Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия теории и методики физической культуры




Определение понятия «культура»

Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой. Культура – это мера и способ развития человека. Речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества. Не сама по себе деятельность человека, а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности. Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Каждый из указанных подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура». Общим для них является осознание того, что культура неразрывно связана с деятельностью. Это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на её совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека. Деятельность человека обусловлена его потребностями. Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные) и социальные (культурные). Первые даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства. Вторые формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. На фоне всего сказанного наиболее обобщённым представляется следующее определение понятия «культура»: культура в широком смысле этого слова – это интеллектуально-моральная надстройка общества (Коренберг В.Б., 2008).

 

Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой

Ф. К. – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития. Одна из гл.задач:активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Ф. к. своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет материальные и духовные формы выражения. Материальные: результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное: результаты проектирующей и моделирующей деятельности, изменение системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии. Ф.к. стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом (поиск новых методик и технических средств, научные открытия, строительство материально-технических сооружений, создание приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования). Ф.к. способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества. Пример: Деятельность человека в экстремальных условиях. Благодаря полученным знаниям о способах определения возможностей организма человека, о методах повышения этих возможностей, о предельных возможностях человеческого организма в целом, стали возможны полёты в космос, погружения на значительную глубину и т.п., что повлекло за собой целую серию новых научных открытий. Человек, находящийся в экстремальных условиях без ежедневных систематических физических упражнений, без тренажёров и гимнастических приборов не способен сохранить длительное время здоровье и работоспособность.

 

 

Виды физической культуры

Выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру. Возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей структурой. 16-го ноября 2007 года Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации было узаконено самостоятельное положение спорта. СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических способностей, формирования и улучшения основных двигательных навыков и умений, а также связанных с ними знаний. Цель: воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Задачи: развитие, функционирование, совершенствование физических способностей; формирование двигательных умений и навыков; укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды; формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию. ПРОФ-ПРИКЛАДНАЯ Ф. К.– вид физической культуры, направленный на формирование физических способностей, двигательных навыков, знаний и умений, необходимых людям в их труде. Наличием огромного числа различных специальностей, каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам. Пример: космонавты, лётчики, моряки, различные подразделения правоохранительных органов, МЧС, шахтёры и т.д. ФИЗ. РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения. Пример: Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризм и т.д. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др. Средства: лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба. ФОНОВАЯ Ф. К. – средства физической культуры, включенные в рамки повседневного быта. Средства: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физические упражнения в режиме дня, не связанные с большой физической нагрузкой, и т.п. АДАПТИВНАЯ Ф. К. – вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.

Основные понятия теории и методики физической культуры

Объект: физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами физической культуры. Предмет: общие закономерности управления процессом приобщения человека к ценностям физической культуры. Три направления: Соц. вопросы роли и места ф. к. как социальной подсистемы в жизни человека и общества, соотношения ф. к. с другими социальными явлениями, перспектив развития. Педагогич. изучение общих закономерностей управления процессом приобщения населения к занятиям физической культурой и её видами. Биолог. изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека. Основные понятия теории ф. к: ФИЗ.РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. 1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры; 2) как состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств и способностей, необходимых для жизнедеятельности организма. ФИЗ. ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека. ФИЗ. ПОДГОТ-ТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических способностей. ФИЗ. СОВЕРШЕНСТВО – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических способностей. ПСИХОФИЗ. ПОДГОТ-ТЬ – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИР-ТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие. ЖИЗН. НЕОБХ. УМЕНИЯ И НАВЫКИ – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде. ФИЗ. СП-ТИ – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. осн.физ. способностям относятся: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. ФИЗ. УПР. – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических способностей. ПРОФ. НАПР-ТЬ Ф. К. – развитие и совершенствование проф. важных физ. способностей и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...