Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфликт как социальный феномен.
Конфликтология — молодая наука, и для нее характерно наличие многих дискуссионных вопросов и положений. Тем более, что в познании конфликтов весьма велико влияние субъективных качеств исследователя, его мировоззрения и общественно-политических пристрастий. 1. Общественные, межличностные и индивидуальные конфликты изучаются многими дисциплинами. Для каждой из них конфликт выступает в качестве объекта и предмета. Читателю предлагается: 1) охарактеризовать предмет конфликтологии. 445___________Приложение выявить его специфику и отличие от социальной психологии конфликта, правовой теории юридического конфликта, а также исторической науки, изучающей вековые конфликты; 2) показать различие между теоретической и прикладной конфликтоло-гией, проанализировать функции обеих отраслей знания. 2. Приращение знаний о конфликтах происходит на базе осмысления и обобщения актуальной общественной практики и освоения исторического опыта развития социальной мысли. Проблемная ситуация, требующая решения, заключается в корректном объяснении таких вопросов: а) Каким образом включаются в современную систему научного знания идеи классиков конфликтологической науки и каковы возможные крайности при решении этой задачи? б) Каковы критерии интеграции исторического знания в современную науку? 3. Один из основоположников конфликтологии Козер Л. назвал К.Маркса «классическим теоретиком конфликта». В противоположность ему, академик-историк, бывший партийный «хранитель» чистоты марксизма Яковлев А. характеризует марксизм как «помешательство на идее классовой борьбы»; считает, что толькоблагодаря сотрудничеству и солидарности классов «общество живет и развивается». Читателю рекомендуется выразить свое отношение к противоположным оценкам идей К-Маркса о классовых конфликтах, объяснить причины их, высказать свои соображения о научности взглядов классика и их ограниченности, показать, в чем расходятся представления марксизма о классовых конфликтах с современностью. 4. Советской философской литературе было присуще кричащее противоречие: она признавала за Основы конфликтологии 446 абсолютную истину учение К.Маркса о социальных классовых конфликтах (борьбе) и вместе с тем отвергала возможность и реальность таковых в советском обществе. Чем объяснялась такая парадоксальная ситуация в теории, идеологии и партийной пропаганде? 5. В современной западной литературе сложились две противоположные концепции в учении о конфликтах: одна — это подход с точки зрения теории структурного функционализма (Парсонса) и «человеческих отношений», трактующая конфликт как дисфункцию социальной системы. На его основе в США в 60-х гг. сформировались два блока исследователей: «школа, избегающая конфликта» и «школа согласия». Другой подход, сформулированный Дарендорфом Р., признает конфликт как естественное явление для любого общества. Нужно объяснить причины данной проблемной ситуации в науке, ее суть и возможность решения путем сочетания названных концепций. 6. Конфликтологическая наука в настоящее время развивается в двух направлениях: 1) изучение конфликтов с акцентом на большие социальные группы, классы, на противоположность их интересов (марксистская традиция) и связанный с этим макросоциологический анализ основных общественных противоречий, возникающих в процессе изменения социальной системы; 2) исследования, ориентированные преимущественно на индивидуализацию конфликта. В центре внимания представителей первого направления находится «политическое становление» больших социальных групп, манифестация их интересов, а второго — «приватизация» конфликта, перевод его на индивидуальный уровень и нормативная форма его регулирования с
Приложение
целью сохранения стабильности социальной системы. Задача для решения: показать причины существования этих направлений и их обоснованность, высказать мнение относительно возможностей каждого из направлений в познании конфликтов. 7. Основополагающая категория изучаемой науки — конфликт как форма (вид) взаимодействия между людьми. Проблемность изучения конфликта заключается в раскрытии его специфики, отличия его от других видов социального взаимодействия. Рекомендуется следующая схема анализа признаков социального конфликта:
8. В реальной жизни условия и причины возникновения конфликтов многообразны, одни переплетаются с другими. Складывается сложная познавательная ситуация. Она разрешима лишь при учете комплекса детерминирующих конфликт факторов: объективных (социальных условий и пр.), и субъективных (форм осознания конфликта, отношения к нему, оценки и т.д). Содержание проблемной задачи: а) выяснение роли общественных условий в формировании конфликта; б) раскрытие влияния уровня знания о данном конфликте, информации о нем в обществе; в) выявление последствий активного Основы конфликтологии 448 воздействия на конфликтный процесс социально-психологического фактора. 9. Источник конфликтов — общественные противоречия. Характеристика главных противоречий, лежащих в основе конфликтов российского общества, — насущная проблема политиков и ученых-конфликтологов. Их анализ в учебном процессе может быть построен в такой последовательности: — вид противоречия: его характер (антагонизм, неантагонизм); — субъекты противоречия: социальные группы, организации, институты власти и др.; — формы проявления противоречий в политике, в государственном управлении, в поведении правящей элиты, партий, масс, в общественном сознании, в общественном мнении; — способы, технологии возможного разрешения противоречия; — предполагаемые результаты разрешения противоречия. 10. Несмотря на многообразие определения конфликта, большинство авторов характеризует его как противоборство субъектов с противоположными интересами, ценностями и целями. Однако значение указанных элементов конфликта понимается по разному. Например, Здравомыслов А. связывает конфликт с «апелляцией» субъектов к противоположным потребностям, интересам, ценностям и нормам, подчеркивая при этом (вслед за Парсонсом) особую важность ценностей. По определению Козе-ра Л., конфликт есть борьба не только за ценности, но также за претензии на определенный статус, власть и ресурсы. По мнению Дарендорфа Р., предметом конфликта являются противоположные нормы и ожидания институтов и групп. В различии Приложение трактовки составляющих предмета конфликта и заключается суть проблемной ситуации. Отсюда содержание задачи, предлагаемой для решения: а) охарактеризовать понятия, обозначающие основные элементы предмета конфликта, б) выяснить влияние каждого из них на конфликтный процесс, в) вскрыть причины различий в понимании их значения для возникновения конфликта. 11. Функции конфликтов общественной жизни противоречивы, поскольку сам феномен конфликта есть форма выражения острых общественных противоречий. Отсюда проблемная ситуация, связанная с пониманием роли конфликта в процессе изменения и развития общества. Проблема рассматривается представителями различных направлений в конфликтологии в рамках двух взаимоисключающих подходов: 1) восприятия конфликта преимущественно как конструктивно-созидательного фактора, как источника и движущей силы изменения и развития конкретных общественных отношений; 2) видения конфликта лишь как разрушительного явления. Читателю рекомендуется сформулировать свое понимание функций конфликта, аргументировать его, подтверждая примерами из исторической и современной практики российского общества. 12. Динамика конфликта характеризуется его стадиями: возникновением, развитием и разрешением. Каждая из стадий описывается понятиями, неоднозначно интерпретируемыми в литературе: «латентный», «открытый», «неполный», «полный» конфликт; «обострение», «затухание» и «консервация» конфликта; «завершение»и «разрешение» конфликта. Учебное задание: выяснить содержание указанных понятий и проиллюстрировать примерами состояния конфликтов, выражаемых этими понятиями. Зак. 181 Основы конфликтологии 450 |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |