раз в мин. – о максимальной. Вес тела Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и после физических упражнений: уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке; на 400-700 г. – о большой; более 800 г. – о максимальной. Функциональные и физиологические пробы. С помощью функциональных проб и тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку. Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма. Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте. К наиболее известным пробам и тестам относятся: - ортостатическая проба (пульс в положении лёжа – стоя); - тест Руффье-Диксона (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту отдыха); - гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте); - проба Штанге (задержка дыхания на вдохе); - проба Генче (задержка дыхания на выдохе); - проба Ромберга (проба на устойчивость в позе); - темпинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти). Спортивные результаты. Чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным показателям.

 

63. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины

Медицина – это наука о болезнях и способах их лечения. Медицина лечит болезни, а не формирует у людей жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни. Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека. По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика. ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Цель валеологии:вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья. Объект:здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни. Предмет:- здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория; - механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья; - методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни; - теория и методика валеологического образования. Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию; 2) практическую валеологию. В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д. В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья); 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).  Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: - дошкольную; - школьную; - вузовскую; - послевузовскую.

 

64. Здоровье: сущность понятия и его компоненты

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов. Компоненты здоровья: Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов. Основа: биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Основа: - способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; - свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; - отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основа: система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. критериями здоровья являются: - для физического здоровья – «я могу»; - для психического здоровья – «я хочу»; - для нравственного здоровья – «я должен». Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида. Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. Здоровье – это динамический атрибут жизни человека. Три основных состояния человека: Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности; Предболезнь – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации; Болезнь – состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.

 

65. Образ жизни и здоровье

ОБРАЗ ЖИЗНИ – одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. составные части образа жизни: - профессиональную; - общественную; - социально-культурную; - бытовую и др. Основные виды: - социальную активность; - бытовую активность; - физическую активность. Иными словами, главным в образе жизни человека является то, каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, её направленность. Образ жизни человека включает три категории: Уровень жизни – степень удовлетворённости материальных, культурных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории); Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория); Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). ЗОЖ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. ЗОЖ характеризуется стремлением к: - физическому совершенству; - достижению душевной, психической гармонии; - обеспечению полноценного, рационального питания; - исключению из жизни саморазрушающего поведения (пр., отказ от вредных привычек); - поддержанию оптимального двигательного режима; - соблюдению правил личной гигиены; - закаливанию и очищению организма.Принципы ЗОЖ: - соц.: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым; - биолог.: образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным. Учёными установлено, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Так, беспорядочный прием пищи неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в неодинаковое время – к бессоннице и нервному истощению, нарушение рационального чередования работы и отдыха снижает работоспособность. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако каждому человеку следует с молодого возраста выработать режим, подходящий его жизнедеятельности.

 

 

67. Двигательная активность и здоровье

Здоровье человека определяется множеством влияний как внешних, так и внутренних. Среди них есть такие, которые целиком зависят от воли и настойчивости самого человека. Самым эффективным из их числа является двигательная активность. В концентрированном виде двигательная активность является основным средством физической культуры. Самые разнообразные виды двигательной активности, используемые в занятиях физической культурой и спортом, объединяют два действующих начала: информацию и энергию. Каждое мельчайшее действие, любое сокращение волокон, из которых состоят скелетные мышцы, каждое натяжение связок и сухожилий является источником нервных импульсов, направляющихся по нервам в ЦНС и распространяющихся оттуда по всем без исключения внутренним органам. Работа мышц, таким образом, – источник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань нашего организма, в результате чего улучшается их состояние и повышается жизнедеятельность. Помимо исключительно ценной в биологическом смысле информации, которую вырабатывают мышцы, их деятельность является мощным преобразованием энергии. Всякая механическая работа (а мышцы являются органами, которые производят такую работу) требует расходования энергии, поступающей в организм с пищей. Энергия питательных веществ, освобождаясь в организме, позволяет мышцам выполнять работу. Однако это лишь одна сторона дела. Значительно важнее то, что, потребляя и расходуя энергию, работающие мышцы накапливают её в мышечных волокнах и во всём организме. Работая, утомляясь и восстанавливаясь, органы и ткани поднимаются на более высокий энергетический уровень. Таким образом, мышцы представляют собой мощный генератор энергии, организующий её накопление во всех органах и тканях организма. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия) все нагрузки перекладывает на сердце, которое в этих условиях быстрее изнашивается, стареет, срывается. Пример: По мнению врачей Древнего Востока, цель утренней зарядки – «умыть» кровью 639 имеющихся у человека скелетных мышц + «царственную» мышцу – сердце. В США 78% семей начинают утро с гигиенической зарядки. В Японии – 75%, в ФРГ – 68%, в России – 6%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...