Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Демократические технологии управления конфликтами в действии.




Инструменты любой деятельности, в том числе управленческой, подбираются людьми в соответ­ствии с объектом и характером деятельности. Это правило относится и к демократическим технологи­ям. На высшем уровне руководства используются одни виды технологий (политических, экономических и др.); на уровне субъектов Федерации — другие, наконец, в системе местного самоуправления — тре­тьи. Речь, разумеется, не идет о разных принципах демократии: они универсальны и закреплены в Кон­ституции. Специфичны формы и механизмы реали­зации одних и тех же принципов. Поисково-творчес­кий подход, новации здесь не пожелание, а потреб­ность. Разнообразие технологий не прописано в инструкциях и наставлениях, не значится в каких-либо бюрократических опусах, не изобретается пад­кими на «жареные» факты журналистами. Управ­ленческое творчество — профессиональная обязан­ность государственных служащих и институтов.

Попытаемся представить и описать в первом при­ближении, в общем виде типологию демократичес­ких технологий различных уровней функционирова­ния управленческой системы.

1. Формы и методы управления конфликтами на уровне федеральных институтов власти и управле­ния: механизмы реализации Основного Закона (Конституции); демократические нормы и процеду-


Основы конфликтологии 418

ры формирования органов законодательной, пред­ставительной и исполнительной , а также судебной властей; правила принятия решений и процедуры организации и проведения общефедеральных и дру­гих общественно-политических форумов; виды со­вместного (разных ветвей власти) обсуждения форм и методов регулирования и разрешения конфлик­тов и конфликтных ситуаций, имеющих общегосу­дарственное значение; информирование общества (СМИ) о деятельности и решениях государственных институтов; все формы и виды прямой и представи­тельной демократии, формы связи госинститутов с общественностью. Стержневой технологией для всех названных методов является коллективное голосо­вание и обсуждение проектов решений (резолюцийг законов и пр.), а также различные виды выборов. В этом состоит коренное различие технологий демок­ратических от технологий административно-коман­дных и правовых, сердцевину которых образует приказ, решение суда, распоряжение и другие уп­равленческие документы, исходящие от админист­ративной власти. Голосование — технология выяв­ления воли большинства, его позиции в отношении способов урегулирования или разрешения конфлик­та. При этом в качестве участников голосования выступают не только конфликтующие стороны, но также не включенные в конфронтацию» выступаю­щие в качестве коллективного арбитра. Воля боль­шинства — то средство, а скорее сила, с помощью которой конфликт либо гасится, либо переводится в другое русло развития или иную форму. Неизбеж­но воспроизведение конфликта, если большинство никак не учло позиции меньшинства, не посчита­лось с его интересами.


419 Лекция 1О

2. Формы и методы управления конфликтными ситуациями и конфликтами на уровне субъектов Федерации: совокупность способов реализации кон­ституционных установлений, обеспечивающих реа­лизацию интересов и позиций региональных общ-ностей при регулировании конфликтных ситуаций и конфликтов регионального характера. Здесь при­меняются те же, что и на федеральном уровне, тех­нологии с учетом специфики региональной общнос­ти и институтов власти и управления. Например, референдумы как форма прямой демократии орга­низуются лишь по вопросам, касающимся интере­сов субъекта Федерации. Коллективное обсуждение тех или иных решений, голосование, в том числе в виде выборов, и здесь выступает как основная про­цедура принятия решений. На уровне субъектов Фе­дерации возрастает роль взаимосвязей госвласти с обществом.

3.Формы и методы функционирования местного самоуправления как одного из видов демократии охватывает совокупность способов выявления и ре­ализации интересов, позиций, воли местных об­ществ. Голосование, в том числе в виде выборов, и здесь — основной инструмент принятия коллектив­ных решений.

Уровни принятия решений при помощи демокра­тических процедур определяют конкретную техноло­гию: чем выше уровень, тем больше масштабы при­менения представительной демократии.

Демократические технологии сами по себе, изо­лировано от институтов административной власти, не могут обеспечить регулирование и разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов. Круг их воз­можностей ограничен теми проблемами, которые требуют для их решения применение принуждения, иначе говоря, где нужно употребить власть. Ис-


Основы конфликтологии 420

пользование власти, в свою очередь, требует учета ее многофункциональности: как господства, сосре­доточения командования, осуществления контроля за деятельностью отдельных лиц и групп. Каждая из названных функций может быть реализована в виде средства преодоления конфликта.

