Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Естественные силы природы и гигиенические факторы




Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, с целью повышения эффективности занятий физическими упражнениями. В этом случае естественные силы природы используются в сочетании с движениями: занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п. во-вторых, для закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур: воздушные и солнечные ванны, купание и др. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Пример: в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в горах, славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др. Гигиенические факторы: мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений. При создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим. Грамотное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.

 

11. Этапы развития теории физической культуры

Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. 1 этап: люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры. 2 этап:созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека. системы воспитания молодёжи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. развивались частные методики – оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений – плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др. возникла наука педагогика, занималась вопросами морального и физического (телесного) воспитания. 3 этап: развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. 4 этап: создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г. Большой вклад учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др. П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным. 5 этап: интенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины – теории и методики физической культуры – начался в России после 1917-го года. Этот этап характеризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования. Работы физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, Г.В. Фольборта и Д.В. Дилла легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития физических способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. теория физической культуры поставила своей задачей интеграцию научных знаний в единую дисциплину. В 1925 г. теоретики физической культуры выделили три определяющих признака физически культурного человека: его физическое, психическое, социальное здоровье. что через 50 лет (в 1975 году) Всемирная организация здравоохранения определила ЗДОРОВЬЕ как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». прогрессивные учёные в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не с точки зрения наличия или отсутствия у него болезни, а с позиций меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Вопросами здорового образа жизни, здоровья и роли двигательной активности в жизни человека начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки – валеологии (valeo от лат. – здравствовать, быть здоровым).  6 этап: Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определённых слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. развивается методика использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажёрных устройств, новых видов двигательной активности – аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плавания – аквааэробика, велосипеда и гимнастики – велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой –роуп-скиппинг и т.п. Сегодня теория и методика физической культуры – вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин.

 

 

12. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Физической культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные. К общекультурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. При этом основная функция культуры вообще заключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества. Специфические функции физической культуры можно свести в следующие группы: - образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.п.; - физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготовка и т.п.); - удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, активный отдых); - раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека.           Частные функции – это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются: - принцип всестороннего гармонического развития личности; - принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью; - принцип оздоровительной направленности.

 

 

13. Понятие о физических способностях

В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей.

В специальной литературе для характеристики двигательных возможностей человека долгое время использовались два термина: «физические способности» и «физические качества». было принято решение для обозначения двигательных возможностей человека взять за основу термин, предложенный ведущим учёным в области теории физической культуры Львом Павловичем Матвеевым, – «физические способности».     Известно, что разные люди обладают разными двигательными возможностями. Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние две группы факторов: - Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических способностей и т.п. - Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость, гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...