Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфликт как социальный феномен.




Конфликтология — молодая наука, и для нее ха­рактерно наличие многих дискуссионных вопросов и положений. Тем более, что в познании конфлик­тов весьма велико влияние субъективных качеств исследователя, его мировоззрения и общественно-политических пристрастий.

1. Общественные, межличностные и индивиду­альные конфликты изучаются многими дисципли­нами. Для каждой из них конфликт выступает в качестве объекта и предмета. Читателю предлага­ется: 1) охарактеризовать предмет конфликтологии.


445___________Приложение

выявить его специфику и отличие от социальной психологии конфликта, правовой теории юридичес­кого конфликта, а также исторической науки, изу­чающей вековые конфликты; 2) показать различие между теоретической и прикладной конфликтоло-гией, проанализировать функции обеих отраслей знания.

2. Приращение знаний о конфликтах происходит на базе осмысления и обобщения актуальной об­щественной практики и освоения исторического опы­та развития социальной мысли. Проблемная ситу­ация, требующая решения, заключается в коррект­ном объяснении таких вопросов: а) Каким образом включаются в современную систему научного зна­ния идеи классиков конфликтологической науки и каковы возможные крайности при решении этой за­дачи? б) Каковы критерии интеграции историчес­кого знания в современную науку?

3. Один из основоположников конфликтологии Козер Л. назвал К.Маркса «классическим теорети­ком конфликта». В противоположность ему, акаде­мик-историк, бывший партийный «хранитель» чис­тоты марксизма Яковлев А. характеризует марк­сизм как «помешательство на идее классовой борьбы»; считает, что толькоблагодаря сотрудни­честву и солидарности классов «общество живет и развивается». Читателю рекомендуется выразить свое отношение к противоположным оценкам идей К-Маркса о классовых конфликтах, объяснить при­чины их, высказать свои соображения о научности взглядов классика и их ограниченности, показать, в чем расходятся представления марксизма о клас­совых конфликтах с современностью.

4. Советской философской литературе было при­суще кричащее противоречие: она признавала за


Основы конфликтологии 446

абсолютную истину учение К.Маркса о социальных классовых конфликтах (борьбе) и вместе с тем от­вергала возможность и реальность таковых в совет­ском обществе. Чем объяснялась такая парадок­сальная ситуация в теории, идеологии и партийной пропаганде?

5. В современной западной литературе сложи­лись две противоположные концепции в учении о конфликтах: одна — это подход с точки зрения тео­рии структурного функционализма (Парсонса) и «человеческих отношений», трактующая конфликт как дисфункцию социальной системы. На его осно­ве в США в 60-х гг. сформировались два блока ис­следователей: «школа, избегающая конфликта» и «школа согласия». Другой подход, сформулирован­ный Дарендорфом Р., признает конфликт как есте­ственное явление для любого общества. Нужно объяснить причины данной проблемной ситуации в науке, ее суть и возможность решения путем соче­тания названных концепций.

6. Конфликтологическая наука в настоящее вре­мя развивается в двух направлениях: 1) изучение конфликтов с акцентом на большие социальные группы, классы, на противоположность их интере­сов (марксистская традиция) и связанный с этим макросоциологический анализ основных обществен­ных противоречий, возникающих в процессе изменения социальной системы; 2) исследования, ориентированные преимущественно на индивидуа­лизацию конфликта. В центре внимания предста­вителей первого направления находится «политичес­кое становление» больших социальных групп, манифестация их интересов, а второго — «привати­зация» конфликта, перевод его на индивидуальный уровень и нормативная форма его регулирования с


447






Приложение


 


целью сохранения стабильности социальной систе­мы.

Задача для решения: показать причины суще­ствования этих направлений и их обоснованность, высказать мнение относительно возможностей каж­дого из направлений в познании конфликтов.

7. Основополагающая категория изучаемой на­уки — конфликт как форма (вид) взаимодействия между людьми. Проблемность изучения конфлик­та заключается в раскрытии его специфики, отли­чия его от других видов социального взаимодей­ствия. Рекомендуется следующая схема анализа признаков социального конфликта:

Субъект конфликта   Зона и предмет конфликта   Средства и методы конфликта  
Личность          
           
           
           

8. В реальной жизни условия и причины возник­новения конфликтов многообразны, одни перепле­таются с другими. Складывается сложная познава­тельная ситуация. Она разрешима лишь при учете комплекса детерминирующих конфликт факторов: объективных (социальных условий и пр.), и субъек­тивных (форм осознания конфликта, отношения к нему, оценки и т.д). Содержание проблемной зада­чи: а) выяснение роли общественных условий в фор­мировании конфликта; б) раскрытие влияния уров­ня знания о данном конфликте, информации о нем в обществе; в) выявление последствий активного





Основы конфликтологии      448

воздействия на конфликтный процесс социально-психологического фактора.

9. Источник конфликтов — общественные проти­воречия. Характеристика главных противоречий, лежащих в основе конфликтов российского обще­ства, — насущная проблема политиков и ученых-конфликтологов. Их анализ в учебном процессе мо­жет быть построен в такой последовательности:

— вид противоречия: его характер (антагонизм, неантагонизм);

— субъекты противоречия: социальные группы, организации, институты власти и др.;

— формы проявления противоречий в политике, в государственном управлении, в поведении правя­щей элиты, партий, масс, в общественном сознании, в общественном мнении;

— способы, технологии возможного разрешения противоречия;

— предполагаемые результаты разрешения про­тиворечия.

10. Несмотря на многообразие определения кон­фликта, большинство авторов характеризует его как противоборство субъектов с противоположными интересами, ценностями и целями. Однако значе­ние указанных элементов конфликта понимается по разному. Например, Здравомыслов А. связывает конфликт с «апелляцией» субъектов к противопо­ложным потребностям, интересам, ценностям и нор­мам, подчеркивая при этом (вслед за Парсонсом) особую важность ценностей. По определению Козе-ра Л., конфликт есть борьба не только за ценности, но также за претензии на определенный статус, власть и ресурсы. По мнению Дарендорфа Р., пред­метом конфликта являются противоположные нор­мы и ожидания институтов и групп. В различии



Приложение

трактовки составляющих предмета конфликта и заключается суть проблемной ситуации. Отсюда со­держание задачи, предлагаемой для решения: а) охарактеризовать понятия, обозначающие основные элементы предмета конфликта, б) выяснить влия­ние каждого из них на конфликтный процесс,

в) вскрыть причины различий в понимании их значения для возникновения конфликта.

11. Функции конфликтов общественной жизни противоречивы, поскольку сам феномен конфликта есть форма выражения острых общественных про­тиворечий. Отсюда проблемная ситуация, связан­ная с пониманием роли конфликта в процессе из­менения и развития общества. Проблема рассмат­ривается представителями различных направлений в конфликтологии в рамках двух взаимоисключаю­щих подходов: 1) восприятия конфликта преимуще­ственно как конструктивно-созидательного фактора, как источника и движущей силы изменения и раз­вития конкретных общественных отношений; 2) ви­дения конфликта лишь как разрушительного явле­ния. Читателю рекомендуется сформулировать свое понимание функций конфликта, аргументировать его, подтверждая примерами из исторической и со­временной практики российского общества.

12. Динамика конфликта характеризуется его ста­диями: возникновением, развитием и разрешением. Каждая из стадий описывается понятиями, неодноз­начно интерпретируемыми в литературе: «латент­ный», «открытый», «неполный», «полный» конфликт; «обострение», «затухание» и «консервация» конфлик­та; «завершение»и «разрешение» конфликта. Учеб­ное задание: выяснить содержание указанных поня­тий и проиллюстрировать примерами состояния кон­фликтов, выражаемых этими понятиями.

Зак. 181


Основы конфликтологии 450










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...