Обратим внимание читателя на некоторые прин­ципиальные моменты использования демократичес­ких технологий. Один из главных — нахождение оп­тимальных для данной конфликтной ситуации моделей ее разрешения с учетом позитивных послед­ствий для других общественных отношений, связан­ных с этой ситуацией. Применение демократических технологий — не самоцель, а средство достижения качественных результатов. Участие общественных институтов в разработке решений, контроль за дей­ствиями государственных органов по выполнению принятых решений, свободное обсуждение проблем, возникающих в ходе преодоления конкретного кон­фликта, поиск новых вариантов решений — эти и другие элементы демократической по своей приро­де деятельности составляют структуру управления конфликтами. Там, где такая практика отсутствует, консервируются общественные коллизии, возника­ют кризисные ситуации.

Подчеркивая позитивную роль демократических технологий, мы не намерены ее преувеличивать или исключать потенциально присущие им негативы. Участие в разработке и принятии управленческих решений наряду с профессионалами-управленцами непрофессионалов, представителей общественности, порождает возможность некомпетентного анализа конфликтов. Демократический характер обсужде­ния проектов решений затягивает процедуру их при­нятия, снижает оперативность руководства. В об-


421_____________Лекция 10

щем хоре дискуссий уравниваются по значимости творческие, новаторские взгляды и мнения обыден­ные, не содержащие в себе каких-либо новых мыс­лей. Коллективное принятие решений потенциаль­но несет в себе элемент безответственного отноше­ния отдельных участников к его результатам и ведет к попыткам администраторов спрятаться от ответ­ственности, в случае необходимости, за мнение кол­лектива, свалить вину с больной головы на здоро­вую. В этом и состояла порочная практика соедине­ния представительной и исполнительной властей в системе бывших Советов. Субъекты исполнительной власти, в случае провала их решений, как правило, оправдывали свои действия ссылками на постанов­ления представительного органа (сессии Совета, Президиума и пр.) или указания партийного коми­тета.

Анализ практики государственного управления показывает, что без тщательной отработки механиз­ма применения демократических технологий и его закрепления в законодательстве, авторитарные ме­тоды остаются реально действующими. А за демок­ратические выдаются квази-демократические, по сути — парадоксы демократии: принцип большин­ства превращается в вульгарную голосовую ариф­метику при оценке качества принимаемых решений; выборная система — главнейший институт демок­ратии — в технологию выявления и закрепления воли властвующего меньшинства, а не массы управ­ляемых; принцип плюрализма — в практику дозво­ленного высказывания разнообразных мнений, не влияющих на принятие ответственных решений. Ес­тественно, парадоксы демократии приводят не к урегулированию конфликтов, а, напротив, к их обо­стрению или маскировке


Основы конфликтологии 422

Казалось бы, выборы в органы государственной власти — лучшая форма разрешения социально-по­литических конфликтов, накопившихся в обществе за период между выборными кампаниями. Между тем последние кампании — по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ, в орга­ны государственной власти субъектов Федерации — вызвали значительное обострение борьбы пра­вящих и оппозиционных сил. Коммунисты, победив­шие на выборах в Думу, и «партия власти», потер­певшая поражение, остались на прежних местах в системе власти. У коммунистической фракции как не было, так и нет права формировать прави­тельство и контролировать его деятельность. Кадры ответственных чиновников как формиро­вались из сторонников «партии власти», так и по сей день формируются. СМИ как были объектом монополии Президента РФ и правительства, так и остались. Мало того, победивший на выборах Ельцин Б.Н. в качестве Президента РФ не отка­зался от практики конфронтации с оппозицией, даже в какой-то степени ее усилил; он сохранил ее также во взаимоотношениях с Государственной Думой, поскольку там доминируют коммунисты и их политические союзники. В последнее время, правда, наметился компромисс в разрешении кон­фликта. Будет ли он постоянным правилом, пока­жет время.

Демократическая мировая практика выработа­ла многие формы регулирования и разрешения конфликтов силами институтов государственного управления. В их числе не одни только выборы в органы власти, но также разнообразные формы прямой и представительной демократии: референ­думы, партийные съезды, сами политические


423_____Лекция 10

партии как организации, выступающие соедини­тельным звеном между государственными институ­тами и крупными социальными группами и оруди­ем согласования интересов и позиций. Авторитарные методы и приемы управления конфликтными ситуа­циями противопоставляются демократическим по широкому фронту общественных отношений: секрет­ность обсуждения и принятия политических решений — гласности; монолог лидеров — публично­му диалогу с оппозицией; административный при­каз — рекомендациям наилучшего варианта реше­ния конкретных проблем; командное инструктирова­ние — дискуссии и т.д. Получили распространение такие новые демократические формы оценки деятель­ности власть предержащих, как теледебаты, опреде­ление рейтинга лидеров (своеобразная форма реа­лизации принципа большинства); изучение обще­ственного мнения по наиболее важным вопросам деятельности субъектов государственного управле­ния и состояния конфликтогенной обстановки в об­ществе; разнообразные формы взаимосвязи институ­тов государственной власти с общественностью.

В качестве эффективной и достаточно популяр­ной формы демократического урегулирования по­литических конфликтов зарекомендовали себя дис­куссии «за круглым столом». «Круглые столы» ста­ли распространенным механизмом в разрешении застарелых и труднейших политических противосто­яний. С помощью «круглого стола» Монклоа Испа­ния вышла из политического кризиса после смерти диктатора Франко. Не раз прибегала к такому ме­ханизму урегулирования конфликтов оппозиция в западно-европейских странах, хотя и не добивалась при этомжелаемых результатов. «Круглые столы» постепенно входят в политическую жизнь России.


Основы конфликтологии 424

Цель любого «круглого стола» — достигнуть со­гласия относительно проблем, составляющих объект политического конфликта, и путей их решения. Иде­альный вариант — реализация этой цели. Подчер­киваем: идеальный, но необязательно при всех ус­ловиях осуществимый. У «круглого стола» бывают углы, причем коварные, мешающие снятию конф­ликта между его участниками. Какие же они? Это — скрываемые от оппонента интересы и намерения, с которыми садятся за стол дискуссии одна или обе конфликтующие стороны. Политическая борьба меньше напоминает школьную арифметику; она бо­лее похожа на алгебру и на высшую математику.

Кроме идеального варианта исхода дискуссии за «круглым столом», возможны другие: «максималь­ный выигрыш» одной стороны и «минимальный выигрыш» другой; «выигрыш—проигрыш», в том числе не исключая капитуляцию одной из сторон; безрезультатное окончание заседаний «круглого стола», когда какая-либо сторона или даже обе стремились его использовать с целью выжидания наиболее благоприятного времени для своей побе­ды или накопления сил. Прибегают конфликтующие стороны и к срыву достигнутых договоренностей, если изменившаяся ситуация противоречит реали­зации их замыслов.

Небольшой опыт «круглых столов» в России про­демонстрировал пока лишь негативные последствия их проведения. Известные переговорные процедуры между бывшим Верховным Советом РСФСР и Пре­зидентом Ельциным Б.Н. при посредничестве Пред­седателя Конституционного суда и выработанное в результате этого компромиссное постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» мало помогло преодолению острого


425  _________Лекция 10

конфликта между законодательной и исполнитель­ной ветвями высшей государственной власти. В дальнейшем оно по сути дела было предано забве­нию. Проект новой конституции РФ на заключи­тельном этапе разрабатывался лишь сторонника­ми Президента без участия Верховного Совета и его руководства.

Остается выяснить вопрос: чем обусловлены про­тиворечивые результаты «круглых столов»? По крайней мере, двумя факторами: соотношением сил, находящихся в состоянии конфликта, характером политической обстановки, тенденцией ее развития. В ситуации равновесия сил, когда ни одна из конф­ликтующих сторон не может управлять самостоя­тельно, а другая еще не в состоянии это делать (оп­позиция), достигается согласие, конфликт преодоле­вается хотя бы временно, для сохранения той обстановки, при которой установилось равновесие сил. Конфликтующие стороны меняют тактику, вплоть до отказа от прежних договоренностей, если проявляется тенденция к качественному изменению общественно-политической обстановки в пользу од­ной из сторон и возникает возможность для ее вы­игрыша, а для другой — проигрыша. Не худший вариант в подобной ситуации — возможность вы­жидания дальнейших перемен и предложение об отсрочке выполнения взятых в результате торга на себя обязательств. Неотвратимость капитуляции какой-либо стороны возникает в условиях катастро­фической потери ею поддержки находящихся вне конфликта общественных сил (партий, социальных групп), или, по крайней мере, реальной опасности такой потери.

Тот выигрывает от использования механизма «круглого стола», кто становится фаворитом актив-











Основы конфликтологии

ных в данной обстановке общественных сил, на сто­роне кого оказывается доминирующее общественно-политическое мнение.

Продолжение открытых конфронтационных действий Президента РФ Ельцина Б.Н. против бывшего Верховного Совета РСФСР в 1992-1993 гг. было основано на продуманном анализе изменяю­щейся в его пользу политической ситуации и учете складывающегося перевеса общественного мнения. Тезис Президента РФ — «Верховный Совет — глав­ный тормоз реформ» — работал эффективно, ре­конструируя конфликт, между главой исполни­тельной власти и высшим законодательным орга­ном страны не в интересах последнего. Это позволило Президенту настойчиво добиваться Проведения всероссийского референдума о доверии ему лично и о поддержке его политики.

Референдумы в западно-европейской политичес­кой практике — высшая форма выявления мнения большинства по коренным вопросам политики. В России же и здесь возникают свои проблемы. Ска­зывается груз длительного господства авторитариз­ма и диктатуры. Референдум 17 марта 1991 г. за сохранение Союза ССР, его результаты (в РСФСР за сохранение высказались 71% граждан, на Ук­раине — 70%, в Белоруссии — Ј3%) были перечерк­нуты беловежской тройкой лидеров, объявивших о кончине Советского Союза. Таким образом, мнение меньшинства, в основном не принявшего участия в референдуме, оказалось решающим. Не менее дра­матическими для судеб российского политического конфликта 90-х гг. стали последствия другого рефе­рендума — о доверии исполнительной президентс­кой и законодательной ветвям власти. На первое место были поставлены не результаты, а их проти-



Лекция 10

воположная интерпретация конфликтующими сто­ронами. Она органически включалась в структуру конфликта и сыграла определяющую роль в даль­нейшем ходе противоборства между властями. Несмотря на то, что большинство принявших учас­тие в референдуме не высказалось за необходимость проведения досрочных выборов народных депута­тов Российской Федерации, президентская коман­да истолковала итоги референдума как свою победу; курс Президента и правительства по про­ведению реформ был одобрен. Конфликт теперь приобрел новую фазу остроты; его динамика пошла в направлении к насильственному разрешению. Это и произошло в трагические дни сентябрь-октябрьс­ких (1993 г.) событий.

Сказанное выше о неоднозначности результатов применения демократических форм управления кон­фликтами («круглых столов» и референдумов) позво­ляет сделать вывод, что эти технологии, как и про­чие, оставляют в политическом пространстве место для неопределенности суждений и оценок конфлик­тующими сторонами своего положения в политичес­ком противостоянии, о реальности доминирования или же отсутствии его в новой ситуации. Этой нео­пределенностью стремится воспользоваться сторона, для которой складывается в данное время благопри­ятная общественно-политическая обстановка. В та­ком случае орудием разрешения, а скорее прекра­щения конфликта, становятся не демократические, а административно-властные методы.

В любой ситуации политическими силами ис­пользуются СМИ: и как средства информационной демократии, и как орудие легитимации антидемок­ратических механизмов воздействия на конфликту­ющих субъектов. В современных условиях ни один


Основы конфликтологии 428

конфликт, ни одну акцию государственной власти и отношение к ней общества нельзя рассматривать изолированно от влияния СМИ. Между людьми и властью сегодня стоят СМИ. Как они преподносят обществу информацию о характере конфликтных ситуаций и реакции государственных органов, так в большинстве своем закрепляется картина в мас­совом сознании. По желанию руководителей СМИ и обслуживающих их журналистов, а также тех, кто их оплачивает и контролирует, нагнетаются кон­кретные конфликты или, напротив, замалчиваются. СМИ конструируют конфликтную реальность по своему усмотрению и заказу сильных мира сего, ли­шая такой возможности в большинстве ситуаций противоположных агентов конфликта. Информаци­онные средства превратились в многофункциональ­ное орудие воздействия на человека и общество в целом: социальной мобилизации и социального контроля, стимулирования и санкционирования, ле­гитимации действий властных институтов и делеги-тимации и т.д. Роль средств массовой информации настолько возросла, что это дало основание некото­рым теоретикам считать их фактором первичным по отношению ко всем другим в структуре обществен­ного процесса. Думается, что в части социализации личности и формирования мотивационной базы массового поведения, такое суждение вполне кор­ректно.

Фактор неопределенности, сопутствующий любо­му конфликту, в особенности политическому, вклю­чение в конфликтное взаимоотношение массовой информации, выступающей эффективным сред­ством конструирования субъективной реальности, зависимость действий политиков и политических ин­ститутов от символического капитала, формируемо-


429 ____________Лекция 10

го СМИ, — все это тем не менее не исключает объек­тивных закономерностей политики и политических конфликтов.

На волне критики марксизма многие авторы отказались от идеи объективных законов истори­ческого процесса в целом и политики в том числе, считая ее догмой вульгарного исторического ма­териализма. Один из активных пропагандистов такой точки зрения на страницах газеты «Совет­ская Россия» (1997 г.) С.Кара-Мурза обозвал эту идею «песенкой об объективных законах» для ин­теллигенции, «вбитой в наши головы школой», во многом способствовавшей дискредитации социа­лизма. Здравомыслов А.Г. высказывает по сути ту же мысль, утверждая, что «конфликтно-событий­ное понимание происходящего» отвергает притя­зания теоретического разума на сведение частно­го к общему», «демонстрирует несостоятельность стремления открыть и сформулировать некото­рые общие объективные законы происходящего.» Эта точка зрения «подчеркивает роль субъектив­ности,а следовательно, оставляет достаточно большое место для непредсказуемости совершаю­щегося».4 Последнее умозаключение автора не вы­зывает возражения, однако оно ничуть не проти­воречит признанию объективности законов социальной действительности. И как бы. ни огова­ривал автор свою точку зрения тем, что ее не сле­дует понимать как отказ от интеллектуального постижения действительности, ее рационализации, такой отказ в ней потенциально заложен.

«Большой запас неопределенности» в конфлик-тогенных взаимодействиях, в реальном их развер­тывании, безусловно, есть следствие роли субъек­тивного фактора и многообразия взаимосвязанных


Основы конфликтологии 430

конфликтов или даже их серий. Нелепо было бы от­рицать, что в политике зачастую доминирует воля лидеров, партий, элит, бушуют страсти и эмоции. Однако конечный итог политических действий орга­низованных социальных групп определяются все же общими интересами, так или иначе признаваемы­ми активной частью этих групп. Зависимость поли­тических процессов от общих интересов есть один из объективных законов политики.5 Его признание вов­се не означает, что любой политик, действуя в кон­фликтной ситуации, осознанно и непосредственно ориентируется на общий интерес. И все же конеч­ный успех умиротворения конфликта или его раз­решения обусловлен тем, насколько полно этот ин­терес отражен в стратегии политика.

Объективность законов политики примитивно истолковывать в смысле абсолютной их независи­мости от действий политического субъекта. Ведь социальные законы, в том числе политические, суть всеобщие и необходимые формы общественных дей­ствий людей. Реализоваться иначе, как только че­рез сознание, волю и действия людей, они не могут. Кроме того, людские сообщества, изменяя обстоя­тельства своей общественной жизни, тем самым со­здают условия Для возникновения одних законов и блокирования других, способствовавших сохране­нию и функционированию старой социальной сис­темы. В настоящий период такай процесс характе­рен для России. Здесь формируется иная, в отличие от советской, политическая система с иными зако­номерностями, выражающимися, в частности, в моделях либеральной демократии западно-европей­ского образца. Новое, специфическое не отвергает всеобщего, например, объективной необходимости легитимности политической власти. Изыскиваются


431 Лекция 10

и реализуются лишь другие формы и методы леги­тимации. Не отрицаются давно проверенные исто­рическим опытом способы распределения власти и взаимодействия различных типов властей, к приме­ру, разделение законодательной, исполнительной и судебных властей. Обосновываются и закрепляют­ся законом соответствующие российским условиям формы разделения и институты государственной власти. Наконец, наличие в нашей стране многих общецивилизационных политических конфликтов, в частности между различными ветвями власти, до­казывает реальность бытия объективных законов. И это не зависит от поведения тех или иных полити­ков, стремящихся выдавать свои цели и действия за объективные, безальтернативные, за абсолютную истину.

Только на основе знания о закономерностях по­литических процессов возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл — верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом «проб и ошибок», управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом типа: «по­живем—увидим»; «что делается, все к лучшему»; «наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь» — результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение со­гласия.

Сценарий прогноза как необходимый инструмент управления конфликтом служит базой для разра­ботки программы (проекта) действий. Программное мышление по своему существу выступает как про­блемное. Программа (проект) — это обозначение


Основы конфликтологии 432

комплекса проблем и обоснование путей и методов их решения. За проблемами кроются противоречия и конфликты, исход которых до некоторого времени остается непредсказуемым. Составление программы требует разграничения проблемного знания о кон­фликте и конфликтной ситуации от непроблемного, то есть известного, не требующего дополнительного исследования. Программа слагается из комплекса мероприятий, осуществление которых позволит ре­шать задачу управления конфликтом. В програм­ме может быть заложен ряд вариантов достижения цели, намеченной государственным субъектом. Об­суждение этих вариантов и выбор оптимальных для данных условий и характера конфликтной ситуации представляет собою объект демократического воз­действия на процесс управления. Здесь открывает­ся поле для любых дискуссий, теледебатов, «круг­лых столов», соглашений и разногласий и т.п., что не может подменять профессиональную работу кад­ров госуправления.

Программа, сформулированная с участием об­щественности и научно выверенная профессионала­ми, становится стержнем политики в конкретной сфере деятельности государства. Описанная струк­тура программирования политики управления кон­фликтом — идеал, норма, не всегда реализуемые в жизни, поскольку в процесс вмешиваются многие (объективные и субъективные) корректирующие его элементы. Главным образом, они связаны с незна­нием последствий реализации поставленных целей. Познавательный процесс усложняется различием противоречий и конфликта, в частности, в социаль­ной сфере. Социальные противоречия в стране в настоящее время очевидны (о них шла речь выше). Конфликты же намечаются и возникают не во всех


433____________Лекция 10

регионах. Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что социально-политический конф­ликт формируется чаще всего в регионах и субъек­тах Федерации с относительно хорошими по срав­нению с другими условиями жизни (например, Краснодарском и Ставропольском краях). Следова­тельно, традиционный марксистский анализ по принципу «политика есть концентрированное выра­жение экономики» в этом случае неприменим. Ско­рее всего полезнее апеллировать к другому тезису (ленинскому): о первенстве политики над экономи­кой. В конфликтных ситуациях переходного перио­да этот тезис является теоретическим ориентиром в политическом руководстве. Иное положение в обще­стве со стабильной экономической и политической системами: здесь экономика выступает основопола­гающим фактором по отношению к другим сферам, хотя и в границах, заданных спецификой каждой из сфер, а также особенностями социального про­странства.

Из сказанного вытекают принципиальные выво­ды, касающиеся некоторых правил регулирования и разрешения конфликтов.

Первое. Социально-экономические и политичес­кие конфликты в нынешней России прежде всего обусловлены характером политической системы, пришедшей на смену советской системе, несоответ­ствием продекларированной режимом демократич­ности системы и реальной тенденцией к авторитар­ности, «демократической диктатуре». Системный кризис в российском обществе имеет свои объектив­ные причины, однако пока доминируют не они, а причины субъективные. Значит, коренным услови­ем управления конфликтами, их регулирования и разрешения является изменение политики и систе-


Основы конфликтологии 434

мы в направлении обеспечения согласования инте­ресов социальных групп и их возможно максималь­ного в данной исторической ситуации удовлетворе­ния.

Второе. Противоречия в сфере интересов были и остаются основным источником конфликтов. Вели­ко значение осознания их людьми. Конфликт инте­ресов не разрешается только путем «переосмысле­ния» интересов участников конфликта. Объективная сторона интересов, будь то общественных или лич­ных, переформируется, а затем может быть переос­мыслена, если изменяется их действительная осно­ва — социально-политическое бытие. Тогда устра­няется и предмет конфликта.

Третье. Регулирование и разрешение конфликтов становится реальностью при соблюдении демокра­тического принципа большинства, но также при уважении интересов меньшинства, даже в случае, когда меньшинство оказалось стороной, проиграв­шей в конфликте.

Четвертое. Управление конфликтами дает ожи­даемые результаты при условии соответствующего правового обеспечения демократических и прочих технологий, включая применение государственного принуждения. Принудительные методы погашения конфликта на неправовой основе приводят к новым конфликтным ситуациям, во многих случаях еще более болезненным для общества, чем прежние.








Политика и конфликты.

В общественной системе, представляющей орга­ническую взаимосвязь экономических, политичес­ких, правовых, социальных и пр. отношений, конф­ликты, присущие им, не изолированы друг от дру-


435     _____Лекция 10

га, а так или иначе взаимосвязаны. Система опре­деляет характер конфликтов (скажем, антагонисти­ческий или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управ­ления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее кон­структивно-созидательный или разрушительный по­тенциал. Поэтому системный подход к государ­ственному управлению конфликтами так же необ­ходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.

На наш взгляд, драматическая история нашей страны в последнее десятилетие дала материал для решения этой проблемы. Политика как система го­сударственной власти и основное направление ее деятельности — вновь стала первенствующимфак­тором во всех решающих коллизиях государства и общества. Вопреки догматически трактуемым ма­териалистическим постулатам экономическая систе­ма начала разваливаться под воздействием в пер­вую очередь не экономических, а политических кон­фликтов. «Война суверенитетов» взяла верх над экономической необходимостью сохранения десяти­летиями складывавшихся экономических отноше­ний и единого экономического пространства. Мало того, политический фактор, в частности политичес­кие споры между лидерами теперь уже суверенных государств, бывших советских республик, парали­зовали восстановление не только единой экономи­ческой, но и других систем взаимоотнршений и свя­зей, а также общего правового и информационного пространств.

Реальная картина общественно-исторического процесса на территории бывшего Советского Союза и влияния на него политики не осознается правя-




Основы конфликтологии

щими кругами, а скорее всего игнорируется. За последнее время они с упорством, достойным луч­шего применения, стремятся убедить общество в том, что политика якобы напрочь отделена от эко­номики, что политические конфликты, равно как со­циальные или идеологические, не следует рассмат­ривать и оценивать сквозь призму характера поли­тического режима и его курса. Даже, как говорится, «чистые» государственные политические институты (законодательной и исполнительной власти, вклю­чая правительство России) характеризуются как институты, призванные заниматься конкретными делами а не политикой. Поистине бывшие завла­бы, пришедшие к власти в результате политическо­го переворота, забыли о своей «альма матер» (ма­тери, их породившей).

В современном обществе, тем более в таком по­литизированном, как нынешняя Россия, нет друго­го универсального интегрирующего факторе, как политика, равного по своему характеру и эффектив­ности воздействия на любые социальные конфлик­ты. Именно она выступает системообразующим зве­ном, оставаясь в конечном счете по своей природе концентрированным выражением (непосредствен­ным или опосредованным) общественных экономи­ческих, социальных интересов и духовных ценностей больших социальных групп.

Политические конфликты, как свидетельствует опыт нашей страны, являются определяющими по отношению к другим и в совокупности с ними со­ставляют зону, в которой могут возникать и действо­вать последние.

Подчеркивая взаимосвязь политических конфлик­тов с иными социальными, было бы ошибочно поли­тизировать любые из них. Безоговорочная полити-


437____________Лекция 10

зация в данном случае так же далека от истины, как и деполитизация любого конфликта, будь то макро­конфликт или конфликты, возникающие на уровне субъектов Федерации, конфликты внутри институтов высшей госвласти или местного самоуправления.

Политический процесс, курс государственной по­литики — общее условие, тот, образно говоря, кис­лород, который наполняет жизненной силой дей­ствия технологий управления. Поэтому каждая группа конфликтов требует наряду с общим поли­тическим курсом разработки соответствующей по­литики, создающей благоприятную основу для их регулирования и снятия (или же стимулирования). Конфликт должен быть точкой отсчета, исходной категорией анализа и разработки стратегии и так­тики руководящей политической деятельности.

К примеру, экономические конфликты, коими перенасыщена страна, в большинстве своем не сгла­живаются и не разрешаются, а множатся и обостря­ются в силу того, что экономическая политика ори­ентирована на стимулирование противоречий между интересами широких масс трудящихся и обо­гатившейся за счет присвоения госсобственности кучки новорусской буржуазии. Нынешний кризис экономики — концентрированное выражение ее кон­фликтного состояния. Никакие демократические тех­нологии, правовые и прочие методы без использо­вания материальных ресурсов и средств, не помо­гут преодолению кризисной ситуации. Нужна хорошо продуманная антикризисная программа развития самой экономики, то есть экономическая политика, предусматривающая реальный прогресс производительных сил общества. Она и будет ору­дием преодоления всеобщей конфликтной ситуации в стране, наряду с другими видами политики.




Основы конфликтологии

Острейшие социальные конфликты, сотрясающие российское общество в настоящее время, не исчез­нут сами по себе, если партия власти будет глушить недовольство одних слоев населения путем ущемле­ния интересов других. Только социально-политичес­кая стратегия, рассчитанная на перспективу, имею­щая под собой необходимую экономическую базу, осуществляемая не на словах, а на деле, может стать реальным и эффективным орудием регулирования и разрешения социальных антагонизмов, порож­денных капитализацией общества.

Теперь уже большей части здравомыслящих ря­довых граждан и даже политической бюрократии понятно, что развитие национально-этнических кон­фликтов с их разрушительными последствиями не­возможно предотвратить как путем критики так на­зываемого тоталитаризма бывшего советского ре­жима, так и военными средствами. От государства требуется прагматическая национальная политика, которая бы способствовала и даже обеспечила воз­можность контролируемого и ограничено терпимо­го для государства и общества уровня состояния межнациональных противоречий и последующего их преодоления на взаимоприемлемой для этносов основе. Такую политику не могут разработать ни отставные генералы, ни бесправные и безликие ми­нистры. Это дело Федерального Собрания и Прези­дента РФ. К сожалению, пока россияне являются свидетелями бессистемных политических акций, объективно противопоставляющих одни этнические группы другим: бывшие репрессированные народы — не подвергавшимся репрессиям, так называемые коренные национальности — некоренным.

Не справившись с конфликтом, возникшим меж­ду Россией и Чечней, между федеральным центром


439____________Лекция 1О

и чеченской националистической верхушкой влас­ти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь пред­принимаются разнообразные усилия, чтобы в ма­лой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в резуль­тате войны чудовищного отчуждения одного из на­родов России от российского сообщества и государ­ства. В случае сохранения кризисной ситуации в межнациональных отношениях государство не га­рантировано от возникновения новых «горячих» то­чек и даже зон на российском политическом про­странстве.

Широко признанным фактом стал конфликт между СМИ, в первую очередь телевидением, и ду­ховными потребностями большинства народа, его национальными традициями и культурой. Свобода слова, о которой так долго твердили демократы-ре­форматоры, чаще всего используется СМИ для при­крытия морально-психологического насилия над людьми и навязывания массам чуждых им образа мыслей и поведения. Это сопровождается вытесне­нием национальных культурных ценностей, искус­ства, традиций. СМИ превращены в супероружие против культуры. В последние годы они занялись внедрением в массовое сознание иррациональных мистических и мифических идей, представлений и переживаний, религиозных суеверий. Пропаганди­руется псевдонаука, полунаука и антинаука. Одно­временно под видом критики марксистской комму­нистической идеологии дискредитируется научное мировоззрение. Тем самым миллионы людей на­сильственно отброшены на архаический уровень со-


Основы конфликтологии 440

знания и мышления эпохи средневековья. Понятно, что патриотическая интеллектуальная часть россий­ского общества не может не выступать против об­рушившегося на умы миллионов граждан своей ве­ликой страны водопада лжи и духовного яда. Кон­фликт постоянно нарастает. В него вовлечена в настоящее время православная церковь. Власти по существу занимают пока нейтральную позицию, ссылаясь на право журналиста выражать публич­но свои взгляды и мнения. А как же быть милли­онам граждан, не имеющих доступа к СМИ, по­скольку последние оказались в руках финансовой олигархии? Есть только один способ борьбы с эти­ми явлениями — ликвидация монополии на телеви­дение и общественный контроль (без вмешательства в творческий процесс) за осуществлением разумной информационной политики, базирующейся на прин­ципе плюрализма и отвечающей национальным ин­тересам. Она и только она определит направление разрешения конфликта и защитит общество от посягательств контркультуры и идейно-психологи­ческого западного империализма. На основе такой политики была бы эффективной борьба обществен­ности против телевизионного варварства и миними­зировано негативное воздействие СМИ на обще­ственное сознание и психологию людей.

Политика — лишь основа управления конфлик­тами, не более. В качестве таковой она выступает прежде всего по отношению к макроконфликтам. Что касается иных конфликтов, нижележащих уров­ней, то влияние политики на них больше опосредо­ванное, нежели непосредственное. Чем ниже уро­вень конфликта, а значит его зона распространения, тем сильнее возрастает роль прямо не связанных с политикой демократических технологий управле-


441 ____________Лекция 10

ния. Возникающие на уровне местных сообществ конфликты (за исключением правовых) регулируют­ся и преодолеваются средствами и институтом са­моуправления.

* * *

Рассмотренные в настоящих лекциях теоретичес­кие проблемы конфликтологии не исчерпывают те­матики данной науки. Предметом исследования были лишь основы теории конфликта. Тем не менее и это позволяет утверждать, что конфликтологичес-кий анализ общественной системы, ее функциони­рования и развития, равно как и перехода в новую систему, — один из срезов научного познания соци­ума. Категория же конфликта — одна из ступеней постижения его сущности. Вместе с тем мир много­численных микроконфликтов требует своего изуче­ния эмпирическими методами прикладной конф­ликтологии.




Литература.

1. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1996 (3-е издание). С. 9.

2. Там же. С. 237.

3. Там же. С. 83.

4. Там же. С. 306.

5. Зеркин Д. Основы политологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 484-494.


Основы конфликтологии 442


Приложение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...